Публикации

Московский список Казанской иконы Божией Матери

  Количество просмотров

Благодатным покровом осеняют иконы Пречистой Богородицы нашу Отчизну. Ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества, древний Владимирский святой образ благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а восток освещают лучи чудотворного Казанского образа Пречистой Матери.

По преданию народному, Казанский собор в Москве указывает на место встречи двух святых образов Богородицы — Казанской, с которой войско народного ополчения Минина и Пожарского освобождало столицу от иноплеменников, и Владимирской иконы Божией Матери, которую вынесли навстречу им освобожденные пленники Кремля во главе с архиепископом Арсением, исцеленным чудесным образом по молитвам Богородицы.

Казанский собор на Красной площади построен в память об освобождении Москвы и всего Русского государства от иноплеменников. До сих пор историки спорят о точной дате начала строительства Казанского собора в Москве. Впрочем, достоверно известна дата освящения церкви — октябрь 1636 года. В Никоновой летописи рассказ идет об украшении князем Дмитрием Пожарским, по обету, чудотворного Казанского образа Божией Матери, «по повелению Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии, и по благословению великого государя святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси». По вопросу об основателе и ктиторе Казанского собора тоже издавна существует несколько мнений. Одно из них связывает строительство с покровительством царя Михаила Феодоровича, другое — с князем Димитрием Михайловичем Пожарским. Династия Романовых благоговейно относилась к собору Казанской Покровительницы, молитвами Которой взошла на престол. Исторически обоснованы факт пожалования царем Алексеем Михайловичем храму Служебника и частые его посещения Собора, особенно в праздник святителей Казанских Гурия и Варсонофия, придел в честь которых он построил.

Согласно некоторым историческим данным, образ Богородицы, именуемый ныне Московским списком Казанской иконы Божией Матери, доставленный в столицу еще в 1611 году (при штурме Новодевичьего монастыря), остался в столице после победы народного ополчения и явил немало чудес. Первоначально святыня была помещена в приходскую церковь князя Пожарского — Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Лубянке (Сретенке), где в честь Казанской устроили особый придел. По распоряжению царя Михаила Феодоровича сюда дважды в год, в день явления образа и его прославления, стали совершаться большие крестные ходы из Кремлевского Успенского собора. До построения Казанского собора икону носили с крестными ходами и в другие храмы, включая церковь, что «в Китае-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот», — прямую предшественницу собора на Красной площади.

Рост народного почитания Казанского образа Усердной Заступницы отеческой веры, трона и государства, высокоторжественные празднования которого проходили в столице с непременным участием царя и патриарха, привели к идее создать храм-памятник — символ несокрушимой веры и любви к отечеству. Казанский собор расположился на одной площади с храмом Покрова (Василия Блаженного) — величественным монументом казанской эпопеи Ивана Грозного, рядом с Кремлем, каждый камень которого хранит память о героических событиях минувших эпох.

Став частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейнообразным и историко-мемориальным содержанием, храм стал символом веры и народного единства. Монументальная композиция самой Красной площади, которая выражает преемственную связь народных побед, с появлением собора обрела целостное и содержательное значение собрания святынь державной истории. Особое значение приобретали крестные ходы на главную площадь державы.

Первоначальная композиция собора включала в себя собственно главный храм, придел св. Авер-кия Иерапольского, а также, вероятно, и шатровую колокольню, смещенную к северо-западному углу основного объема. Известный нам архитектурный ее облик типичен для XVII века. Казанский собор имел сравнительно небольшие размеры, но благодаря объемно-пространственному решению, богатому и тщательно выполненному декору смотрелся необычайно монументально и внушительно. Соборная церковь представляла собой кубический бесстолпный объем, завершенный пирамидой разновеликих, расположенных «вперебежку» кокошников и одной массивной световой главой. Фасады имели трехчастное, соответствующее древней традиции членение. Основание украшено арочными нишами, располагавшимися по центру перспективных порталов. Арки опирались на несколько приплюснутые импосты, покоившиеся на невысоких пилонообразных лопатках, разделанных филенками. Над проемами поверху четверика шел первый пояс килевидных кокошников, образовывавших вместе с лопатками стен своеобразные киоты.

Заметную роль в композиции собора играла колокольня, которая высотой достигала соборного купола. Впрочем, о том, как выглядел первоначально собор, а особенно его купола, сегодня можно только строить предположения.

Внутреннее убранство собора, несомненно, было богатым. Сомкнутый свод отличался крутизной, ощущение которой усиливала поднимавшаяся в центре световая глава. Один из исследователей, Н. Покровский, пишет: «...Византийские столбы, без которых не обходилась древняя архитектура Киева, Новгорода, Владимиро-Суздаля и даже Москвы, теперь были оставлены, и свод стал покоиться на храмовых стенах, отличаясь в некоторых больших храмах чрезвычайною смелостью». Нарядному облику сводов и стен отвечало убранство иконостаса, отличавшегося многоцветьем и пышностью, характерными для XVII столетия: «Иконостас о пяти ярусах с позолотою».

В соответствии с духом времени, когда в композицию церковных строений вводили элементы палатного зодчества, Казанский собор получил крыльцо-паперть. Непосредственно «над входом церковным от площади» помещался, конечно, Казанский образ Божией Матери.

Храм страдал от пожаров и несколько раз перестраивался. XVIII век требовал новых градостроительных идей — Казанский собор ценою утраты первоначального облика вновь обрел свое место в преобразованном ансамбле Красной площади. На Красной площади возводятся новые двухэтажные корпуса Торговых рядов, которые зрительно разбивали единое пространство, образуя некую «площадь в площади», за пределами которой остались храм Василия Блаженного и Казанский собор. Но вскоре было найдено архитектурное решение, а появление колокольни в стиле классицизма завершило обновление архитектуры собора. Тяжким бедствием обернулось для храма нашествие французов 1812 года. Казанский собор, к счастью, уцелел в огне московского пожара, но был разграблен и осквернен.

После реставрации комплекс собора расширился, его органичной частью стала и тема борьбы с Наполеоном: здесь хранились священные предметы, напоминающие об изгнании врагов, а также копия иконы св. Николая Чудотворца с Никольской башни. О состоянии собора в предреволюционное время красноречиво свидетельствует переписка Московского археологического общества и Императорской Археологической Комиссии с Московской Духовной Консисторией, где речь идет о позолоте крестов и главы, окраске стен и кровли. Идея очередной основательной перестройки храма уже витала в воздухе. В 1910 году протоиерей А. Некрасов, настоятель Казанского собора, писал: «Думал о соборе, о необходимости расширить его и сделать попредставительнее и повеличественнее. Много, однако, сему препятствий, не столько со стороны денежной, сколько со стороны мнимой древности собора, хотя древнего-то в нем осталось весьма мало, едва ли не одни своды... Не оставляю, однако, надежды, что если Богу угодно укрепить мои силы и продлить жизнь мою лет на пять, то что-нибудь для расширения собора удастся сделать...» Планам настоятеля помешали другие обстоятельства — смена власти. После революции Казанский собор просуществовал менее двух десятилетий. Но главная трагедия постигла храм в 1918 году, когда была похищена старинная чудотворная Московская Казанская икона Божией Матери. Газета «Мир» опубликовала две заметки, в которых разъяснялась материальная, художественная и историческая ценность исчезнувшего образа. Истинное значение события, конечно, далеко выходило за рамки кражи «произведения искусства». Чудотворную икону так и не нашли. Исчезновение святыни стало грозным знамением, предвещавшим множество бед, включая и гибель самого Казанского собора...

8 июля (по старому стилю на «Казанскую») 1924 года на Красную площадь был направлен инспектор, составивший акт осмотра с «обоснованием» необходимости закрытия собора и его частичной разборки. Вскоре предпринимается попытка реставрации храма для передачи его Историческому музею. К реставрации Казанского собора приступили в 1925 году, прежде всего... снесли колокольню.

Реставрация шла с большими перебоями, а 4 ноября того же года руководитель проекта П. Барановский был арестован и осужден, мастерские расформированы. И все же реставрация дала свои результаты: Казанский собор буквально заиграл узорочьем древних сооружений и фасадов зданий «новорусского» стиля. Но без святой своей покровительницы храм долго не простоял...

В 1930 году собор перестает быть действующим храмом. К его разрушению приступили в день обретения Казанской иконы — 21 июля 1936 года.

Новая история древнего храма, памятника народного единства и веры началась в июне 1990 года, когда мэрия Москвы приняла решение о возрождении Казанского собора. 4 ноября 1990 года при небывалом стечении народа состоялась церемония закладки — началось строительство, а вернее, воссоздание храма.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых археологами древних фундаментах храма, вновь звучало величественное песнопение «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго...», и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовал открытие новой страницы истории Казанского собора, начало его второго рождения...

С самого своего возникновения Казанский собор играл исключительную роль в жизни России: все сколько-нибудь значимые события истории страны оказались тесно переплетены с историей соборного храма. Он и сегодня является одним из центров духовной жизни страны.

«Сегодня день великой радости для православных москвичей и для всех чад Церкви русской. Восстал из небытия в прежнем благолепии собор Казанской иконы Божией Матери — храм, издревле почитаемый верующей Москвой. Этот собор, в котором мы сегодня совершили первую после его возрождения Божественную литургию, напоминает нам о славных и судьбоносных событиях русской истории. Он был создан в память освобождения Москвы от иноземных интервентов. Этот подвиг был совершен русской ратью в такие же, как сегодня, осенние дни 381 год тому назад. Церковь верует, что избавление народу нашему пришло по молитвам Божией Матери, чья чудотворная икона стала Путеводительницей русского ополчения в нелегком деле освобождения Отчизны. Из истории мы знаем и о том, что милостию Божией и молитвами Пречистой Божией Матери освобождение Москвы в 1612 году положило конец терзавшей Россию многолетней смуте. Выстроенный народным героем князем Дмитрием Пожарским Казанский собор стал символом возрождения нашего Отечества. Прошли годы, народ наш отвернулся от Бога и вновь стал на путь смуты. Собор опустел, а вскоре был варварски разрушен. Чудовищным символом пустоты в душах людских стал пустырь, образовавшийся на месте величественного храма. Но и тогда, в те мрачные годы, не оскудевала вера многих русских людей, не умерла в них любовь к духовному и культурному наследию Родины. Словно предвидя разрушение храма, а может быть и его будущее воскресение, с риском для жизни трудился скромный подвижник русской культуры Петр Дмитриевич Барановский, сделав обмеры и чертежи храма незадолго до разрушения. Этот человек, подлинный патриот Отчизны, оказал огромную помощь тем, кто сегодня восстановил Казанский собор. Низкий поклон ему за это, вечная ему память.

Ныне, как не раз бывало в истории, Русь снова восклицает: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святынь Его, ибо на мгновение гнев Его и на всю жизнь благословение Его, вечером водворяется плач, а наутро радость». Совсем недавно мы, православные христиане, не могли и подумать, что вновь увидим здесь, на Красной площади, величественный храм Казанской Божией Матери. И вот он перед нами. За эту великую милость, за это чудо мы благодарим Господа, тако о нас устроившего. Благодарим Пречистую Его Матерь, не оставившую Русь всесильным ходатайством своим. Благодарим святых угодников Божиих, не ослабевших в молитвах за нас, за землю нашу. Мы благодарим всех, кто вносил на строительство храма свои скромные лепты, которые община Казанского собора не переставала получать даже в самые трудные для народа времена. Мы благодарим правительство Москвы и глубокоуважаемого нашего мэра Юрия Михайловича Лужкова, оказавших восстановлению Казанского собора неоценимую материальную и организационную поддержку, без которой, наверное, еще много лет не были бы явлены нам красота и благолепие храма. Мы благодарим мастеров, воссоздавших храм с великой тщательностью и искусством, что свидетельствует о том, что не оскудели еще в народе нашем таланты, не иссякли творческие силы и умение трудиться. Радуясь вместе с вами возрождению великой русской святыни, я хотел бы поделиться надеждой, что этот храм, ставший некогда знаком конца смутного времени, и сегодня ознаменует собой преодоление вражды и разделений в народе нашем. Я верю, что так будет, и всем сердцем молю Господа, Пречистую Его Матерь, чтобы Они дали нам силу для воссоздания жизни народной в мире и согласии. Если люди, живущие в Отечестве нашем, вновь зажгут в сердцах своих пламя горячей веры, если они обновят в себе верность нравственным основам, которые заложены в душах человеческих Творцом, если жизнь каждого из нас озарится светом тысячелетней православной культуры Руси, страна наша действительно возродится для новой жизни в святости, любви и правде. С этой надеждой вознесем молитву Божией Матери, ходатайствующей перед Богом за землю Русскую, многократно спасавшей народ наш от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани и от всякого зла, коренящегося вне и внутри каждого из нас. На молитвенную память и в благословение этому новому возрожденному храму я хочу передать икону Живоначальной Троицы. Пусть Святая Живоначальная Троица хранит храм сей и всех, кто будет молиться в нем, град наш, Отечество наше и всех жителей нашей страны» (фрагмент речи патриарха Алексия II).

Вернуться к списку

Последние добавления