Церковь Истомы Ляпуна

Казань. Перекресток Ивановского (ныне Кремлевского) спуска и улицы Большой Проломной (Баумана).
На фотографии изображен перекресток Ивановского (ныне Кремлевского) спуска и улицы Большой Проломной (Баумана). В центре снимка расположена Николо-Ляпуновская церковь (ныне на ее месте - здание Академии наук РТ). Слева виден купол Николаевского детского приюта (ныне хлебозавод №6), а справа за церковью просматриваются храм и колокольня Владимирского собора (располагавшийся по улице Владимирской, ныне Кирова, собор был уничтожен в начале 1930-х годов).

Фотография выполнена с Кремлевского холма. Именно здесь около десяти веков назад возникло булгарское поселение, которое со временем превратилось в крепость. Для основания города эта возвышенность являлась идеальным местом прежде всего в военном отношении - со всех сторон ее окружали естественные преграды: реки, болота, овраги, а сам холм имел довольно крутые обрывы.

Каких-либо крупных строений, указывающих на точную дату фотосъемки, на иллюстрации нет. Лишь мелкие детали - водоразборная колонка, телефонные и электрические столбы - свидетельствуют о том, что фотография сделана после 1897 года. Определенное уточнение можно внести и в связи с отсутствием на снимке трамвайных путей, которые были проложены по Ивановскому спуску в 1899-1900 годах. Вот почему можно с полной уверенностью говорить, что снимок сделан в 1897-1899 годы.

Николо-Ляпуновская церковь, занимает на фотографии центральное место. Строго говоря, на самом деле это комплекс из двух храмов Николо-Ляпуновского прихода - Обновления храма Воскресения Христова (большой, первоначально называвшийся Ильинским) и собственно Николо-Ляпуновский (или Никольский, слева небольшой).

Уже в ХV-ХVI веках на этом месте располагался казанский посад. Деревянная церковь Николы Мирликийского-чудотворца с приделом в честь святых Зосимы и Савватия была построена на средства стрелецкого атамана Истомы Ляпуна (Димитрия Степанова Ляпунова), переселившегося из Пскова. Точное время постройки не известно, но в писцовой книге 1566-1568 годов церковь уже упоминается. Никольская деревянная церковь, получившая в народе название в честь основателя Ляпуновской, или Стрелецкой, в 1695 году была заменена каменной. При этом Зосимо-Савватиевский придел был заменен приделом Михаила-архангела. Рядом с храмом располагались богадельня, знаменитая городская Даирова баня и пороховой завод.

Вскоре значение церкви настолько выросло, что при ней был открыт девичий монастырь. Источники указывают, что он действовал до середины ХVIII века. При этом одни справочники ссылаются на 1749 год как дату закрытия монастыря после пожара, а известный историк и член Санкт-Петербургской Академии наук, автор первого печатного путеводителя по Казани П.Рычков указывал на существование девичьего Никольского монастыря и в 1767 году.

Одно время Никольский монастырь был самым населенным девичьим монастырем в Казани. По количеству сестер христовых он превосходил даже широко известный Казанский девичий Богородицкий монастырь, в котором хранилась всероссийская святыня - Казанская икона Божией матери. Так, в 1743-1745 годах в девичьем Никольском монастыре, кроме одного попа и казначея, числились 88 монашек (в Богородицком монастыре - 79) и 14 новопостриженных.

Никольский храм сильно пострадал от пожара, случившегося в сентябре 1815 года, когда выгорел почти весь город. В 1818 году он был восстановлен, причем в подчеркнуто прежнем стиле владимиро-суздальских храмов. Расписывалась новая церковь местными художниками, и поэтому она представляла немалый интерес в плане изучения живописи казанской школы. В 1824 году казанский художник Александр Григорьев написал на фонаре церкви четырех евангелистов, а в 1855 году Николай Огородников изобразил Господа Саваофа. Между прочим, последнее изображение было скопировано автором с картины Рафаэля "Видение Иезекииля". В 1855-1856 годах Огородников также написал иконостас Никольской церкви. Чуть позднее еще один казанский живописец - Григорий Артемьев, дворовый человек Львовых, - написал изображение Иисуса Христа с апостолами.

В Николо-Ляпуновском храме до начала 1930-х годов хранилось большое количество драгоценностей и произведений искусства. Среди них были древние списки Казанской и Смоленской икон Божией матери и напрестольные древние Евангелия. На колокольне среди множества колоколов, сделанных в разных городах России, исправно нес службу и казанский колокол, отлитый на известном заводе Рукавишникова, который располагался на древней Подлужной улице.

Судьба прихода в послереволюционные годы оказалась крайне незавидной. В начале 1930-х годов была снесена большая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова. Малую Никольскую церковь прихожанам удалось отстоять, однако вскоре она была закрыта и долгое время использовалась как склад.

В 1964 году пришедшую в полное запустение Никольскую церковь разобрали. К пятидесятилетию Октябрьской революции на этом месте было запланировано возвести новый духовный храм - Дом политпросвещения. Проект был осуществлен в 1966 году, а со следующего года здесь открылась республиканская школа марксизма-ленинизма. В 1992 году здание Дома политпросвещения было отдано под Академию наук РТ.

Перейти на страницу
Иоанно-Предтеченского мужского монастыря


Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, больше известный казанцам как Ивановский монастырь.Фотографии Ивановского монастыря опубликованные на сайте «Старая Казань»:
Фото 1
Фото 2
Также на переднем плане фотографии на крутом склоне видна белокаменная ограда. Это забор знаменитого Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, больше известного казанцам как Ивановский монастырь.

Монастырь был основан в 1560-х годах как подворье Свияжского Успенского Богородицкого монастыря. Основателем и свияжского, и казанского храмов был архимандрит, позднее архиепископ Казанский и Свияжский Герман. Известно, что именно с его деятельностью связано появление в казанском крае книгопечатания во второй половине 1550-х годов.

Монастырь имеет богатую историю. Чего стоит одна лишь эпопея по сохранению его уникальной трехшатровой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи 1649-1652 годов постройки. Она являлась ярким памятником сочетания русской и татарской национальных архитектурных традиций. Но ввиду ее ветхости церковь в 1886 году была разобрана. Потом на ее месте построили другую, похожую на старую, но и она в годы войны с "опиумом для народа" была разрушена.

По материалам газеты
«Республика Татарстан»