Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
28.10.2015 19:01:13

Известно ли о деятельности Спасителя до его 30-ти летнего возраста?

Спрашивает: Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Александр АНДРИЕВСКИЙ

Действительно ли служение Иисуса Христа на земле продолжалось лишь 3 года? А хоть что-то известно о Спасителе до его 30-ти летнего возраста: где Он был, что делал?

Вопрос о продолжительности земного служения Христова получал, как в древности, так и в новое время, неодинаковое решение. В евангелии от Иоанна, Пасха, праздник годового круга, упоминается, по крайней мере, три раза: 2:23, 6:4 и 11:55. Последняя Пасха есть Пасха Страстей. Отсюда – традиционные три с половиною года служения Христова. Если же одно из упоминаний праздника не допускает отожествления с Пасхою, продолжительность служения Христова сокращается на год. Так или иначе, события евангельской истории в евангелии от Иоанна не могут быть умещены в рамки менее двух лет. 

С другой стороны, синоптические Евангелия, не содержащие никаких хронологических указаний после точных координат Лк 3:1-2, оставляют впечатление меньшей продолжительности евангельской истории. Но крупные представители современной библейской науки считают, что синоптики и Иоанн вполне согласуются между собою. Они отталкиваются от сопоставления следующих евангельских текстов.

В Мк 2:23 ученики Христовы, проходя с Господом засеянными полями, срывали зрелые (ср.Мф 12:1, Лк 6:1) колосья. В Мк 6:39, приступая к насыщению пятитысячной толпы в пустынном месте, Господь повелел ученикам рассадить присутствовавших «отделениями на зеленой траве» (ср. Ин 6:10). Зеленая трава в жаркой Палестине бывает раннею весною. Если насыщение пяти тысяч имело место после того случая, который рассказан в Мк 2:23 то оно должно относиться к следующей весне. Этими соображениями хронология синоптиков приводится в согласие с хронологией Иоанна, и мы можем допустить, что первый, Галилейский, период служения Христова продолжался не менее полутора лет.



Что касается молчания евангелистов о жизни Христа до 30-летнего возраста. Во-первых, нужно помнить, что Евангелия – это не жизнеописание Иисуса, а благовестие о Мессии. Во-вторых, очевидно, что жизнь Господа до его выхода на проповедь не выходила за рамки обычной жизни человека, что и давало повод его соотечественникам впоследствии удивляться и не принимать Его. Исключение – эпизод, описанный у евангелиста Луки (Лк. 2, 43-51), но без сомнения, это было единственное проявление Мессианского достоинства, относящееся к периоду взросления Иисуса. Иначе Пресвятая дева, которая, как сказано «сохраняла слова Господа в сердце своем» обязательно поведала бы об этом.

В более позднее время появилось так называемое «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа», но характер этого литературного памятника настолько отличался от того, что писалось о Христе ранее, что Церковь отнесла «Сказание» к подложной книге.

Образ Иисуса из «Сказания», пришедшего «проклясть», никак не вяжется с Тем, Кто пришел «послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 28)

Ответ на этот вопрос прочитали 1374 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос