Публикации

Известия по Казанской епархии: Поучение в праздник Успения Пресвятой Богородицы

  Количество просмотров

Слово настоятеля кафедрального Благовещенского собора Казанского кремля протоиерея Виктора Вишневского в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1882 года

Давидскую песнь, днесь, людие, воспоим Христу Богу:
приведутся, рече, девы в след Ея,
и искренния Ея приведутся в веселии и радовании... 

(Стихира праздника)

Сказанное святым псалмопевцем в этой песни убеждает нас, что и мы через смерть нашу достигнем славы Господа нашего Иисуса Христа, если явимся пред вратами вечности с делами, подобными делам, которыми ознаменована земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ибо Бог избрал нас, через освящение Духа и веру истине, ко спасению чрез Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, ожили вместе с Ним (2 Сол. II 13; 1 Сол. V. 10). Следовательно и наша смерть может соделаться, подобно смерти Пресвятой Богородицы, перехождением к жизни присносущной и лучшей, от привременной к божественной во истину, в которой мы в веселии и радости будем видеть Господа (Канон. Песнь 4), если сподобимся предстать перед Ним (Лук. XXI. 36).

Утешаясь надеждой славы, хотящей явитися в нас (Рим. VIII, 18), смотря на вселение Пречистой Матери Божией в небесное и нетленное, для назидания нашего, обратим внимание, како Дева восходит от земли на небо.

Священное предание говорит, что Пресвятая Богородица, по вознесении на Небо заимствовавшего себе от Нее человеческое естество Искупителя Нашего, единосущного Сына Божия, ежедневно уединялась на гору Елеонскую, с которой воскресший из мертвых Сын Ее вознесся на Небо, и здесь пламенно молилась, чтобы Господь не умедлил переселением Ее к Себе, для лицезрения Его и участия в славе Его; и что после сего странно вселивыйся в чистое чрево Ея воплощаем, приняв Ея священный дух, у себе упокой (Канон. Песнь 8).

Имея начаток Духа, и мы можем сами в себе стенать, ожидая искупления тела нашего (Рим. VIII. 23), если, по примеру Пресвятой Богородицы, будем служить Богу живому и истинному, т. е. если исполняясь познанием воли Божией, во всякой премудрости и разумении духовном, будем стараться поступать достойно Бога, во всем угождая Ему (Кол. 1. 9-10), и если будем ожидать с небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Сол. 1. 10). Ибо Святой Дух, которым мы запечатлены, вследствие веры нашей во Иисуса Христа есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Еф, 1. 14). У вкусивших благого слова Божия и сил будущего века, по словам святого апостола Павла, жительство на небесах, откуда они ожидают Спасителя Нашего Иисуса Христа (Фил. III. 20). Почему чувствуя, что водворяясь в теле мы устранены от Бога, они желают лучше выйти из тела, и водвориться у Господа, чем продолжать многомятежную жизнь на земле; будучи бодры духом, они не страшатся смертного часа, в который должны разлучиться с настоящим миром, но веруя, что Бог умерших в Иисусе с Ним приведет (1 Сол. IV. 14), желают его (2 Кор. V. 2—8). Так сам святой апостол считал для себя лучшим разрешиться от тела, и быть со Христом; и если соглашался оставаться в живых, то только для пользы рожденных от него благовествованием (Фил. 1. 24).

Итак, Пресвятая Богородица да научит нас, братие, своим примером в успении, держаться твердо вечной жизни, к которой призваны и мы (1 Тим. VI. 12), принося плоды во всяком добром деле, которые Бог назначил нам исполнять (Еф. II. 10), дабы и нам дверью смерти перейти в живот вечный, который дарован нам в Сыне Божием и Ее. В ожидании неминуемого ни для кого из земнородных конца жизни на земле, не выпустим из памяти, что мы существуем здесь для того, чтобы приготовиться к жизни в сходящем от Бога с неба Иерусалиме, где Бог будет с нами, и мы будем народом Его (Ап. XXI. 2. 3.). И потому должны уберечь души наши от дел, преграждающих нам вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа, дабы явившись с оными в вечное жилище, не услышать от нелицеприятного Судии того же, что сказал упоминаемый в притче царь одному из приглашенных на брачный пир царского сына, который явился не в брачной одежде: друже, како вшел еси семо не имый одеяния бранна, и не подвергнуться участи последнего (Мф. XXII. 12); потому что явившийся в вечную жизнь неочищенным от скверн греховных, взамен смерти телесной, подвергнется второй смерти, уже вечной, т.е. на нескончаемую вечность лишается общения с Богом и святыми Его (Ап. XX. 9).

Внемлите же себе, да некогда отягчают сердца ваши объедением и пьянством, и печалями житейскими, и найдет на вы внезапу день той. Бдите убо — на всяко время, молящеся, да сподобимся убежати всех хотящих быти нерадивым рабам, и стати пред Сыном человеческим (Лук. XXI. 34, 36). Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления