Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
15.09.2016 14:36:09

Является канонической икона «Всевидящее Око»?

Спрашивает: Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Икона «Всевидящее Око» является канонической? Очень непонятная иконопись. Расскажите об этом образе и о его написании, пожалуйста.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне убедительных версий до фантасмагорических гипотез.

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот. Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три – Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь – нечто среднее между изображением Оранты и Покрова, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа. Все они расположены в различных кругах, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты. Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер. Лично я не проверял, конечно, меня подобные практики настораживают.

Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов – их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные. Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

Иконы в стиле богословских аллегорий стали появляться у нас с XVI века. С подобными иконами связано знаменитое дело дьяка Ивана Висковатого. В 1547 году Москва пережила страшный пожар, погорел отчасти даже Кремль и выгорел в нем придворный Благовещенский Собор. Для реставрации иконописи прибегли к искусству новгородско-псковских иконописцев, прославившихся в это время своей виртуозностью и новизной иконных комбинаций. Источник творчества последних, историки русского искусства обнаружили в образцах иконописи и живописи германской. Наблюдал за работой иконописцев авторитетный цензор, царский духовник протопоп Сильвестр. Может быть, заглядывал на работу и сам митр. Макарий. Но не эти передовые московские консерваторы заметили непривычную новизну псковских икон, а светский человек, думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он поднял шумный протест. Всенародно и громко критиковал иконописную работу. «Вопил», как выражается обвинительный акт. Обвинял в неправославной новизне и нарушении норм VII вселенского собора. «В правилах писано святого VII собора, кроме плотского смотрения Господня и распростертия на кресте, и образа Пр. Богородицы и свв. угодников, иных образов не писати, кроме тех образов, и заповедью утвердили кроме соборного уложения не мудрствовати»

Спор начался с одного из самых важных положений Висковатого: «Не подобает невидимаго Божества воображати» Теперь же иконописцы стали изображать невидимое Божество по видению пророка Даниила в виде древнего старца.

Дело дьяка Висковатого разбиралось на Соборе 1554 года, но внятного ответа на «вопли» Висковатого Собор так и не дал. Митрополит Макарий просто давил авторитетом и заставил дьяка смириться. Раздраженные судьи обрекли его на трехгодичную покаянную епитимию: год стоять вне дверей церкви, другой, внутри, на положении оглашенного и лишь на третий присутствовать и на литургии верных, но без причастия.

Спустя 12 лет, на Большом Московском Соборе было категорически запрещено изображать Бога Отца: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии ... Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако.…» Но несмотря на этот запрет, в церковной практике подобные изображения можно встретить довольно часто.

Поскольку на иконе «Всевидящее око» присутствует изображение Бога-Отца ее можно считать неканоничной, а вот молиться перед ней или же использовать только как аллегорическое напоминание о всеприсутствии и всеведении Бога – решать Вам.

Ответ на этот вопрос прочитали 352 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос