Статьи, Пресс-релизы

Старинные тайны Москвы: яма в XVII век

  Количество просмотров

На исходе лета 2016 года археолог-искусствовед Илья Боровиков по собственной инициативе дежурил на участке Гончарной улицы в Москве, где проходил ремонт теплотрассы. Ученый был осведомлен, что в здешнем многовековом культурном слое могут скрываться невероятные исторические сюрпризы – и не ошибся. В один из дней, под рокот тяжелой техники, в земле образовался провал глубиной в 6 м. Это оказалась старинная изразечная мастерская XVII века, принадлежавшая, судя по находкам, знаменитейшему в то время мастеру, родоначальнику выпуска цветных изразцов на Руси Степану Иванову по прозвищу Полубес.

С эти именем связана целая самобытная эпоха в истории русской керамики. Привезенный боярином Алексеем Трубецким из Белоруссии сирота Степан Иванов поселился вместе со своими земляками (а белорусов, бежавших от католичества с родной земли и осевших в Москве, была тогда десятая часть населения столицы Руси) в Гончарной слободе, изготавливая потрясающие по красоте и яркости цветные изразцы и обучая ремеслу учеников. Изделия Степана Полубеса шли, в основном, на облицовку московских храмов – в честь Пресвятой Богородицы в Гончарной слободе, Иосифо-Волоколамском, Солотчинском, Новоиерусалимском монастырях. Что касается последнего, он был частью грандиозного плана Патриарха Никона создать в Москве свой Иерусалим со всеми святынями Небесного града – Храмом Гроба Господня, Голгофы, Гефсиманского сада, но в более пышном исполнении. Ценинники (от немецкого Zinn — «олово», которое входило в состав цветных эмалей для покрытия изразцов), стекольщики, живописцы, столяры и резчики по дереву, ювелиры, строители и другие – лучшие специалисты государства были брошены на выполнение грандиозного замысла, в их числе – Степан Иванов по прозвищу Полубес.

Фризы, панно, печные кафли, барельефы святых, наличники, аркады, гигантских размеров иконостасы и многие другие работы мастера поражали иноземцев при его жизни и на века остались в сокровищнице русского керамического искусства. До Степана Полубеса техники многоцветных полихромных изразцов на Руси не знали. Изразцы Полубеса с «грушками, дыньками и тюльпанцами», виноградными гроздьями и райскими птицами, с его фирменным переплетающимся орнаментом «павлинье око» вобрали в себя все лучшее из декоративного искусства XVII века – народность, красочность, веселую русскую сказочность, красоту Божьего райского сада и похожесть на вышивку по ткани.

Именно поэтому так ценна находка на Гончарной – мастерская великого керамиста с огромным количеством отлично сохранившихся образцов 350-летней давности. Подержать их в руках для искусствоведа или просто разбирающегося в керамике человека – все равно, что скрипачу взять в руки инструмент Страдивари. Только музыка русской старины застыла здесь в обожженной глине и глазури…

Источник




Дата публикации: 07/07/2017

Вернуться к списку