Публикации

«Мы распинаем Христа еще раз…»

  Количество просмотров

До наступления Праздника Светлого Христова Воскресенья остаются считанные дни. Грядут самые важные, самые трогательные богослужения Страстной седмицы. На эти службы в православные храмы традиционно приходят тысячи верующих. Искренняя соборная молитва и всеобщее единение христиан неизбежно соприкасается с рядом искушений.

 «Аншлаг» у аналоя, громкие голоса, странные на первый взгляд вопросы и комментарии. Кто-то оделся «неподобающим образом», кто-то свечу не в тот момент передал или «самовольно» убрал с подсвечника уже зажженную и поставил на ее место свою. То телефон зазвонит, то ребенок заплачет. Один что-то не расслышал, другой кого-то не так понял, сорвался, нагрубил... В святом месте-то… Как можно?!

Конечно не можно. Некрасиво. Неправильно. Но делить людей на «своих» и «чужих», на «прихожан» и «захожан» тоже не совсем правильно. Учитывая, что потенциальное число этих самых «своих» зависит во многом от нас с вами. От того, как сегодня мы встретим «пасхальных прихожан». От нашей отзывчивости. От нашей способности прощать.

Речь не о том, что надо резко «перестать видеть» и начать игнорировать проявления откровенного неуважения к богослужебному порядку. Речь «всего лишь» о том, что надо, наконец, предпринять попытку поступать как христиане. Надо приложить усилия в борьбе с  собственной гордыней и эгоизмом хотя бы в эти святые дни.

— Церковь — это единство народа Божьего и самого Творца. В Церкви совершенно точно не может быть места эгоизму, – утверждает руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии, клирик  Петропавловского собора г. Казани протоиерей Сергий Титов.

В своем напутственном слове священник рассуждает о значении подвига Христа Спасителя и о том, с каким настроем нам должно вступать в последние дни Страстной Седмицы, дабы одним неосторожным движением невольно не отбить у других людей их горячее желание соединиться со Христом.

- Находясь в Церкви, мы пребываем в общении с Господом, в общении друг с другом.  Мы сами по себе, конечно, не могли преодолеть слабость человеческой природы, но пришествие в мир Спасителя, Его Крестная Смерть и воскресение дают нам такую возможность. В других религиозных системах есть момент искупления своих проступков через жертвы. То есть человек приносит дары и получает взамен «благоволение свыше». В христианстве же не человек приносит жертву, а Бог приносится в жертву ради человека, для его спасения. Господь умирает и воскресает за всю Церковь, и только вместе, как община, мы можем стать святым стадом. Святость человека не в том, чтобы не грешить, а в том, чтобы воздерживаться, чтобы противостоять  силе греха, которая действует в любом человеке. Безгрешен один лишь Бог, а все, даже самые хорошие и совершенные люди, совершают проступки. Об этом и святые отцы говорили в покаянных молитвах. Они ведь не лицемерили. И нам с вами не должно становиться лицемерами. Вспомним притчу о мытаре и фарисее, рассказанную самим Господом Иисусом Христом. Фарисей все правила исполнил, постился, молился, трудился, много принес жертв, много благодеяний совершил. И считал, что достоин большего, раз уж сумел так хорошо потрудиться. А презираемый всеми мытарь, сборщик податей в пользу римской казны, был о себе иного мнения. Он ощущал себя недостойным, и, стоя в притворе храма, искренне сокрушался, искренне плакал о своих грехах. Человек, наживший богатства неправедные, принес Господу слезы покаяния. Перед людьми этот ничего хорошего не сделал, и сил исправиться у него, возможно, не было. Но он оказался  более оправданным пред Богом, чем тот, который внешне делал много хорошего, но своим внутренним устремлением был далек от Бога. Фарисей отдалился от Бога, потому что искал своего, а не Божьего. Христианам же нужно учиться Божией Правды. Святая Четыредесятница была дана нам для того, чтобы мы могли принести Господу личное покаяние. А на Страстной Седмице и в дни Святой Пасхи уже нет места самости, нет места личному. О каком  таком личном может идти речь, когда на Кресте умирает Сам Христос?! На Страстной Седмице мы – искупленное стадо, Тело Христово – собираемся вместе для того, чтобы вместе с нашим Спасителем пройти и пережить крестные страдания. На Пасху во всех православных храмах будет звучать слово святителя Иоанна Златоуста. Отец Церкви призывает всех прийти и вкусить радость праздника. Иоанн Златоуст призывает разделить Пасхальную радость тех, кто пришел в первый, третий и шестой час, и тех, кто успел прийти только в девятый  и одиннадцатый часы. Тех, кто выдержал все испытания и тех, кто вспомнил о Боге лишь в конце поста. Радость принимают и постящиеся, и непостящиеся. У прихожан наших храмов, пришедших в первый час, было достаточно времени, чтобы принести плоды покаяния. Было время для детальной исповеди, для длительных духовных бесед со священниками. А сейчас личное уступает место соборному.  Наступает время всей Церкви. Господь ведь распинается за всех. Не только за верных, но и за свою будущую Церковь. Да и верные, как мы знаем, на деле оказались не совсем верны. Те, кто кричал «осанна», вскоре закричали «распни». Христос умирает и за них, и за нас, и за тех, кто пока по неведению или нерадению не является Его паствой. Господь умирает за все человечество. За каждого человека, вне зависимости от его национальности, от принадлежности к той или иной культуре. Церковь в эти дни принимает всех. В том числе тех, кто интуитивно приходит в храм лишь на Пасху. Хорошо, что они все-таки приходят, ведь большинство людей ограничатся покраской яиц и шумным застольем. Но Господь-то и их ждет. Он зовет абсолютно всех. Только вот званных много, а избранных мало. Но если человек приходит в храм хотя бы в Пасху или накануне Светлого Воскресенья, значит, он все-таки избирается, откликается на призыв. И любящий Господь, конечно, радуется каждому отклику, так что не нам закрывать избранничество Божие. Нам радоваться надо, что храмы не пустуют, что народ идет к Богу. Мы ведь все когда-то пришли. Не сами пришли, Господь привел нас в свое время. И этих людей он приводит в самое подходящее для них время. Кого-то раньше, кого-то позже. Святые ведь тоже не сразу приходили к Богу. Если бы мы застали некоторых людей, достигших святости, на начальном этапе их жизни, нам бы наверняка захотелось в соответствии с устоями конкретного времени, бросить в них камень. Возможно,  сейчас мы побиваем камнями будущего епископа, мученика или исповедника. И даже если это не так, нам все равно нужно постараться разделить свою радость вместе с этими людьми. Они оторвались от суеты, переступили порог храма. И нам, ученикам Христовым, важно не отпугнуть их. Важно принять тех, которых привел Господь. Важно поддержать этих людей, с кротостью и спокойствием разъяснить им отдельные моменты. А иногда нужно просто потерпеть, поупражняться в добродетелях. И горе нам, если мы не сделаем над собой усилия, а напротив, поведем себя как фарисеи. Если будем себя в грудь бить, вместо того чтобы являть окружающим пример христианской любви. Не дай Бог своей грубостью или своим невниманием оттолкнуть людей, которые делают свои первые шаги в храме. Прогоняя их, мы изгоняем самого Христа, распинаем Его еще раз. Упаси нас Господь от этого! 

Вернуться к списку

Последние добавления