Господь Иисус Христос, находясь на земле, совершал исцеления больных. Он и апостолам дал власть: «….возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:18). Апостолы Христовы мазали болящих маслом и исцеляли Духом Святым. Повеление Христа апостолам исцелять, помазуя болящих маслом, Церковь исполняет и в сегодняшний день. Это выражается в Таинстве Елеосвящения, в котором при помазании больного освящённым елеем (растительным маслом), призывается на больного Божественная благодать для исцеления его от телесных и душевных недугов. Духом Святым Всевышний Владыка Господь преображает душу человека. Особенно подробно говорит об этом Таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Таинство Елеосвящения ещё называется Соборованием, потому что оно совершается собором (собранием) пресвитеров, как выражение именно того, что не человек исцеляет, обладая какими-то способностями, но совершает это Бог. Таинство это должно совершаться семью священниками, хотя по необходимости его может совершить и один священник. По учению католицизма, единственной целью Елеосвящения служит избавление от грехов и приготовление к мирной кончине, но отнюдь не исцеление от болезни, поэтому оно совершается у католиков только над людьми безнадежно больными, близкими к смерти. Такое неправильное понимание Таинства иногда встречается и у нас среди верующих, считающих, что только умирающих надо напутствовать этим Таинством. Есть ещё одно распространённое ложное мнение о том, что во время Соборования прощаются все забытые грехи. Это не соответствует действительности. Господь должен был сначала обидеться на человека, чтобы простить грех. Но мы знаем, что Бог – это не человек, Он не обижается. Он любит каждого из нас совершенной всепоглощающей любовью. Нам сложно полюбить от всей души умалишённого физического урода. Такого ребёнка даже мать, чаще всего, отталкивает от своего сердца. А Бог и такого любит.
Что происходит во время этого Таинства? Что-то ведь происходит? Грех – это рана духовная. Совершая грех, человек своей душе наносит духовную рану. Чем сильнее грех, тем сильнее рана. Рана духовная ноет, боль бывает невыносима. Но она постепенно заживает, остаются рубцы – последствия этой духовной болезни. Мы преодолели болезнь, но последствия остаются. Они, чаще всего, выражаются физически. Вот эти последствия – раны духовные и очищаются. В Таинстве Соборования Господь даёт нам благодать Свою, очищает нас через помазание освящённым маслом. Вот это обновление духовное совершается и даёт нам возможность стать другими духовно и телесно. Задача духовного лечения, как раз, и состоит в том, чтобы раскрыть душу, дать возможность благодати Божьей совершить исцеление духовное и физическое. Во время Таинства молящиеся люди стоят с зажжёнными свечами. В деянии святых апостолов написано, что Дух Святой сошёл на апостолов на пятидесятый день по Вознесении Христовом в виде огненных языков. И мы стоим с этими огоньками в руках, свидетельствуя через это присутствие Духа Святого.
Приступающим к Елеосвящению надо помнить слова Игнатия (Брянчанинова):
«Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления».
Господь не по счетам считает наши грехи. Люди молятся, чтобы Господь открыл им их грехи… Если на нас висит какой-то грех, которого мы не помним, и нам важно его вспомнить, то Господь напомнит. Покаяние это не перечисление грехов, это есть полная перемена ума, переход к невозможности грешить.