Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские
(память 1 ноября по старому стилю)

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами . Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали—и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: “Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...” Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. “Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их”.

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях—минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: “Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой”. Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: “Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему”.

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: “Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!”.

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? “Мы, — отвечали святые, — Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь”. Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: “Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа — бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление”.

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: “Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление”.

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях—минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: “Каковому должно быть учителю”. В развитии ее есть такие выражения: “Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения”. Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только “чудес ради, но и поучения ради”.

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.


(память 1 ноября по старому стилю)

За ревностную проповедь о Христе после мучений были усечены мечом в Персии при Сапоре II около 345 г.


(память 1 ноября по старому стилю)

Пострадала за исповедование христианской веры вместе со св. мученицей Кириеной в царствование императора Максимиана Галерия (305-311 гг.). Кириена происходила из города Тарса, а Иулиания — из города Россона. За твердость в истинной вере святые жены претерпели поругание, после чего были сожжены в городе Россон.


(память 1 ноября по старому стилю)

Сын готфского короля Леовигильда и его соправитель, был обращен из арианства в Православие испанским епископом Леандром. Отец св. Ерминингельда, будучи упорным арианином, безуспешно старался склонить его к арианству. За убежденность в Православии Ерминингельд был схвачен и в оковах ввергнут в темницу.

При наступлении праздника Пасхи король Леовигильд, призвав арианского епископа, послал его ночью к сыну в темницу, чтобы он принял арианское причастие. Но святой страстотерпец, обличив епископа в зловерии, прогнал его от себя. Мученика же причастил православный пресвитер. Узнав об этом король приказал отсечь св. Ерминингельду голову. Мученическая кончина святого последовала в 586 г.


(память 1 ноября по старому стилю)

Пострадал за мужественное исповедание Христа в Дамаске (при взятии города магометанами в VII веке). Был усечен мечом.


(память 1 ноября по старому стилю)

Вместе со св. мучеником Кесарием Дамасским был схвачен за веру христианскую магометанами при взятии г. Дамасска (VII век). Святые были преданы жестоким мучениям и усечены мечом.


(память 1 ноября по старому стилю)

Священник Александр Смирнов родился в 1887 году и служил в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. За простоту в обращении и милосердие был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.

В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, подобный антихристианским эдиктам языческих императоров, ставивших своей целью уничтожение Церкви. Декрет запрещал любую форму проповеди, в которую было включено даже и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали.

Местные власти потребовали от о. Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником о. Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.

В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были самой жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. И только отречение от Бога могло спасти жизнь.

В храме Космы и Дамиана, расположенном неподалеку от Вышегорода, служил о. Феодор Ремезов. 14 ноября здесь был престольный праздник, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.

В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его.

Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены.

Узнав, что о. Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет.

— Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник. — Я ни в чем перед властью не виноват.

— Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.

Жена о. Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь. Отец Александр открыл, и сразу же вооруженными латышами наполнился дом; они потребовали:

— Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.

— Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник.

— Но начальник не может ждать! — со злобою и угрозами приступили они. И уже сами брали и зажигали свечи потолще.

Делать нечего, да будет воля Твоя! Помолившись, он надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу. Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок, и из тьмы светом, символом земной чистоты, разливалась вокруг белизна. Держа горящие свечи, палачи вели о. Александра по направлению к сельсовету, участь его была решена. Как живого покойника, предназначенного для погребения, сопровождало его кощунственное шествие истязателей. Им хотелось надругаться над ним, осыпать насмешками, но они не посмели, смутились, въяве ощутив благодатную силу идущего рядом священника.

На пути они встретили идущего под конвоем о. Феодора и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.

— Тогда надо помолиться, — сказал о. Александр.

— Молись, — разрешил начальник отряда.

Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Блаженна и свята кончина мучеников, и светозарен непорочный Христов жребий. Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже о ближайшей участи палачей, о. Александр сказал:

— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.

Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой, отсекший затылок. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.

Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к о. Александру вплотную, ударом в сердце его умертвил.

После этого палачи приступили к о. Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая — в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть скорей место казни:

Крестьянам в деревне они говорили:

— Ну и поп, этот Александр, никогда еще таких мы не видели.

И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил.

Слова о. Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.

На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу о. Феодора. Неподалеку обнаружил тело о. Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, о. Феодор уже скончался.

На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.

На девятый день после кончины о. Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.

В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография о. Александра, обгоревшая по краям.

Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


(память 1 ноября по старому стилю)

Священномученик Сергий, архиепископ Елецкий (в миру Зверев Александр Михайлович) родился 4 февраля 1870 года в Петропавловске, в семье священника. Окончил Семинарию, Санкт-Петербургский Университет, Придворную певческую капеллу со званием регента. В 1899 году Александр Михайлович завершил обучение в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Был рукоположен во священника, служил инспектором женского епархиального училища Таврической епархии, затем принял монашеский постриг с именем Сергий и был возведён в сан архимандрита.

В 1922 году отец Сергий был хиротонисан во епископа Севастопольского. Есть данные об уклонении ненадолго в обновленческий раскол (в 1924 году); по покаянии принят в лоно Православной Русской Церкви.

В 1925 году Владыка становится епископом Мелитопольским. Он входил во временный состав Священного Синода, учреждённый св. Патриархом Тихоном в 1925 году. В 1925-1926 годы Святитель временно управляет Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия (Грисюка). В 1926 году Владыка был арестован, приговорён к двум годам ссылки. В 1927 году возведён в сан архиепископа. Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия, Владыка находился в скрытой оппозиции к нему и не поминал его имени за богослужением.

С 1929 по 1935 годы Владыка являлся архиепископом Елецким. В 1935 году он был арестован «за антисоветскую пропаганду» и приговорён к пяти годам лагерей. 31 октября (13 ноября н. ст.) 1937 года Владыка был расстрелян в Карагандинском концлагере.

Прославлен в 1999 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Прославление состоялось в городе Мелитополь.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


 

Мученик Акиндин Персидский
(память 2 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Пигасием, Анемподистом, Елпидифором и Аффонием около 341-345 гг. в Персии. Святые Акиндин, Пигасий и Анемподист были придворными персидского царя Сапора II и тайными христианами. Когда царь воздвиг гонение на христиан, завистники донесли ему на них.

Вызванные на суд к царю, святые мученики безбоязненно исповедовали свою веру во Христа. Царь приказал бить их плетьми, два раза сменялись утомленные палачи а святые не издали ни стона, ни крика. Господь, явившись им, исцелил их от ран. Тогда царь обвинил их в колдовстве и повелел повесить над костром, чтобы задушить их дымом. Молитвами святых огонь погас и веревки распались. Царь, ослепленный яростью, начал хулить имя Господне, после чего онемел и начал бесноваться. Святой Акиндин пожалел его и именем Господа разрешил от немоты. Но царь продолжал мучить святых.

Многие язычники уверовали во Христа, видя чудеса, совершавшиеся при их мучениях. Один из палачей, Аффоний, всенародно просил прощение у святых и мужественно пошел на смерть за Христа. Вельможа Елпидифор и мать царя также исповедовали веру в истинного Бога. Царь, видя как растет число христиан, объявил народу, что святые будут обезглавлены, а тела их могут взять христиане. Когда святых вели на место казни, их сопровождала огромная толпа народа. По приказу царя воины уничтожили всех этих христиан (около 7 тыс. человек). Вместе с ними был убит и Елпидифор.

Святые мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане, пришедшие к месту казни святых, нашли неповрежденные огнем тела мучеников и с честью погребли их.


(память 18 января и 2 ноября по старому стилю)

Устроив маленькую хижину и живя в ней как затворник, преподобный подвизался в пустыне, умом и сердцем своим постоянно устремляясь к Богу, проводя время в пении псалмов и чтении Божественных книг. Пища его была самая скудная и суровая.

Слыша о святой жизни преподобного Маркиана, многие стали приходить к нему, и он устроил для своих посетителей обитель. Чудодейственная благодать Божия видимо почивала на святом подвижнике. Однажды вползла к нему в келию змея; он сотворил крестное знамение и змея пала, опаленная огнем. Скончался преподобный около 388 г.


(память 28 июля, 2 ноября по старому стилю и во вторник Светлой седмицы)

Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме города Шуи Владимирской губернии. В 1654 и 1655 годах при царе Алексее Михайло-виче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую. Не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящи-мися; не раз обходили город с крестами и иконами со слезными молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой. Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви. Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели. Всю эту неделю прихожане провели в посте и молитве; в конце недели все исповедовались и причащались святых таин, потом вместе со священником, облаченным в священные ризы, отправились в дом иконописца Иконникова, взяли уже написанную икону и, внеся в свою церковь, поставили на особо устроенном месте. С того времени моровая язва стала прекращаться сперва в Воскресенском приходе, потом и во всем городе. От иконы Богородицы стали умножаться чудеса, и благодарные жители устроили на икону сребро-позлащенный, с короною, венец, и тогда же дар усердия был ознаменован новым знаком благоволения Небесной Заступницы: одержимый долговременным беснованием юноша тут же получил исцеление.

Празднование иконы совершается 28 июля с крестным ходом вокруг города — в память избавления от холеры 1831 года; 2 ноября — в память написания иконы и прекращения морового поветрия; во вторник Пасхи — в память первого чуда от иконы, и еще в первое воскресенье Петрова поста.


 

Священномученик Акепсим Наессонский, Персидский, епископ
(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в IV веке в Персии вместе со священномучениками Иосифом, пресвитером, и Аифалом, диаконом. Епископ Акепсим возглавлял Православную Церковь в г. Наессоне, Паства любила его за подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Когда царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время 80-летний старец.

Его привели в г. Арбелу, где за отказ принести жертву богам святителя предали самым лютым мучениям, а затем бросили в темницу. На следующий день, после тяжелейших пыток, туда же были брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом и жаждой. В то время, когда святые находились в темнице, за ними ухаживала благочестивая христианка Снандулия, которая подкупив стражу, ночью забирала мучеников домой и облегчала их страдания: омывала их язвы, обтирала кровь чистыми полотенцами, помазывала драгоценным миром, обвязывала струпья, целовала их разбитые руки и ноги, горько плакала над ними. Стойкость исповедников раздражала мучителей, и они решили казнить их: св. епископу Акепсиму отсекли голову, а пресвитера и диакона побили камнями. Казнь св. Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тело св. мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело св. Иосифа исчезло. Тело св. диакона Аифала было тайно погребено христианами, а на могиле его выросло миртовое дерево, плоды которого приносили исцеление.


(память 23 апреля, 3, 10, 26 ноября по старому стилю)

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой.

Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — “Юрьев день”, в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.


(память 3 ноября по старому стилю)

Был воином и пострадал за Христа в г. Севастии в царствование императора Декия, около 320 г. После жестоких мучений св. Аттик был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в г. Севастии в царствование императора Декия (249-251 гг.). После жестоких мучений св. мученик Агапий был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в г. Севастии в царствование императора Декия (249-251 гг.). После жестоких мучений св. Евдоксий был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в г. Севастии в царствование императора Декия (249-251 гг.). После жестоких мучений св. Катерий был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в г. Севастии в царствование императора Декия (249-251 гг.). После жестоких мучений св. Истукарий был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал вместе с другими мучениками-воинами при Ликинии ок. 320 г. в городе Севастии. Претерпев жестокие мучения за Христа, все были сожжены.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в г. Севастии, в царствование императора Декия. После жестоких мучений был сожжен.


(память 3 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в IV веке в Персии вместе со священномучениками Иосифом, пресвитером, и Аифалом, диаконом. Епископ Акепсим возглавлял Православную Церковь в г. Наессоне, Паства любила его за подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Когда царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время 80-летний старец.

Его привели в г. Арбелу, где за отказ принести жертву богам святителя предали самым лютым мучениям, а затем бросили в темницу. На следующий день, после тяжелейших пыток, туда же были брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом и жаждой. В то время, когда святые находились в темнице, за ними ухаживала благочестивая христианка Снандулия, которая подкупив стражу, ночью забирала мучеников домой и облегчала их страдания: омывала их язвы, обтирала кровь чистыми полотенцами, помазывала драгоценным миром, обвязывала струпья, целовала их разбитые руки и ноги, горько плакала над ними. Стойкость исповедников раздражала мучителей, и они решили казнить их: св. епископу Акепсиму отсекли голову, а пресвитера и диакона побили камнями. Казнь св. Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тело св. мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело св. Иосифа исчезло. Тело св. диакона Аифала было тайно погребено христианами, а на могиле его выросло миртовое дерево, плоды которого приносили исцеление.


(память 3 ноября по старому стилю)

Благочестивая христианка из персидского города Арбелы, богатыми средствами много помогавшая узникам христианам, заключенным в темницах Персии при царе Сапоре II. Скончалась около 350 или 380 гг.


 

Преподобный Иоанникий Великий
(память 4 ноября по старому стилю)

Родился в 752 г. в селении Марикати (Вифиния) и в молодости служил отечеству на поле брани, обладая удивительной силой и мужеством. Оставив суету мира, он по совету опытных в монашеском делании старцев еще два года прожил в монастыре, где привыкал к иноческому послушанию, монашеским уставам и правилам. После этого по внушению Божию преподобный удалился в пустыню.

Лишь через двенадцать лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострига святой провел в затворе, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию. Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Господь наградил святого Иоанникия высокой мудростью, прозорливостью и даром чудотворения. Своими богодухновенными речами подвижник многих обратил от иконоборческой ереси. Имея дар прозорливости, предсказал скорую смерть царя Никифора и сына его Ставрикия, возведение на Константинопольский престол патриарха Мефодия и при нем прекращение иконоборческой ереси.

Достигнув глубокой старости, св. Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины. Семьдесят лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества. Он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение.

Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 г. в возрасте 94 лет. Господь прославил Своего угодника даром чудотворений и по смерти.

Молитва преподобного Иоанникия: «Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой» — и доныне употребляется Церковью в несколько измененном виде.


(память 4 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со священномучеником Ермеем. Они были учениками апостола Тита и приняли от него рукоположение. Подвизаясь в неустанных пастырских трудах, святые многих язычников обратили ко Христу. За это их схватили и привели на допрос к градоначальнику. За отказ отречься от Христа святые мученики были подвергнуты страшным истязаниям, после которых им пронзили головы и сердца гвоздями, еще живых бросили в яму и засыпали землей.


(память 28 августа, 4 и 24 ноября по старому стилю)

Инок Киево-Печерского монастыря; о нем известно только то, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Паисием (XIV в.; память 19 июля/1 августа). Святые были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 4 ноября по старому стилю)

Жил и подвизался в XVI веке. Святой основал пустынь на берегу, озера Городно с храмом в честь Воскресения Христова. Обитель не отличалась многолюдством, в ней подвизалось не более 10 человек. Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитве, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.

После многих трудов и подвигов скончался в мире. Мощи св. угодника были положены под спудом в основанной им обители.


 
 

Святитель Иона Новгородский, архиепископ
(память 5 ноября по старому стилю)

В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского († ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет.

Достигнув совершенного возрас-та, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой.

Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобному Зосиме († 1478 г.; память 17/30 апреля) святитель Иона выдал грамоту, по которой вместе с мирскими властями отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров.

Архиепископ Иона почил о Господе 5 ноября 1470 г. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями.


(память 5 ноября по старому стилю)

Пострадали за Христа в г. Емесе (Финикия) в III в. Галактион, будучи христианином, по воле родителей был обручен с язычницей Епистимией. Обратив Епистимию в христианство, святой убедил ее посвятить себя иноческой жизни, и они удалились в монастыри.

Во время гонения на христиан св. Галактиона взяли на мучения. Когда Епистимия увидела, что воины вели связанного Галактиона, то умолила игумению отпустить ее, чтобы разделить со своим обручником и учителем чашу страданий. После жестоких истязаний святых четвертовали.


(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

Был епископом.


(память 4 января, 8 апреля и 31 мая по старому стилю)

Был епископом в Далмации (Рим. 16,14).


(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

О нем упоминает св. апостол Павел в Послании к Тимофею (2 Тим. 4, 21), был епископом в Риме и преемником св. апостола Петра. После многих апостольских трудов, скончался в мире в I веке.


(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

Был епископом в городе Ефесе после святого апостола Тимофея. Целует вы Гаие, странноприимец мой и церкве всея (Рим. 16, 23), — пишет св. апостол Павел. Многих научивши и приведши ко Христу, он мирно отошел ко Господу.


(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

Был рукоположен во епископа Синопского святым апостолом Андреем Первозванным. Проходя свое епископское служение, св. Филолог претерпел многие напасти и скорби ради благовестия. Многих научив и приведя ко Христу, с миром отошел ко Господу.


(память 5 ноября по старому стилю)

С юного возраста он возлюбил Христа и украсил себя всеми добродетелями. Явился достойным преемником папы Александрийского, обличителем Льва-иконоборца, назвав его еретиком и нечестивцем.

Царь приказал бить его воловьими жилами и морить голодом в темнице. Святой все терпел с благодарением, говоря: «За Христа Бога моего и за святую икону я готов даже быть рассеченным на части». Три года прожив в заточении, он предал дух свой в руки Господа.


(память 5 ноября по старому стилю)

Священномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.

С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником русско-японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой он работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем — в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.

Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города Михайлова избрали его в 1920 году городским головой.

В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение; врачи отнесли это на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Долго думал Гавриил Михайлович, как быть. В душе оживало давнее желание стать священником. Его не страшили идущие повсюду гонения на Русскую Православную Церковь, но смущали собственный преклонный возраст и отсутствие специального образования. Он жаждал стать всецело служителем Господа, но недоставало решимости, так как он считал себя недостойным служения столь высокого. Но однажды во сне он увидел умершую мать, которую он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он почел благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 году он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона ко храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.

В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне село Солнечное) Михайловского района.

Священническое служение стало для отца Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение и храм, это чувствовали прихожане, и это привлекало их к церкви, тем более, что отец Гавриил, будучи человеком высоконравственным, до своего рукоположения пользовался среди жителей большим авторитетом.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка — арестовать некоторое число жителей, в первую очередь подлежали аресту священники. 11 марта 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Гавриила и нескольких верующих женщин — псаломщицу Марию Сибикину и старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, а вместе с ними сестру жены священника, Анну Комарову.

Поскольку арестовывали тогда не за конкретные преступления, а за принадлежность к духовному сословию и служение Церкви, то главной задачей для ОГПУ был поиск священно-церковнослужителей. Одна из инспекторш ОГПУ так описывает свою деятельность в докладной записке вышестоящему начальству. «16 марта 1931 года мне была поручена оперативная работа по выявлению гражданки Сибикиной Марии Михайловны, то есть ее духовного звания, что и было сделано. Я пошла в сторожку к монашенкам собора, которые знают, где таковая гражданка в настоящее время находится. Это было примерно около четырех часов вечера. Когда я вошла в сторожку, то там были четыре монахини, каковые собрались идти в церковь, как они пояснили мне позже. Чтобы не испортить ход оперативной работы, мне пришлось при входе перекреститься, после чего мне одна из монахинь сказала: «Садись, "раба Божия"». Я села. После, как я села, монахиня, которая предложила сесть, пошла в чуланчик, вынесла маленькое Евангелие, перекрестила меня им и дала поцеловать. Мне пришлось тоже перекреститься и поцеловать, после чего я приступила к расспросам, где находится матушка Сибикина. Меня спросила монахиня: «На что она тебе, "раба Божия", нужна?» Я ответила, что я приехала из Пронска, привезла пакет от священника, то есть от церковного совета, секретный. Спросили: "Разве наша матушка состоит в церковном совете города Пронска?" Я сказала: "Да". — "Но почему именно передали вам?" Я пояснила: "Сама я уроженка деревни Серебрянь, и мою сестру арестовали, а я приехала узнать, и мне батюшка поручил вручить ей секретный пакет". И мне монахиня сказала: "Она временно находится у Рябининой, там все свои, верующие". Потом одна из монахинь сказала: "Я тебя провожу и укажу, где живет матушка". Доведя меня, она показала, по какой улице идти, и еще раз предупредила: "Иди, не бойся, там все свои. В случае не будет матушки, то хозяйка скажет, где она находится, по каким деревням". После таких слов мы с ней расстались. Монахиня вернулась обратно, а я позамедлила в этой улице, дождалась, когда монахиня скроется за угол. После чего я пошла в отделение милиции и доложила районному уполномоченному все что было. Тогда мне в помощь дали инспектора для ареста, я пошла вперед в указанный дом, где находилась матушка. Когда я вошла в дом, то на мой вопрос хозяйка сказала: "Матушка на печке". Я вошла в дом и сказала матушке: "Я пришла тебя предупредить, тебя ищут, и я привезла секретный пакет из Пронска от батюшки..." Мы с ней засуетились, в это время вошел инспектор, справился, где матушка по фамилии Сибикина. После чего сделал обыск и нас вместе взял и привел в ОГПУ».

Псаломщицу Марию обвинили в том, что она входила «в антисоветскую группировку Масленникова и других, занималась распространением провокационных слухов среди прихожан собора».

17 марта следователь допросил отца Гавриила. На его вопросы отец Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, — из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю».

Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.

Следствие в то время было жестоким — заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже и не скрывая это от родственников, и жене отца Гавриила не раз отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа. Между тем и отец Гавриил и его супруга Татьяна пользовались большим уважением и любовью среди местного населения. Совесть мучила милиционера, способствовавшего аресту отца Гавриила, и однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника».

В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем они нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отец Гавриил ходил в приокские луга, накашивал осоку, высушивал ее, и ею выстилали земляной пол в доме, ею же и топили печь. В это время отец Гавриил, истосковавшись в заключении по духовной литературе, много читал духовных книг. После выхода из заключения он был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.

Недолго пришлось прослужить отцу Гавриилу в храме. Осенью 1937 года, во время очередного гонения, власти приняли решение арестовать священника. 6 октября сотрудники НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность. Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937 года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие утери зерна от несвоевременной уборки урожая. Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран.

Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов показал, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя: в 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым священник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег». В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются у него на дому крестины. Я слышал, что священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».

16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.

— В чем заключается ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? — спросил следователь отца Гавриила.

— Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.

— В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?

— Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.

— Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?

— Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о Новой конституции, в котором мы приветствовали власть, — говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.

— Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?

— Нет, этого я не признаю.

12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Последние добавления