Церковь Всех Казанских Святых (с. Ташкирмень)/

Лаишевский район с. Ташкирмень

Село Ташкирмень существовало, вероятно, уже во времена Казанского ханства. К началу XVII века жители с.Ташкирмень исповедовали православие. До конца XIX века в селе не было собственного храма и жители Ташкирмени относились к приходу села Мансурова. Строительство храма началось в 1895 году по инициативе заведующего Центральной крещено-татарской школой священника Тимофея Егорова. Татары-кряшены, жившие в окружении русского и мусульманского населения, были долгое время лишены возможности слушать службы и проповеди на родном языке.

После строительства храма богослужение стало совершаться на родном языке кряшен. Проект храма составил архитектор Федор Николаевич Малиновский. Большую часть средств выделил помещик соседней деревни Макаровки маркиз А.А. Де Ларю. Специальное пожертвование на строительство храма сделал отец Иоанн Кронштадтский. Строительство затянулось на долгие годы, и только в 1914 году однопрестольный храм без колокольни был освящен во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского. В храме не было постоянного приходского священника. Время от времени в храме служили приезжие священники-кряшены. До конца 1920-х гг. в Гурьевском храме читали прихожане, иногда службы совершал причт церкви села Мансурова (это село было затоплено после строительства Куйбышевского водохранилища). При возвращении храма и его новом освящении в 1999 году Гурьевская церковь была освящена в честь Всех Казанских Святых. В 1992 году в селе насчитывалось 556 жителей, преимущественно кряшен.

Храм выстроен в псевдорусском стиле. Композиционно-планировочная структура храма симметрична и в плане крестообразна. Центральный объем - четверик с массивным, круглым барабаном и крупной главой. По углам четверика еще четыре низеньких главы на богато декорированных шейках. Со всех сторон ядро храма обстроено небольшими прямоугольными объемами меньшей высоты. Апсида пятигранная. Трапезная в два спаренных окна развивается к западу глухими стенками с прорезанным в торце прямоугольным проемом входа. Фасады пышно декорированы: фигурные фризы, арочные окна, обрамленные опоясанными полуколонками и увенчанные архивольтами, подоконные нишки с поребриком, аркатурные пояски, пояса из арочных кокошников под главами (на барабанах).