Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
25.08.2016 17:23:20

Почему Господь попустил сатане искусить человека?

Спрашивает: Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Откуда в рай заполз этот гад? Господь Бог же видел все! Как же так? Это для того Бог попустил, чтобы человек был волен выбирать? Но ведь чтобы выбирать, нужно быть сведующим, а это соблазн.

Не понимаю, почему Вы считаете Адама «несведущим»? Если Вы имеете в виду «познание добра и зла», о котором Адам якобы не имел представления до грехопадения, то слово «познание» в библейском смысле предполагает не умозрительное знание, а опытное. Когда говорится в Писании «Адам познал Еву, жену свою» (Быт.4.1), предполагается, что он не книжку о женской анатомии прочитал, а соединился с нею в одну плоть, в результате чего она зачала.

В этом смысле он действительно не познал зла, пока его не совершил, нарушив заповедь Божию. А сотворив зло, Адам стал отличать от него добро, в котором раньше пребывал, а теперь должен был прилагать усилия, чтобы достичь то, что потерял.

Почему Господь попустил сатане искусить человека? Потому же, почему он дал заповедь не вкушать с древа. Это свобода, которая предполагает возможность выбора, даже если этот выбор будет ошибочным и приведет ко злу. Господь хочет, чтобы человек свободно выбрал пребывание в любви Божией. «Существует, конечно, и безличная любовь, слепое тяготение желания, рабство природной силе. Но не такова любовь человека или ангела к Богу, - иначе мы были бы животными, привязывающиеся к Богу каким-то темным влечением, наподобие сексуального. Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта. Только сопротивление свободы придает смысл согласию. Любовь, которой хочет Бог, это не физическое намагничивание, но живая взаимная напряженность противоположностей. Эта свобода – от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца». (Владимир Лосский)

Свободная воля человека – вот корень всех зол на земле. И рассуждения типа: «Куда Бог смотрит, почему не наказывает» - есть, по сути, требование к Богу лишить нас свободы взамен на благополучие. Мы не хотим быть свободными, мы хотим быть счастливыми. И прав оказывается Великий Инквизитор в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского в своих упреках Христу: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, – ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою, и прекратятся им хлебы твои. Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами?... Ты не сошел со креста, когда кричали тебе: «Сойди со креста и уверуем, что это ты». Ты опять-таки не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но и тут ты судил о людях слишком высоко, ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщиками. Озрись и суди, вот прошло пятнадцать веков, поди посмотри на них: кого ты вознес до себя?». 

Ответ на этот вопрос прочитали 339 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос