Публикации

Апостолы для апостолов

  Количество просмотров

Неделя святых жен-мироносиц

От галилейских жен, от Магдалины
Весть дивную мы знаем. Их глазам
Под старым кедром в тишине долины,
В рассвета бледный час предстал Он Сам.

К. Р. «Царь Иудейский»

Многие слышали о женах-мироносицах и на вопрос о них без труда ответят, что так именуются в Евангелии женщины, последовательницы Иисуса Христа, которые первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа. По иудейскому обычаю, они собирались помазать Христа благовонными маслами и оплакать Его. Но почему Церковь так высоко чтит этих женщин? Неужели за то, что они принесли миро и намеревались совершить все то, что полагалось сделать?

Конечно же, нет! Церковь так почитает их за то, что Сам Спаситель избрал их апостолами для апостолов, как разъясняет это блаженный Григорий, патриарх Антиохийский в своем «Слове о женах мироносицах». [1]

Вспомнить о том, кто были эти женщины и поразмыслить, почему они удостоились величайшей чести первыми видеть Воскресшего Господа, мы и предлагаем читателям и читательницам.

Среди жен-мироносиц первой принято называть Марию Магдалину, которой согласно евангелисту Иоанну Богослову, первой явился воскресший Спаситель. Но возникает закономерный и непраздный вопрос: где была в это время сама Матерь Божия и почему Евангелисты, повествуя о воскресении Господа, не упоминают о ней? В Синаксаре «Во Святую и Великую неделю Пасхи» говорится, что евангелисты, по всей видимости, не хотели упоминать Богородицу, как свидетельницу истинности Воскресения Христова, потому что многие не поверили бы таким словам подавленной горем Матери.

«И первее убо Воскресение Божии Матери познаваемо бывает прямо седящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей. Но да не сомнило бы ся Воскресение, заеже к Матери присвоения, евангелисти глаголют: первее является Магдалини Марии». [2]

«И прежде всех узнает о воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как говорит евангелист Матфей (Мф.27,61). Но чтобы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк.16,9)».

Выдающийся проповедник русского зарубежья архиепископ Аверкий (Таушев) считает этот аргумент действительно веским: «Ведь если евангелистам рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа показались пустыми, они им не поверили (Лк. 24:11), то могли ли поверить посторонние люди свидетельству Матери?» [3].

Вероятно, поэтому в Евангельских повествованиях о Воскресении Христа нет прямого указания на Божию Матерь, но святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «другая Мария», о которой упоминает евангелист Матфей, как о спутнице Марии Магдалины, а также «Мария Иаковлева» в повествовании евангелиста Марка и есть Богородица. [4] Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки указывает: «Под "Мариею, матерью Иакова", разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия». [5]

Святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери. Место этого явления принято указывать недалеко от кувуклии в Иерусалимском храме Воскресения. Об этом явлении Господа говорится и в церковных песнопениях:

«Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай». [6]

«Увидев Бога, Которого по плоти носила Ты во чреве, Чистая, из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, и как Бога, Непорочная, Его величай».

Изложенное в Синаксаре толкование евангельского повествования о явлении Спасителя женам мироносицам запечатлено в иконографии Воскресения Христова. На иконах нередко можно встретить изображение воскресшего Господа и коленопреклоненных Богородицу и Марию Магдалину.

Предание о том, что Христос в первую очередь явился своей Матери, чтобы утешить ее, нашло отражение в поэзии. Великий князь Константин Константинович, автор драмы «Царь Иудейский», повествование о явлении воскресшего Господа Его Пречистой Матери влагает в уста мироносицы Иоанны:

От Матери Его иду я к вам.
Вчера, как солнце за горы зашло,
От милого Ей гроба воротилась
К Себе Мария, в Иоаннов дом,
И в горнице Своей в ночи безгласной,
Одна о Сыне плакала Она.
Внезапно дивным светом озарилась
Вся горница; и видит пред Собой
Мария Сына Своего. Ей мнилось,
Что это сон иль чудное виденье,
Но перед Нею Сам Он во плоти,
Лишь просветленней смертных, светозарней,
И ароматом веет от Него
Смешенья мирры и алоя. Руки
К Нему в порыве счастья протянув,
Еще боясь увериться, Мария
И волосы, и плечи, и ланиты
Возлюбленного Сына осязает;
И дорогой, знакомый слышит голос:
— «Не плачь, не плачь, о, Матерь, надо Мною.
Из гроба Я восстал; прославлен Я,
И вознесу, прославлю и Тебя,
И всякого, кто с верой и любовью
Тебя отныне сердцем возвеличит». [7]

Сказав о Первой среди мироносиц — Богородице, назовем и других, упоминаемых евангелистами.

О присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины повествуют все четыре евангелиста. Имя ее, пожалуй, самое известное из имен женщин, упоминаемых в Евангелии. Евангелист Иоанн, указывает на то, что Магдалина приходила ко гробу дважды (Ин 20:1-2,11-18), свидетельствуя тем самым, что эта женщина была ревностнейшей среди мироносиц. Откуда же эта ревность, в чем причина?

Она родилась в местечке Магдалы, расположенном на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума, и с юного возраста жестоко страдала беснованием. Получив от Христа чудесное исцеление, Мария незамедлительно последовала за ним. Поскольку она происходила из состоятельного рода, то, как и многие другие жены, стала поддерживать Господа и его учеников материально, а также служить им в быту.

По воскресении Христа святая проповедовала Евангелие в Риме. Согласно исследованиям епископа Михаила (Грибановского), события ночи Воскресения Спасителя в своем Евангелии Иоанн Богослов описал с ее слов. [8] Принято считать, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6). В последние годы земной жизни святая вместе с апостолом Иоанном Богословом проповедовала Евангелие в Эфесе, где и скончалась. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц.

В житии Марии Магдалины отмечается не только ее ревностное служение Христу, но и ее роль в распространении христианства. Она, добившись аудиенции у императора Тиберия, своим пламенным свидетельством о земной жизни, страданиях, смерти и воскресении Спасителя снискала благосклонность Римского правителя к христианам, что позволило окрепнуть первым христианским общинам. [9] Ей мы обязаны появлением традиции пасхального приветствия «Христос Воскресе!» и трогательному обычаю дарить друг другу на Пасху крашеные яйца — символ гроба и Воскресения.

Мария Магдалина единственная в Евангелии женщина, упоминаемая не относительно кого-либо из мужчин как чья-то мать, жена или сестра, а именуемая по месту рождения. Подобное было совершенно немыслимо для того времени, не укладывалось в рамки ветхозаветного отношения к женщине. Возможно это, а также предвзятое толкование причины одержимости Марии Магдалины, сыграло роль в появлении искаженной трактовки образа этой мироносицы в католической традиции. Западные богословы связывали беснование Марии с ее прежней греховной жизнью [10], отождествляя ее с женщиной-блудницей, упоминаемой в Евангелии от Луки (Лк. 7:36-50). Из-за этого смешения евангельских героинь самым распространенным образом Марии Магдалины в западной культуре стала кающаяся блудница, какой она изображена на полотнах Эль Греко, Караваджо, Тициана и многих других. Этот образ прочно вошел в сознание европейского человека и привел к непозволительным искажениям трактовки Евангельских текстов в творениях как западно-европейских (P.M. Рильке «Пиета»), так и русских поэтов (М. Цветаева «Магдалина», Б. Пастернак «Магдалина»), Своего апогея эта кощунственная версия достигла в произведениях современной культуры, таких как рок-опера «Иисус Христос — супер звезда» и печально известный роман «Код да Винчи».

Восточно-христианская традиция при ответе на вопрос о причине ревностного служения Господу Марии Магдалины всегда придерживалась евангельских текстов, которые не дают оснований к отождествлению ее с кающейся грешницей, помазавшей миром ноги Спасителя в доме фарисея Симона. [11] Отдельных объяснений причин болезни святой мироносицы православная традиция не дает. Некоторые мнения по этому поводу все же высказываются, однако они находятся строго в русле евангельского повествования. Так митрополит Владимир (Иким) считает, что в годы земной жизни Спасителя повсюду было много бесноватых, поскольку «диавол чувствовал, что приходит конец его безраздельного владычества и впал в особую ярость... Промысл Божий попустил вселение бесов в душу Марии Магдалины... чтобы на ней явились дела Божии». [12] В Православии тот факт, что эта мироносица упоминается как одинокая женщина, понимается не как подтверждение ее некогда беспорядочной личной жизни, а как указание на то, что в христианстве женщина не вторична по отношению к мужчине, она лишь другая, но личность ее самоценна. Ведь именно в христианстве религиозное служение женщин — женское монашество — получило распространение не сравнимое по своим масштабам ни с одной другой религией мира. И образ святой равноапостольной Марии Магдалины является ярким тому подтверждением.

Другая мироносица, упоминаемая в Евангельском тексте, — святая Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода. Эта женщина занимала привилегированное положение, но духовными очами своего чуткого сердца она искала не временных земных благ, а истинного смысла жизни. Не допустив в свое сердце всю грязь дворцовых интриг, человеческой хитрости, алчности и борьбы за власть, она обрела Истину и не побоялась следовать за гонимым Христом до самой Голгофы. Церковь чтит ее память еще и за то, что она, узнав где Иродиада прячет усеченную главу святого Иоанна Предтечи, спасла великую святыню от поругания, тайно захоронив ее на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. [13] Святая Иоанна стала одной из жен, последовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди и служивших Ему «своими имениями». В утро воскресения она с другими мироносицами пришла ко гробу Иисуса (Лк 24:10), чтобы помазать миром Святое Тело, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

Среди поименованных евангелистами жен-мироносиц — две дочери святого праведного Иосифа Обручника. Первая — святая Саломия — супруга Зеведея, мать святых апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она также была в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминает евангелист Марк в своем повествовании о страдании и воскресении Спасителя (Мк. 15:40,16:1).

Другая — святая Мария Клеопова — младшая дочь праведного Иосифа Обручника, выданная им замуж за своего младшего брата Клеопу. Муж ее был призван Христом на апостольское служение в числе 70-ти учеников, сын Симеон также стал апостолом от 70-ти и вторым епископом Иерусалимской Церкви. По свидетельству евангелиста Иоанна Богослова Мария Клеопова вместе с Богородицей и Марией Магдалиной стояла при кресте Господа (Ин. 19:25) и была среди тех женщин, которым первым явился Спаситель. Евангелисты указывают на то, что апостолы приняли с недоверием слова жен-мироносиц о том, что они видели воскресшего Господа: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). Не поверил и апостол Клеопа свидетельству своей жены, но позже, вспоминая явление Господа ему и его спутнику, апостолу Луке, на пути в Эммаус (Лк. 24:13-35), он, вероятно, вспомнил ее слова о воскресшем Христе!

Остальные жены-мироносицы не называются в Евангелии по именам, но апостол Лука ясно говорит, что были «и прочие с ними» (Лк. 24:10). В их числе церковное предание указывает Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, святую Сусанну, а также и многих других, «яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями». [14]

Почему же Спаситель первым явился, не своим ученикам, а скромным женщинам, имена многих из которых так и остались неизвестными?

Самый очевидный и, на первый взгляд, самый справедливый ответ лежит на поверхности. Потому, что эти женщины остались верны Спасителю до конца, когда даже самые близкие ученики, сильные мужчины покинули Его или отреклись от Него. Эти женщины служили Господу тогда, когда Он в окружении восторженной толпы творил чудеса, они не покинули Его и тогда, когда Он, как казалось участникам тех событий, потерпел полное поражение и даже был убит! Опасность, угрожавшая всем последователям распятого Христа от ненависти первосвященников и от ярости озлобленной толпы, не победила их любви к Учителю и не заставила уйти от креста. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Не нуждалось Тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием при первых лучах солнца к Живоносному Гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу». [15] Сторицей Спаситель вознаградил их преданные и верные души, сделав их из мироносиц благовестницами Его Воскресения и Славы.

Однако если мы обратимся к историческим реалиям времен крестной смерти Христа, то поймем, насколько невероятным было то, что именно женщины стали провозвестницами Воскресения. Ветхозаветный мир был сугубо патриархальным, например, согласно еврейским законам женщина не имела права давать показания в суде. [16] Положение женщины в античном обществе на деле мало отличалось от рабского. [17] Избрание Спасителем женщин вестницами Его Воскресения, казалось парадоксальным потому, что в те времена и в том обществе их свидетельство не могло быть воспринято всерьез. Но в действительности так миру была явлена Божественная истина, заключающаяся в том, что Христос страдал за всех, что пред Богом не значимо различие мужского и женского пола (Гал. 3: 28), но значима любовь, верность и горячность человеческого сердца!

Есть и другое объяснение того, почему именно женщины были избраны Господом, чтобы возвестить человечеству, что ему вновь открыты врата Рая. Свершился великий замысел Божественного домостроительства. Святитель Григорий Богослов учит об этом так: «Жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни...». [18]

Однако не стоит использовать этот факт для превозношения, как это делают феминистки. Предостерегая всех женщин от столь опасного заблуждения, приведем слова святителя Феофана Затворника: «...мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее... Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце». [19]

Женское естество, обновленное Божественным учением Христа, дало столь обильный плод любви и верности, который принесли жены-мироносицы. Священномученик Серафим (Чичагов) так говорит об этом: «Они [жены-мироносицы] не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили». [20] Это воз рождение, отложение «ветхого человека» под действием спасительной благодати Божией подвигает нас вместе со святителем Николаем Сербским восклицать: «Какая разница между этими женами и Евою! Они из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому. Они послушны на Голгофе, на месте преступления, крови и злобы, а Ева — непослушна в Раю!» [21] Столь же значительна и разница между праздником святых жен-мироносиц и широко отмечаемым в наше время 8 марта!

Современное общественное сознание, проникнутое тендерными идеями, чествует женщину за ее принадлежность к женскому полу, в то время как Церковь всегда учит своих чад о том, что в человеке есть высшая заданность: и мужчина, и женщина призваны стать Божиим подобием, развивая в себе ростки благодати, заложенные Создателем.

Евангельское повествование о женах-мироносицах указывает на качества, которые были им присущи: любовь, ничего не требующая взамен, преданность до самопожертвования и пламенная вера. Ростки этих добродетелей есть в каждой из женщин, они созвучны женскому естеству, проистекают из замысла Создателя о женщине. И праздник жен-мироносиц — это напоминание о тех, кто смог правильно распорядиться этими дарами, призыв последовать их примеру.

А еще в эти дни Церковь напоминает своим дочерям о том праве, которое даровал нам воскресший Христос — о праве на достижение самого высокого человеческого достоинства, которое не может сравниться ни с какими, подчас столь вожделенными для женщин, политическими или гражданскими правами: «право на святость, на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом!» [22].

Примечания

[1] Блаженного Григория, Патриарха Антиохийского, Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.//Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго./ Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). — Джорданвилъ: Типография преп. Иова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1988. — С. 160-170

[2] Синаксарий во Святую и Великую неделю Пасхи./Яриодь цветная. М„ 1975. Л. Д об.

[3] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2010. С. 346.

[4] О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.//Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста в 12 томах.т. VIII, кн. 2. М.,2002. C.810

[5] Благовестник или толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие в 4-х кн. Кн.З. Евангелие от Луки. — М.: Лепта-Пресс, 2005. С. 430. [61 Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина. ПесньЗ.

[7] К. Р. Царь Иудейский. Спб., 1914. С. 179-180.

[8] Епископ Михаил (Грибановский). Над Евангелием. СПб.: «Сатисъ», 1994. С. 224

[9] Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины//Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц июль. г. Козельск: Издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1992. С. 532

[10] Нарусевич И. В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова BoparnHCKoro//Studia philologica: Сб. науч. ст. Вып. 5/Под ред. Г. И. Шев-ченно. Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. С. 29-45; Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1885. С. 140-141.

[11] Той женщине Господь простил грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50). Об изгнании бесов в этом фрагменте Евангелия ничего не говориться. Если Христос сделал это раньше, то почему он тогда же не простил ей грехи? Далее в 8-й главе Евангелия от Луки говорится о благочестивых женах, служивших Господу. Среди них упоминается и Мария Магдалина с уточнением «из которой Он изгнал семь бесов». Эта фраза дает основание утверждать, что о ней говориться впервые.

[12] Владимир (Иким), архиепископ Ташкентсний и Среднеазиатский. Слова в дни памяти особо чтимых святых. Кн. 2. М.: Издательство Московской Патриархии, 1999. С. 508,512.

[13] Первое и второе обретение честныя главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна//Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц Февраль, г. Козельск: Издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни. С. 424.

[14] Синаксарий в неделю третию по Пасце, святых жен-мироносиц.// Триодь цветная. М., 1975. Л. 69 об.

[15] Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческо-го.//Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Собр. соч. Том IV. Аскетическая проповедь. М.: «Благовест», 2001. С. 189

[16] Элиягу Эссас. Введение в трактат Шевоут // http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=shevuot&menu=8#30

[17] Рабство. Положение женщины// Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995. С. 123-124

[18] Цит. по: Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины.// Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц июль. г. Козельск: Издание Свято-Введен-ского монастыря Оптиной Пустыни, 1992. С.521.

[19] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991. С. 53-54.

[20] Слово в Неделю 3-ю по Пасхе.//Да будет воля Твоя. Житие и труды ещмч. Серафима (Чичагова). М.2003. С. 280.

[21] Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах.// Святитель Николай Сербский (Велимирович). Беседы. Кн. 2. М., 2003, С. 350-366.

[22] Свт. Лука Крымский. Проповеди. Господня Пасха. Беседы в дни великих праздников. М. 2005. С. 31

 

Вернуться к списку

Последние добавления