Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
26.08.2016

Как относится Православная Церковь ко Льву Толстому?

Спрашивает: Татьяна, Белгород

Отвечает: Редакция сайта

Здравствуйте. Помогите разобраться в вопросе. В одной статье в Интернете сказано такое: Недавно, например, прочитал, что отец Иоанн Кронштадский записал в своем дневнике за 6 сентября 1908 года: Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. Лев Толстой, 80-летний юбилей которого отмечался в том году в России, был в ту пору серьезно болен. У него отказали ноги, и к гостям, приезжавшим в Ясную Поляну, его вывозили на кресле каталке. Однако же до праздника Рождества Пресвятой Богородицы великий писатель дожил, и от болезни своей излечился, начал ходить самостоятельно. Зато отец Иоанн Кронштадский скончался в том же 1908 году от мучительной болезни мочевого пузыря. Цитата окончена. Далее говорится автором статьи, что за эти призывы Иоанн поплатился жизнью. Имеет ли место данный факт в биографии Иоанна Кронштадского? В некой книге Павла Басинского: "Святой против Льва. Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды" утверждается, что такая просьба Иоанна записана лично им в его же дневнике, который якобы был издан с разрешения РПЦ. Помогите разобраться в данном вопросе, так как возникла полемика между мной и другим человеком. Я не компетентна в данном вопросе, необходима Ваша помощь. Спасибо заранее.

 

Здравствуйте, уважаемая Татьяна!

На сегодняшний день можно говорить о всплеске интереса к фигуре выдающегося русского классика. И если Толстой - художник безусловно считается гением, его религиозные взгляды всегда вызывали горячие споры.

Например, писатель категорически отрицает Троичность Бога, Воскресение Христа, считает Его только Человеком, а не Богом, отрицает необходимость церковных Таинств. При этом Церковь неоднократно подчеркивала неправоту Толстого. С писателем по этому поводу вступали в переписку, встречались и беседовали представители Церкви. Скажем, осенью 1879 г., когда новые взгляды писателя вполне определились, Л. Н. Толстой встречается в Москве с авторитетными в богословской среде иерархами — митрополитом Макарием (Булгаковым) и епископом Алексеем (Лавровым-Платоновым), а в начале октября 1879 г. в Троице-Сергиевой Лавре с архимандритом Леонидом (Кавелиным), а также совершает поездку в Киево-Печерскую Лавру. Хорошо известно, что и в Оптиной пустыни Л. Н. Толстой неоднократно имел возможность беседовать со старцами, которые говорили: то, что Толстой проповедует, — это ни православное, ни вообще христианство, но Толстой с этим не соглашался.

Тем не менее, и в 1880-е годы, и даже в начале 1890-х об отлучении вопрос пока серьезно не вставал. Трактаты получали широкое распространение лишь в Европе, а в России ходили по рукам рукописные и литографические копии. Таким образом, русский читатель не был широко знаком с религиозными идеями Л. Н. Толстого. И Церковь не хотела громкого скандала и не считала нужным привлекать большое внимание к его заблуждениям. Все понимали: Толстой — это настолько значимая фигура, что любое жесткое определение такого рода может вызвать общественный скандал. Что, собственно, потом и произошло.

Однако ситуация коренным образом изменилась после того, как Толстой издал роман «Воскресение». Он вышел и в России (конечно, с большими цензурными изъятиями), и в Европе, причем огромными тиражами. То есть в этот раз с романом ознакомилось множество русских читателей. В «Воскресении», помимо прочего, содержалось гротескное, а вернее сказать, кощунственное, изображение Евхаристии. По сути, Толстой впрямую стал издеваться над самым святым, над церковными Таинствами. После этого Церковь оказалась в очень сложном положении. Дальше молчать уже было нельзя. Возникла двусмысленная ситуация — Толстой называет себя христианином, но при этом с презрительной насмешкой относится к Церкви, ее Таинствам и церковному учению. Что делать? И вот когда в 1900 г. первенствующим членом Синода стал сравнительно молодой архиерей митрополит Антоний (Вадковский), вызрело решение дать определение о Толстом. Но понятно было, что его нельзя облекать в очень жесткую, категоричную форму. Следует заметить, что в этом определении отсутствуют слова «анафема» и «отлучение». Тем не менее, оно недвусмысленно утверждает, что Толстой сам себя отторг от церковного общения, и поэтому дальше не может считаться членом Церкви, то есть не может участвовать в церковных таинствах, на случай смерти не может быть погребенным по православному обряду.

Тем не менее, когда в Оптину пришла весть о том, что Лев Николаевич умирает, к нему по поручению Синода был направлен старец Варсонофий Оптинский. Однако по приезду Варсонофия в Астапово, родственники (в частности дочь Александра Львовна) не допустили старца к умирающему писателю и даже не известили Толстого о его приезде. В своих воспоминаниях Варсонофий жаловался: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». Толстой умер без покаяния.

Даже это скоромное описание проблемы отношений между Львом Толстым и Церковью говорит о том, что отношения эти были весьма непростыми. Более того, по иронии судьбы, в безбожное советское время именно через книги Толстого многие люди впервые узнавали о Христе.

Павел Басинский в своей книге «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» в первую очередь рассказывает людям нецерковным кто такой был батюшка Иоанн Кроштадтский. Он описывает как к святому шли за помощью, поддержкой и главное за советом: Как жить? С этим же вопросом обращались современники и к Льву Николаевичу. Поэтому книга строится так: одна глава посвящена Кронштадтскому, одна — Толстому, одна — Кронштадтскому, одна — Толстому. И они никогда не пересекаются. Они ни разу не встречались.

Их конфликт - это конфликт двух учителей: светской культуры и Церкви. И для того, чтобы разобраться в данном конфликте необходимо его объстоятельно изучить. Пожалуй не справедливо будет нам решать за Господа за что были "наказаны" святой Иоанн Кронштадтский и Лев Николаевич Толстой. Поэтому не станем делать скорополительсных выводов, и отнесемся к данному вопросу со всей возможной серьёзностью.

Советуем Вам почитать статью в журнале Фома "Церковь скорбит о Льве Толстом", а также ознакомиться с интервью Павла Басинского.

Ответ на этот вопрос прочитали 228 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос