Публикации

Проповедь митрополита Феофана в канун Недели сыропустной в Крестовоздвиженском соборе Казани

  Количество просмотров

12 марта 2016 года, в канун Недели сыропустной, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря. За богослужением глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня — Неделя перед началом поста, когда Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Много об этом рассуждали пророки, апостолы, святители, праведники, мученики — эта тема волнует и нас. Неслучайно в канун Великого поста Церковь вспоминает это трагическое событие в жизни человечества.

Проповедь митрополита Феофана в Прощеное воскресенье в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря

Сотворены были небо, земля, всё живущее и на земле, и в море. Нужен был венец творения и Бог сотворил человека, Адама и Еву, поселив их в раю. Их радость и величие были в постоянном общении с Богом, они видели Бога лицом к лицу, как мы знаем из Священного Писания. Нашим прародителям был сделан только один запрет: никогда не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Кажется, что всё просто — живи, наслаждайся и не вкушай плодов.

Диавол, низверженный некогда светлый ангел, смыслом своего существования видит не покаяние перед Господом, а богоборчество. Он знает, что бессилен перед Богом, ибо испытал это со своими единомышленниками, отвергнутыми от лица Творца. Дьявол увидел, что Бог сотворил новые духовные личности — человека, Адама и Еву — для жизни в богообщении, в раю. И зависть, и тоска у дьявола: «Меня низвергли, я где-то вдали от Бога, а они заняли мое место». Сатана внушил сначала Еве, а та своему мужу вкусить от запретного древа: «Сказано, что это дерево познания добра и зла. Вкусите и вы будете уподобитесь Самому Богу». Эта лукавая логика оказалась действенной…

У человека была отнята благодать, было отнято Божественное покровительство. Согрешив, они постарались спрятаться от Бога, стали стыдиться и скрывать свою наготу. Одновременно с чувством стыда были испорчены их сущность, первозданная невинность… За нарушение данной заповеди первые люди изгоняются из рая, вход в который отныне стережет небесное воинство.

Кто-то скажет, что наши пращуры были неразумные. Кто-то упрекнет Бога, Который сотворил, поселил в раю и дал закон, погубивший человечество. «Почему Он не сотворил нас безгрешными, не могущими нарушить заповедь?» — спрашиваем мы. Но в этом и заключаются и тайна, и драма, и величие человека, и сила Божия. Сотворив человека, Бог даровал ему свободу выбора. К великому сожалению, человек не смог воспользоваться этой свободой во благо…

Но уже тогда, изгоняя из рая первозданную чету, Бог пообещал, что родившийся от женщины сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). На это потребовались тысячелетия — был и вавилонский плен, и убийства, и богоотступничество избранного народа, и пророки, и святые. Человечество страдало и милосердный Бог посылает Сына, чтобы спасти род человеческий.

Как я уже сказал, неслучайно об изгнании из рая мы вспоминаем в канун поста. На протяжении всего Великого поста путь человечества в песнопениях церковных будет представлен как история покаяния. Кульминацией его станет Голгофский крест, страдание Христа за весь род человеческий: и за Адама с Евой, и за живших ранее и умерших, и за нас, живущих ныне…

На пороге Великого поста спросим себя, как мы живем? Как относимся к нормам и заповедям, которые Бог оставил нам — так же, как ранее Адаму и Еве? Но одновременно Бог дал нам великие дары — создал Свою Церковь с ее Таинствами. Он дал нам возможность причащаться Своего Тела и Крови, соединяться с Ним.

Горе нам, окаянным! Беды и печали от нашего непослушания, от нашей расслабленной воли и от наших беззаконий. Чего нам ждать? Второго изгнания Адама из рая? У врат рая стоят небесные силы с огненными мечами. Но Бог более милосерд, чем к Адаму, к нам, его потомкам — Он дал нам дверь, в которую можно постучаться через покаяние, через осознание своих неправд и грехов. И стать на пути исправления, через добрые дела, через веру в Бога Всемогущего убелить грязное. Нет иного пути. Не прячьтесь от Бога! Если бы Адам и Ева не стали отпираться, а пали в ноги Господу и просили простить, наверное, всё было бы по-другому. Это относится и к нам. Помните, что Бог всеведущ, всемогущ, всевидящ и всезнающ.

Поэтому, вступая в Великий пост, мы должны пересмотреть свою жизнь, сопоставить ее с Божественными нормами. Конечно, мы многое найдем такого, что не соответствует этим заповедям. И чтобы не быть изгнанными окончательно, вычеркнутыми из книги жизни, мы должны каяться и не унывать, надеясь на милосердие Божие, исправлять неправды своей жизни.

В наше время и в нашей православной, христианской среде много всяких страхов и осуждений. Давайте помнить, что с каждого из нас Бог спросит за наши личные дела, за наши личные поступки, за нашу личную жизнь. Надо помнить, что борясь за общее «нечто», мы лично нередко живем непорядочно. Мерилом нашей ответственности пред Богом должно быть Святое Евангелие и заповеди Господни.

Мы с вами счастливы, потому что  находимся на этом святом месте, где явилась Сама Царица Небесная. Верю, что Она не покидает это место и поныне, Её честной образ здесь. Будем усердно молиться, честно жить и не забывать каяться, дабы достичь общения с Богом в жизни вечной. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления