Публикации

Светлая седмица — единый пасхальный день

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Антоний Ермошин
Светлая седмица — единый пасхальный день

Светлая седмица — самый прекрасный и удивительный период церковного календарного года. Каждый день этой недели преисполнен радостью о воскресшем Спасителе. Радость эта непрерывная, всеобъемлющая. В ней утопают все житейские условности, все временные границы…

— Святоотеческое предание предлагает нам воспринимать всю Светлую седмицу как единый Пасхальный День, как некий цикл, в котором воскресенье Пасхи — день первый, а воскресенье Антипасхи — день восьмой и, одновременно, первый день новой седмицы. Это напоминает нам о самом бытии нашего мира, который был сотворен в течение шести «дней», в седьмой «день» Бог «почил от всех дел Своих», а «день» восьмой — день всеобщего Воскресения — завершает собою этот цикл, одновременно становясь первым днем иного бытия «нового неба и новой земли». И именно дни Светлой седмицы в нашем богослужебном круге символизируют эту богословскую мысль христианства, — поясняет клирик Петропавловского собора города Казани иерей Антоний Ермошин.

Священнослужитель рассказал об особенностях богослужений Светлой седмицы, а также о том, как верующим лучше готовиться к Таинству Евхаристии в эти святые дни.

Ответы на вопросы о Светлой седмице

— В течение всей этой недели службы в храмах совершаются по той же схеме, что и в первую ночь Пасхи; в это время мы слышим песнопения всех восьми гласов нашей православной певческой традиции. Во все эти дни Святые врата алтарей остаются открытыми как во время богослужения, так и вне его. Всё это должно приводить нас к мысли, что дни эти должны быть особыми не только в церковном календаре, но и в духовной жизни каждого христианина. Вот почему Церковь настойчиво призывает своих чад на Светлой седмице по возможности ежедневно участвовать в пасхальном богослужении и, конечно, в Божественной Литургии, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. Конечно, данный призыв Церкви неизбежно ставит вопрос о подготовке ко Причастию, поскольку за последние столетия в Православной Церкви сложилась традиция готовиться к этому Таинству через дополнительный пост и усиление молитвенного правила. Всем нам следует помнить, что пища не удаляет и не приближает нас к Богу, но она является важной частью нашей физической жизни, влияющей на жизнь духовную. Поэтому, отказываясь в дни праздников от пищевых ограничений, вкушая с радостью и благодарностью Богу скоромную пищу, мы должны помнить, что ни в пост, ни в праздник мы не должны злоупотреблять едой и питьем, что обжорство и пьянство одинаково являются грехом и в пост, и в праздник. Учитывая это, нам следует в дни Светлой седмицы отложить постные ограничения и спокойно причащаться, невзирая на вкушение мяса и иных продуктов накануне, но всегда быть умеренными в еде, не предаваясь чревоугодию. Единственный пост, который по правилам церковным сохраняется и в эти пасхальные дни — это пост евхаристический, а именно: полное воздержание от еды и воды с полуночи и до момента Причащения Тела и Крови Спасителя.

Что же касается молитвенного правила, то по традиции вместо утренних и вечерних молитв в эти дни принято читать «Часы Святой Пасхи» (они поются в храме вместо полунощницы и повечерия, 1, 3, 6 и 9 часов), а обычные предпричастные каноны заменять каноном пасхальным, присовокупляя к нему тропари канона ко Св. Причащению и соответствующие молитвы (все или хотя бы несколько из них). Что же касается обязательной исповеди перед Причащением на Светлой седмице, то этот вопрос лучше решать непосредственно со своим духовником или со священниками того храма, где человек собирается причащаться.

Теги:
Светлая седмица
Пасха
иерей Антоний Ермошин

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации