Публикации

Сострадательный самарянин

  Количество просмотров

Евангелие от Луки, 53 зач., X, 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Иисус Христос заповедал нам любить ближнего как самого себя (Лк. 10, 27). А кто же ближний? Человек, не верующий в Бога и не читающий Евангелия, наверняка ответит, что это близкий родственник, может быть друг или товарищ по работе, с которым поддерживаются добрые отношения. Евангелие же четко, словами Иисуса Христа определяет, кто есть ближний.

Иисус Христос рассказал вопрошавшему Его законнику притчу о том, как некоторый человек (еврей) шел из Иерусалима в Иерихон и подвергся нападению разбойников, которые ограбили, изранили его и бросили у дороги. Через некоторое время по этой дороге шел священник, увидел раненого, но прошел мимо. Потом шел левит (прислужник в церкви), увидел несчастного, подошел, посмотрел и пошел дальше.

Нас может удивить, почему Христос как пример жестокосердных людей взял служителей церкви. Однако здесь, как и всегда, в словах Спасителя заложен глубокий смысл. Ведь священник, проповедующий заповеди Бога, как никто другой несет ответственность за их нарушение. (Конечно, если он истинный служитель Господа, а не наемник ради денег, дома и прочих благ, пристроившийся к церкви, как это, к сожалению, было и иногда бывает и сейчас). Могли ли быть у священника оправдания? Он мог, если бы его спросили, сказать, что опаздывает на богослужение. Мог сказать, что он подумал, что человек мертв, а по еврейскому Закону (Книга Чисел 19, 11-12) коснувшийся мертвого оскверняется. Но Христос в назидание нам назвал в притче нарушителем великой заповеди любви к ближнему священника. Этим Он показал, что ради помощи страдающему человеку можно и нужно отложить дела, до службы можно совершить ритуал очищения. Не так ли и мы, не желая помочь ближнему, находим «уважительные» причины. Но есть поговорка: «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину».

Раненый все лежал у дороги, когда проезжающий мимо самарянин, увидел его, сжалился «И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 34-35).

Кто был самарянин? Самаряне — это народ, образовавшийся из слияния ассириян, разрушивших израильское царство, и оставшихся израильтян. Самаряне долго сохраняли поклонение языческим богам Ассирии и даже приносили им человеческие жертвы. Евреи, возвратившись из плена, не разрешили самарянам за их нечистоту участвовать в сооружении Иерусалимского храма, Самаряне построили на горе Горизим собственный храм с несколько иными, чем у евреев, ритуалами. Возникла длительная вражда между евреями и самарянами, в результате которой общение между обоими народами практически исчезло. Евреи презирали самарян. Следовательно, самарянин никак не мог быть родственником или другом пострадавшего еврея, однако, когда Христос спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 36-37).

Слова Иисуса «иди, и ты поступай так же» для нас должны быть путеводным указателем. Помогай ближнему, а близкий — это человек, который оказался вблизи тебя и не обязательно территориально. Может быть и тот, о котором прочитал в газете или услышал по радио. Что же часто мешает признать человека ближним: национальность, имущественное положение, культурный уровень, плохой характер, да и многое другое, что услужливо шепнут нам бесы. А ведь всё это нарушение заповеди Христа, который отменил еврейское правило, по которому ближним для еврея может быть только еврей. Который равно относился и к беднякам, и к богатым, и к знатным.

Помогать нужно, невзирая ни на что. К сожалению, в литературе можно прочитать, что в первую очередь нужно помогать близким родственникам, затем дальним и друзьям, а уж потом остальным. Это противоречит учению Христа. Помогать нужно тем, кто больше нуждается в помощи. Иногда человек стонет из-за того, что у него не хватает денег на иномарку, а другой скромно молчит, в десятый раз латая зимнее пальто. Безусловно, все должны помнить, что забота о родителях предписана не только христианским, но и гражданским законом. Дети, получив от родителей все то, что они могли дать, оказываются в долгу перед ними, поэтому постоянное беспокойство о родителях является нормой. Иногда же дети, сделав разовый подарок чужому сироте, кичатся этим и считают, что они больше никому и ничто не должны. Поэтому помощь должна быть не формальной, а рассудительной, учитывающей и обязанности, и сострадание.

Часто бывает так, что человек захотел помочь и обещает эту помощь, но когда дело доходит до исполнения, то находится масса причин не исполнить обещание. Оно откладывается на «после», а потом вообще забывается. Всякое действие добродетели вызывает злобу бесов, и они всячески стараются помешать добрым делам.

Помощь должна быть основана на христианской любви, совершаться с именем Господа, она может быть и в ущерб себе как проявление самой высокой любви — жертвенной любви. «Заповедь новую даю вам. Да любите друг друга; как Я полюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Вернуться к списку

Последние добавления