Публикации

Владимирский собор города Казани

  Количество просмотров

Мы продолжаем печатать исследования доцента Казанской Православной Духовной семинарии, лауреата Макариевской премии Анатолия Михайловича Елдашева об утраченных храмах Казани. Город в богоборческое время лишился свыше ста соборов, церквей, часовен.

Сегодня наш рассказ об одном из некогда величественных соборов Казани — во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Листая старые альбомы с фотографиями ушедшей Казани, невольно приходишь к выводу, как много потерял город с утратой храмов, монастырей, соборов, некрополей.

Разве не обеднел город с потерей величественного храма Казанской иконы Божией Матери и колокольни Казанско-Богородицкого женского монастыря? Разве не зияют провалом развалины некогда знаменитого своей миссионерской деятельностью Спасо-Преображенского собора? Разве не украшала бы сегодня Александровскую площадь шатровая колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря?

Нечто подобное можно по-праву отнести и к  собору Владимирской иконы Божией Матери, его оригинальной, пятиярусной колокольне, которые некогда стояли на стыке Московской и Владимирской улиц.[1] В его архитектурный комплекс входили три храма: два зимних (т.н. тёплых), небольшого размера и большой летний (холодный).

В 1860-х гг. при ремонте крыши была найдена закладная медная доска, на которой крупным полууставом была отлита следующая летопись собора:

«Начата бысть сия святая церковь каменная строить во имя Пресвятой Богородицы Владимирской в лето от создания мира 7202 году мая 1 дня, а от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего державнейшего Императора и самодержца всероссийского Петра Великого, отца отечества, по благословению преосвященного Маркела, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь в лето от создания мира 7226 году, а от Рождества Христова 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освещенным собором,  а в 1732 году ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископ казанского и свияжского у сей святой церкви быть собору и поизвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия святая церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей».[2]

Из этой летописи становится понятным, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться в 1694 году, была освящена в 1718 году, а стала собором лишь в 1732 году. Не ясно, так отчего она строилась так долго, аж 24 года. Летопись об этом умалчивает. А это достаточно солидный срок, даже для  XVIII века.

В следующем столетии, в 1836—1847 годы по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди[3] возводится высокая пятиярусная каменная колокольня с оригинальным островерхим шпилем Тогда же выстроена и крытая галерея, соединявшая собор с колокольней. Средства на строительство колокольни были пожертвованы прихожанином собора, казанским 2-й гильдии купцом Петром Герасимовичем Корюкиным, который и был впоследствии похоронен под колокольней в 1843 г., а в 1854 г. — и его жена Марина Матвеевна.

Владимирский собор Казань

Об этом гласила надпись на жестяном листе, вделанном в стену колокольни, на её южной внешней стороне:

«Под сею колокольней покоятся сооружители: казанский 2-й гильдии купец Петр Герасимович Корюкин, скончавшийся 1843 г. июля 31 дня; жития его было 67 лет, и жена его Марина Матвеевна, скончавшаяся 1854 г., жития ей было 70 лет. Господи! Прими души рабов Твоих; в селении праведных упокой!»

Над этой надписью, в углублении была поставлена икона святого апостола Петра и мученицы Марины. Каменный большой дом П.Г. Корюкина находился по улице Московской напротив колокольни.

Холодная церковь была первым ярусным храмом Казани. В 1749 году она сгорела, а в 1774 году была разграблена бунтовщиками Емельяна Пугачёва. Для облегчения конструкции храма, ввиду того, что его стены дали трещины, в 1860 году железные стропила кровли заменили на деревянные, а под углы подвели контрфорсы, внутри убрали хоры.

В 1873—1874 гг. собор был расписан иконописцами Петром Абрамовичем Пыпиным и Павлом Николаевичем Щепетовым. Престол в главном храме Владимирской иконы Божией Матери был один. Собор украшался шестиярусным иконостасом, по девять икон в ряд. В центре храма было подвешено бронзовое литое паникадило в три яруса, на 36 свечей — дар известного казанского купца Сергея Евсеевича Александрова.[4]

Пол был чугунный, а на амвоне, солее и в алтаре — каменный. Внутри собора не было ни столпов, ни поперечных железных связей. Под полом были устроены сдаваемые в аренду кладовые.

Церковь Положения Ризы Господней. Снято в 1915 году

К северу от холодного собор стояла теплая каменная церковь в честь Положения Ризы Господней. Персидский шах Аббас I (1571 — 1629), при котором государство Сефевидов достигло наибольшего могущества, в 1625 году прислал царю Михаилу Феодоровичу ризу Господню. Её путь по Волге в Москву пролегал через Казань, и она одну ночь находилась в храме, стоявшем на месте нового, освящённого в 1687 году. В 1793 году храм был обновлён и переосвящён в честь Рождества Христова, с приделом в честь Положения Ризы Господней. 3 сентября 1815 года церковь сгорела и была восстановлена лишь спустя восемь лет.

Вторая тёплая церковь — однопрестольная, в честь иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость» — существовала уже в 1739 году. Она находилась к западу от Рождественской церкви. Трапеза и паперть этой церкви были превращены в квартиру священника, фасадом на Московскую улицу.

В конце XIX века в ограде Владимирского собора возвели часовню в память мученической кончины Императора Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 года.

Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время слома субдоминантного религиозного ландшафта города. За восемь лет, с 1928 по 1936 годы в Казани было уничтожено более половины храмов, монастырей, мечетей. Все взрывы производил полк латышских стрелков, расквартированный в Казани. [5]

Архивный документ беспристрастно свидетельствует об этом:

«Начальнику конторы комжилстроя. 9 марта 1932 г. Президиум городского Совета предлагает немедленно приступить к разбору предназначенных для коммунального жилищного строительства церквей и мечетей. 1) Владимирский собор (Московская ул.); 2) Грузинская церковь (ул. К. Маркса); 3) Кафедральный собор (коридор по направлению к новому зданию областкома); 4) Воскресенская церковь (ул. Чернышевского); 5) Федоровский монастырь; 6) Спасский монастырь (в Кремле) передать коммунжилстрою, в случае неразбора Татбашшколой для надстроек… Зам. предгорсовета  Муратов».[6]

В предвоенные годы Владимирский собор взорвали последним в городе, в апреле 1936 года. Сейчас на месте величественного храма стоит жилой дом «сталинской» постройки.


[1] Бывшая  улица Кирова до революции имела три названия, в соответствии с находящимися на ней православными храмами: Московская (храм Московских чудотворцев), Владимирская (собор Владимирской иконы Божией Матери) и Успенская (собор Успения Пресвятой Богородицы).

[2] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1879 год. — Казань: Типография императорского университета, 1879. — С. 434.

[3] Петонди Ф.И. (1794-1874), архитектор. Представитель русского классицизма. В 1817-1834 годах Орловский губернский архитектор, в 1834-1844 Казанский губернский архитектор. С 1845 года работал в Петербурге, в 1855 году вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т.ч.: домов Н.Н.Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «Казанского подворья» (1843 — 1848) и др. Автор второго (1838 г.) проекта регулярного плана застройки Казани. См.: Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 435.

[4] Александров Сергей Евсеевич (1792-1870) из рода казанских купцов и предпринимателей Александровых. Потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии, совладелец «Товарищества Казанского кожевенного завода на паях». С начала 1840-х гг. крупный монополист на чайном рынке России. В 1842-1844, 1851-1853 гг. городской голова Казанской думы. Один из учредителей Купеческой торговой фирмы. Был погребен в фамильном склепе под Успенским собором Свято-Успенского Зилантова монастыря. Захоронения не сохранились. См.: Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ,  1999. — С. 25. Достойны памяти потомков. (Городские головы Казани 1767 — 1917 гг.). Сборник документов и материалов. — Казань, 2002. — С. 107 — 113. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том I. — Казань, 2001. — С. 106 — 112.

[5] Этот малоизвестный факт об участии полка латышских стрелков в уничтожении православных храмов города автор почерпнул из сборника статей и сообщений городской научно-практической конференции, состоявшейся 21 мая 2002 г. См: Казанский посад в прошлом и настоящем. — Казань: Мастер Лайн, 2002. — С. 99.

[6] НА РТ, ф. 732, оп. 6, д. 54,  л. 19.

 

Вернуться к списку

Последние добавления