Мученик Иерон Мелитинский
(память 7 ноября по старому стилю)

Родился в городе Тиане в Великой Каппадокии. Воспитанный благочестивой матерью, он был кротким и добрым христианином. Императоры-соправители Диоклетиан и Максимиан послали в Каппадокию большой военный отряд для искоренения широко распространившегося там христианства и, кроме того, набрать в императорское войско здоровых и сильных воинов.

Иерон вместе с другими новобранцами в сопровождении воинов был отправлен в соседний город Мелитину, где им было предложено принести жертву языческим богам. Иерон и вслед за ним 32 воина: Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит — отказались это сделать, открыто исповедовав веру во Христа.

После жестокого избиения едва живых мучеников бросили в темницу, а наутро обезглавили.


(память 17 июля и 7 ноября по старому стилю)

Родом из лидийского города Магнезии (в Малой Азии). Господь еще до его рождения знамением показал, что он будет светильником вселенной.

Придя в возраст, Лазарь, по откровению свыше, удалился на гору Галисий (близ Ефеса), где основал монастырь и принял на себя подвиг столпничества. За свою подвижническую жизнь он удостоился от Бога дара прозорливости и пророчества. Господь открыл ему день его кончины, но по просьбе братии преподобный умолил Господа для их пользы отложить ее еще на 15 лет.

Преподобный Лазарь мирно скончался в 1053 г. Братия горько плакала над ним, что он не оставил завещания, тогда святой встал и, как живой, дал им завещание, потом лег, и по просьбе братии встал вторично, чтобы сделать подпись на данном завещании. Мощи праведника прославились многочисленными исцелениями.


(память 4 апреля и 7 ноября по старому стилю)

Основал Благовешенский монас-тырь на острове Ворбозомского озера. В продолжении многих лет преподобный управлял обителью, неся большие труды и подвиги. Преподобный скончался около 1550 г.


(память 4 февраля и 7 ноября по старому стилю)

Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим.

Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие.

Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.

По смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в глушь лесов, чтобы здесь вести вполне единенную жизнь. Сурово протекала жизнь преподобного в этих пустынях, где пищей ему могли служить только трава да кора деревьев. Отсюда приходил он иногда на поклонение святым местам в новгородские и псковские пределы. Так как тело его стало постепенно ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру. Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся подвижнику во сне ангел дал ему указание, что здесь Бог избирает ему место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келью и две церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.

Кирилл ревностно подвизался на новом месте в молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и злых людей. Особенно же досаждали подвижнику местные рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие тогда по лесам и дорогам Руси. Но и на этих отверженных мира сего действовала нравственная высота св. подвижника. Однажды, когда они приплыли к Красному острову, преподобный обратился к ним с грозным обличением. Хищники, устрашенные этим, молили святого простить их. В другой раз воры сняли колокол с церкви и хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший их Кирилл обличил жадность их и указал, что даже и «заработанный ломоть лучше украденнаго каравая», что «вор не бывает богат, а бывает горбат». Затем, накормив их, отпустил с миром. Это так подействовало на злодеев, что они более совершенно не нарушали покоя новой обители.

Жизнь св. Кирилла в обители была во всем примером и образцом для других братий. Он отказывал себе во всех благах жизни, ходил босой, иногда даже в самые жестокие морозы, сам рубил дрова и копал землю. За такую свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога особенной благодати св. Духа и дара исцелений. Однажды ученик преподобного Дионисий видел, что с ним служит литургию диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении. Около того же времени во молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь, который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной своею преп. Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые предстояло испытать Российской земле. «Будут, — говорил он, — на земле беды великия и мятеж между людьми; но, — прибавил он, —царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился св. подвижник в мире 4 февраля 1532 года.

Вскоре затем открылись знамения особенной близости его ко Господу. Так, когда один инок, по имени Кириак, заболел, то преп. Кирилл в сонном видении явился ему и, осенив его крестным знамением, исцелил от болезни. Затем он исцелил другого инока, по имени Макария. Это исцеление особенно поразительно и заслуживает чрезвычайного внимания всех верующих. Макарий был наказан Богом за свой своенравный дурной характер тем, что не мог ни есть, ни спать. Когда его привели к гробу преподобного, то он в корчах упал на землю. Тогда приведшие его иноки положили его на самый гроб преподобного — и больной тотчас же пробудился совершенно здоровым. Много и других исцелений произошло по молитвам к преп. Кириллу, неустанному молитвеннику нашему пред Богом.

Мощи сего праведника были обретены нетленными при закладке в его обители нового храма, который по обету строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к св. подвижнику спасение от многих бед.


(память 18 мая, 7 июня и 7 ноября по старому стилю)

Жил и пострадал за Христа в г. Анкире Галатийской. Имея свою гостиницу, святой исполнял обязанность апостолов: своими богодухновенными учениями и беседами он привел ко Христу многих язычников и многих грешников побудил раскаяться в грехах своих. За свою благочестивую жизнь святой Феодот получил от Господа дар исцеления недугов. Во время гонения на христиан корчемница святого Феодота служила убежищем для гонимых христиан, а также святой посещал и утешал святых мучеников в темнице и тайно погребал тела святых страдальцев.

В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, из которых старшая Текуса была теткой св. Феодота.

С юных лет воспитанные в благочестии и страхе Божием, святые девы соблюдали чистоту телесную и душевную. Проводя богоугодную жизнь, эти девственницы достигли старости. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане они были схвачены и преданы на мучения. Но так как муки не могли поколебать веру их, то святых мучениц отдали блудным юношам на осквернение. Но св. мученица Текуса строго обличила одного из юношей, и он вместе со своими товарищами, устыдившись нечестивого намерения, не причинили святым девам никого вреда. Тогда жестокий правитель приказал мученицам принять участие в языческом празднике, но они отказались, за что и были потоплены в озере.

В сонном видении св. мученица Текуса повелела св. мученику Феодоту достать тела их со дна озера. Идя ночью за явившейся лампадой, освещающей им путь, св. Феодот и другие христиане подошли к озеру. В это время было страшное видение, которое устрашило воинов, охранявших тела святых мучениц, и они бежали. Поднявшийся ветер, отогнал воду с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и стали видны святые тела. Взяв тела святых мучениц, св. Феодот с честью похоронил их.

Узнав об этом, нечестивый игемон схватил св. Феодота и подверг его различным истязаниям, так что тело святого представляло собой сплошную язву. Но он, укрепляемый силой Божией, продолжал исповедовать и славить Христа. Затем св. мученик Феодот был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала 7 июня 303 или 304 г.

Нечестивые мучители хотели сжечь тело св. мученика Феодота. Но внезапно поднявшаяся великая буря и свет, облиставший тело мученика, устрашили их. Тогда игемон приказал воинам охранять тело святого мученика. Между тем, по устроению Божиему, мимо проезжал на осле священник Фронтон. Узнав от воинов о страданиях св. мученика Феодота и что здесь находится его честное тело, он решил хитростью взять его у них. Для этого Фронтон напоил воинов вином. И когда они уснули, с благоговением взял останки св. мученика Феодота, возложил на осла и привез в свое селение, где с честью предал их погребению. Впоследствии здесь была построена церковь во имя св. мученика Феодота.


(память 7 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со святыми мучениками Касинией и Антонином в г. Анкире при императоре Юлиане Отступнике, в 363 г. Святые Меласипп и Касиния, будучи повешены, строганы и опаляемы огнем, скончались во время мучений. А их сын, св. мученик Антонин, силой Божией сохраненный невредимым среди истязаний, был усечен мечом. Видя страдания св. Антонина, уверовали во Христа 40 юношей, которые все были усечены мечом.


(память 7 ноября по старому стилю)

Пострадал вместе со св. мученицей Фессалоникией и св. мучеником Таврионом. Святая Фессалоникия была дочерью одного идольского жреца. Получив наставления в христианской вере, она крестилась и сделалась истинной христианкой. За отказ поклониться идолам и отречься от Христа нечестивый отец ее, обнажив, жестоко бил так, что сокрушил все ребра. Затем он выгнал ее из дома, и она жила на скудные средства, данные ей матерью.

Узнав о таком поступке жреца, мужи Авкт и Таврион стали укорять его. Тогда он донес на них правителю, что они христиане, и святых предали на мучения. Их били камнями, ввергали в огонь и, наконец, связанных вместе, бросили в озеро, но святые мужи остались невредимыми. После таких мучений свв. Авкт и Таврион были усечены мечом. Фессалоникия также была предана мучениям, от которых и скончалась. Тело ее с честью было погребено вместе со св. мучениками Авктом и Таврионом.


(память 7 ноября по старому стилю)

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Смирнов Константин Иларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. С 1908 по 1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление Святителя Питирима Тамбовского (память 28 июля).

Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», — высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

Во время войны, по инициативе Святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе Владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

19 марта 1918 года Святитель назначается на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. В 1919 году его арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму ВЧК.

В 1920 году, после освобождения, он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения ВЧК». Владыка приговаривается к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме он находится в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921 году его освобождают по амнистии и Владыка возвращается в Казань, но в 1922 году его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским (память 18 декабря). Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. Патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания Владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы...». Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре Святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины св. Патриарха Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на Патриарший Престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка ответил «Евгений Алексеевич, вы — не пушка, а я — не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке Владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть...признала греховным». В утверждённом митрополитом Сергием Временном Патриаршем Священном Синоде он видел угрозу целости Патриаршего строя и подмену его коллегиальным управлением.

В административной церковной деятельности митрополита Сергия, Владыка (как и Местоблюститель, священномученик митрополит Пётр (Полянский)) усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием Заместителя Местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом св. Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г., согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.

С мая по ноябрь 1929 года Владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пагубного пути компромиссов. Эти письма Владыки, глубоко продуманные и чётко аргументированное, вскрывают духовно-нравственную суть проблемы.

Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Владыка же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом Заместителя Местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так отвечает на это требование: «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним "единением во что бы то ни стало"». В декабре 1929 года митрополит Сергий предаёт Святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой.

С 1932 года Владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости... Такова обстановка в ссылках за Полярным кругом… Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось Владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.

После освобождения в августе 1933 года Святитель непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило Святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году Святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений Владыка вышел; видимо, ему всё стало ясно. Это была их последняя встреча.

Вскоре летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы г. Москвы. Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в пос. Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, — так писал Владыка, — я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

Владыка, по словам его верного последователя-исповедника епископа Афанасия (Сахарова, память 15 октября), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года Святитель написал: «Совершённую им (м. Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». Непосредственно митрополиту Сергию он писал: «Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности». Однако, «для тех, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду», — писал Владыка в 1934 г., — «... своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви».

Но эта мягкая позиция Святителя несколько ужесточилась в последние годы жизни, возможно, благодаря общению в ссылке со священномучеником митрополитом Иосифом (Петровых), а также тому, что истекли все сроки ожидания раскаяния митрополита Сергия в пагубном курсе церковной политики.

7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму г. Чимкент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

7 (20 н. ст.) ноября Святитель был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Митрополит Кирилл — один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявляется его особый дар: к нему притягиваются люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


(память 7 ноября по старому стилю)

Явление иконы последовало 7 ноября 1795 г. Икона находилась в Николо-Угрешс-ком монастыре в соборном Никольском храме. Еще иконы Богоматери с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.


 

Собор Архистратига Михаила
(память 7 ноября по старому стилю)

Празднование в честь ангельских сил — бесплотных существ духовного мира, возвещающих нам волю Божию и исполняющих ее в мире вещественном, материальном — и их предводителя Архистратига Михаила было установлено в начале IV века. Мы почитаем ангельские силы, которые, по учению Церкви, подразделяются на иерархии и чины и именуются Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами, Силами, Властями, Началами, Архангелами и Ангелами; особое же почитание воздается Церковью Архистратигу Михаилу как главе Небесных чинов, верному служителю Божию, победителю падших духов — демонов, или бесов.

Архангелу Михаилу посвящен один из главных храмов Московского Кремля.


 

Мученики Порфирий и Онисифор
(память 9 ноября по старому стилю)

Пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305 гг.). После долгих истязаний святых привязали к диким коням, которые волочили их по камням, вследствие чего мученики скончались. Верующие с честью погребли останки святых.


(память 9 ноября по старому стилю)

Родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия) в V веке. Быв выдана замуж, преподобная Матрона смиряла свою плоть воздержанием и постом, за что ей приходилось претерпевать притеснения со стороны мужа. Она просила Господа, чтобы Он освободил ее от тяжелого ига супружества, которое ей было великим препятствием к богомыслию, и привел к безмолвному житию, дабы она беспрепятственно могла благоугождать Ему единому. После долгих колебаний св. Матрона дочь свою отдала на воспитание благочестивой старице Сусанне, а сама остригла волосы и, переодевшись в мужское платье, пришла в монастырь преподобного Вассиана (V в.; память 10/23 октября).

Преподобная Матрона выдала себя за евнуха Вавилу и была принята в число братии. Святая пребывала в постоянном молчании и многих трудах, строго соблюдая себя, чтобы не быть узнанной братией, которые удивлялись, добродетелям Вавилы. Через некоторое время игумену монастыря преподобному Вассиану было во сне откровение, что евнух Вавила — женщина. Призвав св. Матрону, он сурово потребовал ответа, но, убедившись в чистых и непорочных ее намерениях, благословил перейти ей в женский монастырь в город Емес. Живя в обители добродетельно, в обычных своих подвигах, она превосходила всех смирением и была примером трудного пути, ведущего в Царство Божие. Спустя немного времени скончалась игумения монастыря, и преподобная Матрона была избрана всеми единодушно игуменьей. И, будучи игуменией, она ревностно заботилась о спасении порученных ей сестер.

Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она стяжала от Господа, распространилась далеко за стенами монастыря. Услышал о преподобной и муж ее. Скрываясь от его преследований, св. Матрона тайно ушла в Иерусалим на гору Синай, оттуда в Берит, где поселилась в заброшенном языческом храме. Местные жители узнали о ее затворе и стали приходить к ней. Многих святая подвижница отвратила от языческого нечестия и обратила ко Христу. Возле жилища преподобной стали селиться женщины и девицы, и вскоре возник новый монастырь. Исполняя волю Божию, открытую ей в видении, святая покинула Берит и отправилась в Константинополь, где по благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, основала женский монастырь, куда переехали и сестры из Беритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава и добродетельной жизнью сестер. В глубокой старости, в возрасте 100 лет, 75 из которых она провела в иноческих подвигах, преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу около 492 г.


(память 9 ноября по старому стилю)

С юности подвизалась в иночестве в женской обители. Святая, будучи 18-ти лет от роду, по благословению игуменьи пошла в соседнее селение посетить родственников. Ночью на то селение напали арабы и, пленив всех жителей, посадили их на корабль и утром вышли в море. Высадив пленников на пустынном острове Парос (в Эгейском море), разбойники решили осмотреть свою добычу. Но Господь помог преподобной Феоктисте. Решив лучше умереть в этой пустыне, чем погубить посвященное Христу девство, святая скрылась от них бегством. Найдя на острове один полуразрушенный храм, преподобная подвизалась в нем 35 лет, пребывая в посте и молитве, питаясь одними семенами подсолнечника.

Однажды на остров высадилась группа охотников, и один из них, зайдя для молитвы в разрушенный храм, нашел здесь преподобную Феоктисту, которая поведала ему свою жизнь и, предсказав, что через год он снова посетит этот остров, просила привезти ей Святые Тайны. Через год охотник действительно приехал на остров, доставив преподобной Преждеосвященные Дары. Причастившись, преподобная Феоктиста мирно скончалась. Кончина ее последовала в 881 г.

Зайдя перед отплытием за благословением, охотник обрел мертвое тело святой. Похоронив его, он дерзнул отделить на благословение себе ее руку и возвратился на корабль. Всю ночь они плыли, а утром оказалось, что корабль находится на том же месте, откуда начал путь. Поняв, что сделанное не угодно Богу, охотник вернул и приложил руку к телу преподобной. После этого корабль беспрепятственно отплыл. В пути охотник рассказал спутникам о св. Феоктисте и они, пожелав поклониться святым мощам, вернулись обратно на остров, но тела святой не нашли (в могиле остался только его отпечаток), ибо Господь по своему тайному Промыслу скрыл его.


(память 9 ноября, 28 сентября по старому стилю и во вторую неделю Великого поста)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре, имел дар прозорливости. Скончался в 1148 г. и погребен в Ближних пещерах рядом с преподобным Спиридоном (XII в., память 31 октября/13 ноября).


(память 9 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в начале IV века, при императоре Максимиане. Исповедав себя христианином, он был схвачен и принуждаем принести жертву идолам. Но святой опрокинул жертвенник, за что разгневанный царь приказал отсечь ему голову. Увидев, что его душе предшествует Ангел, царь позволил христианам похоронить святого в г. Солуни.


(память 9 ноября по старому стилю)

Происходил из Сирии и был по ремеслу каменщик. Сожалея о язычниках, он проповедовал им Христа. Когда они не послушали его, то святой удалился в пустыню и провел там два года в молитве. Укрепленный молитвой, св. мученик снова отправился к заблуждающемуся народу.

Придя во время праздника в языческое капище, он разрушил всех идолов, за что был предан мучениям и принужден уйти из города. В Апамеи Сирийской он упросил епископа позволить построить ему храм во имя Пресвятой Троицы. Когда святой начал постройку, жители города, узнавшие об этом, пришли ночью и рассекли его на части. Так он предал дух свой Богу.


Подвизался в египетской скитской пустыне в первой половине V века в монастыре преподобного Пимена Великого († ок. 450 г.; память 27 августа/9 сентября). Отличался кротостью, смирением и необыкновенным послушанием. Вначале Иоанн подвизался без духовного руководителя, но Господь вразумил его, что строгие подвиги необходимо исполнять под наблюдением опытного в духовной жизни старца. И преподобный Иоанн пришел к преподобному Пимену, известному твердой и непреклонной волей, и, прося руководства, обещал во всем повиноваться.

Испытывая терпение молодого инока, св. Пимен дал ему необычное послушание. Три года преподобный Иоанн носил воду и поливал совершенно сухое дерево, которое покрылось листвой, зацвело и дало обильные плоды. Сам преподобный Пимен назвал его «древом послушания».

Достигнув совершенства, преподобный Иоанн впоследствии сам был руководителем многих: его учеником был преподобный Арсений Великий († 449-450 гг.; память 8/21 мая), он вернул ко Христу преподобную Таисию Младшую (V в.; память 10/23 мая). Святой известен как писатель, составивший житие преподобного Паисия Великого (V в.; память 19 июня/2 июля). Преподобный Иоанн мирно почил о Господе в 422 г. (по другим источникам, в 430 г.). После него осталось много мудрых изречений.


(память 9 ноября по старому стилю)

Дочь благочестивых родителей, проживала в Риме, при дворе императора Маврикия. Придя в возраст, удалилась в один из монастырей Константинополя, где и посвятила себя иноческой жизни. После многих подвигов преподобная Епистолия, наставив многих на путь спасения, отошла ко Господу в 610 г.


(память 9 ноября по старому стилю)

Дочь императора Маврикия, желая посвятить себя иночеству, упросила преподобную Евстолию († 610 г.; память 9/22 ноября), пришедшую в Константинополь из Рима и прославившуюся добродетельной жизнью, стать ее духовной матерью и наставницей.

При содействии отца св. Сосипатра устроила в Константинополе женский монастырь, где и подвизалась под руководством преподобной Евстолии.

После смерти наставницы св. Сосипатра управляла монастырем и, достигнув совершенства в добродетельной жизни, скончалась в 625 г. О преподобной Сосипатре упоминает в «Луге духовном» преподобный Иоанн Мосх.


(память 9 ноября по старому стилю)

Икона “Скоропослушница” находилась в Дохиарском монастыре на Афоне. Прославилась она в 1664 году следующим образом. Находи-лась она при стене пред братскою трапезной, и трапезарь проходил мимо нее по обыкновению с зажженною лучиной. Два раза он слышал исходящие от иконы слова: “Не копти Моего образа зажженною лучиной”. Трапезарь, решив, что это шутка кого-то из братии, не внял этим словам. На третий раз монах был наказан слепотою при этих же словах.

Однако через некоторое время ему было возвращено зрение по молитвам перед этой же иконой и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует этой обители, и предстательствует пред Своим Сыном за всех православных христиан, молитвы которых бывают исполняемы Господом ради Ее ходатайства, и что с этого времени икона будет называться “Скоропослушницею”. Эта икона прославилась многими чудесами.


 

Святой Ераст Панеадский, апостол от 70-ти
(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Ученик апостола Павла. Сначала был диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви (Рим. 16, 23), а потом епископом в Панеаде (Палестина). Апостол Ераст удостоился от Господа мирной кончины.


(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Спутник апостола Петра, о нем вспоминал апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 15). Апостол Олимп принял мученическую кончину за Христа, он был усечен мечом в Риме при императоре Нероне в тот же день, в который пострадали святые апостолы Петр и Павел († 67 г.).


(память 8 апреля, 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Был родственником св. апостола Павла и его спутником во многих путе-шествиях. Когда христианство распространилось на Балканс-ком полуострове, св. апостолы Петр и Павел поставили св. Родиона епископом города Патры.

Ревностно проповедуя слово Божие, он обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. За это разъяренные идолопоклонники сильно избили св. Родиона палками и камнями, а один из мучителей смертельно ударил его ножом. Но Господь восставил его невредимым. После того апостол Родион оставил епископскую кафедру в Патрах и еще долгие годы сопутствовал апостол Петру. Когда св. апостол Петр был распят, одновременно с ним были усечены мечом апостолы Родион и Олимп.


(память 28 апреля и 4 января по старому стилю, кроме этого память св. Сосипатра 10 ноября по старому стилю)

Ученики апостола Павла († 67 г.), который даже назвал их своими сродниками (Рим. 16, 21). Св. апостол Иасон родом из Тарса Киликийского, первый христианин в этом городе, был поставлен св. апостолом Павлом во епископа в родном городе. Св. апостол Сосипатр родом из Ахаии, был поставлен св. апостолом Павлом епископом города Иконии. Святые Иасон и Сосипатр отправились с евангельской проповедью на запад и в 63 г. достигли острова Керкиры (Корциры) в Ионическом море близ Греции. Здесь св. апостолы многих обратили ко Христу, но за проповедь христианства претерпели мучения и темничное заключение.

При следующем правителе острова апостолы были брошены в котел с кипящей смолой, но остались невредимы. Этим чудом они обратили правителя к вере во Христа, а вскоре после этого воскресили своими молитвами его умершего сына. Св. апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и мирно скончались в глубокой старости.


(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Ученик апостола Павла. О нем апостол упоминает в Послании к Римлянам: Целует вы Ераст строитель градский и Куарт брат (Рим. 16, 23). Немало пострадал за свое благочестие, обратил много греков к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа г. Берита.


(память 4 января, 21 июня, 30 октября и 10 ноября по старому стилю)

Ученик апостола Павла, писавший его Послание к Римлянам (Рим. 16, 22), второй епископ Иконии, где и претерпел мученическую смерть.


(память 10 ноября по старому стилю)

Родом из г. Тиана в Каппадокии. При императоре Диоклетиане св. Орест за нежелание принести жертву идолам и отречься от Христа после разных мучений был привязан к диким коням и, влачимый ими, скончался ок. 304 г.


(память 10 ноября по старому стилю)

Родом из Персии, он проповедовал Христа жителям г. Сузы. За свои подвиги, будучи посвящен в сан епископа, св. Милий много претерпел страданий от язычников и через три года оставил свою паству. После путешествия по разным св. местам он снова возвратился в Персию, где за исповедование Христа после мучений был пронзен кинжалом в гонение Сапора II в 341 г.


(память 10 ноября по старому стилю)

Подвизался в IX веке в обители Символы близ Олимпа.


(память 10 ноября по старому стилю)

С детства был воспитан в строгих христианских правилах, отличался мужеством и любовью к своему отечеству. Св. князь прославился также ревностью к благолепию святых храмов, щедростью к неимущим, любовью к духовенству, милосердием к вдовам и сиротам.

Св. Константин, посещая святые места Палестины, Синая и Сирии, раздавал там обильную милостыню. Во время опустошения Карталинии агарянами он был взят со своими сыновьями в плен и отправлен в Тифлис к эмиру Буге, который упорно принуждал его к отречению от Христа. Не достигнув желаемого, эмир послал св. князя в Багдад к халифу, который долго томил исповедника в душной темнице. Но ничто не поколебало веры доблестного воина Христова, и он был усечен мечом в 842 г. на 85 году жизни. Место погребения неизвестно.


(память 23 апреля, 3, 10, 26 ноября по старому стилю)

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой.

Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — “Юрьев день”, в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Последние добавления