Публикации

О развитии православного религиозного образования в Республике Татарстан

Дата публикации  Количество просмотров
О развитии православного религиозного образования в Республике Татарстан

Доклад руководителя отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии иерея Сергия Шкуро

Добрый день, уважаемые участники и гости Форума православной общественности, уважаемый Рустем Нургалиевич, владыка Анастасий, члены Президиума!

В наши дни православие идет в ногу со временем. В современном российском обществе формируется постсекулярное сознание, задающееся вопросами о «реабилитации религиозного мировоззрения», о том, «что значит принадлежать российской культурно-исторической традиции». Разумеется, единое общественное мнение по этим проблемам ещё не сформировано, однако российский социум XXI столетия уже задумался над онтологической значимостью и исторической глобальностью поставленных вопросов, ведь речь идёт о жизнеспособности государства, о выживании нации, опирающейся на свою культурно-историческую идентичность.

С одной стороны, отрадно сознавать, что религиозные ценности всё больше внедряются в общественное сознание, строятся новые храмы, возрождаются старые, растет количество людей, называющих себя верующими. Однако не снижающаяся острота социальных проблем, в том числе молодежных, подростковых, свидетельствует о том, что до нравственного благополучия, построенного на прочном фундаменте истинной духовности, нашему обществу еще далеко. Ведь корень этих проблем вовсе не в политико-экономической нестабильности современного социума, как многие думают, а в отсутствии у членов этого социума надежного нравственного стержня, в грубом искажении личностной системы ценностей, в абсолютном непонимании истинного смысла жизни и человеческого предназначения в этом мире. И решить эти проблемы просто немыслимо без подключения такого мощного фактора, как духовно-нравственное образование подрастающего поколения.

В этой сфере можно выделить несколько направлений деятельности. Во-первых, важнейшим делом представляется открытие православной гимназии, а в перспективе – и воспитание православной студенческой молодёжи (вспомним: в Казанском университете много лет существовал свой храм, сейчас там находится Музей истории университета…). Такие гимназии существуют во многих городах России, и в Казани есть потребность в таком типе школ. Однако организация работы православной гимназии сопряжена со множеством трудностей (юридических, финансовых, кадровых и пр.), поэтому в данный момент это дело находится на стадии разработки проекта. Будем надеяться, что замечательная идея найдет в нашем городе достойное воплощение!

Во-вторых, серьезную просветительскую миссию выполняют воскресные школы наших приходов. Преподаватели этих школ осуществляют очень сложную, но чрезвычайно важную работу по обучению основам православия прихожан татарстанских храмов разных возрастных групп – от дошкольников до людей преклонного возраста. Воскресным школам приходится преодолевать множество проблем, в числе которых – нестабильность учебных групп, нехватка дидактического материала, кадровые и финансовые трудности и т. п. Помочь в решении кадрового вопроса, в повышении профессионального мастерства педагогов призваны Катехизаторские курсы, успешно действующие в нашей епархии с 2007 г., Школа катехизаторов есть также в г. Набережные Челны. В рамках подготовки к Форуму мы провели на приходах мониторинг основных проблем и столкнулись с тем, что в подавляющем большинстве храмов основная проблема – нехватка помещений для аудиторий воскресных школ. Существует также острая потребность в здании для Православного просветительского центра.

И всё же деятельность воскресных школ (нестабильная по определению), проповедь представителей духовенства (обращённая к небольшому числу постоянных прихожан) только отчасти восполняют существующий пробел в духовно-нравственном образовании, но проблему не решают. В обществе не может сама собой вдруг сложиться устойчивая система нравственных ценностей – ее надо насаждать, в буквальном смысле – как садовник любовно возделывает свой вертоград. И на это способна только школа, на которую возложены обязанности воспитания подрастающего российского поколения. Этот факт уже осознало наше Министерство образования, разработавшее и включившее в учебный процесс несколько модулей по основам религиозных культур, среди которых – и Основы православной культуры (ОПК). Содействие преподаванию ОПК в татарстанских школах – еще одно актуальное направление нашей деятельности в сфере духовно-нравственного образования.

Когда мы затрагиваем вопрос о духовном образовании, перед нами встает еще одна острая проблема современного российского (и татарстанского в особенности) общества: проблема этнокультурных и этноконфессиональных взаимоотношений. В нашем многонациональном и поликонфессиональном государстве невозможно обойти стороной вопрос о мирном сосуществовании разных наций и религий и о предоставлении равных прав (в том числе образовательных) всем членам социума. С одной стороны, очень непросто выбрать конфессиональную направленность учебного курса в классе, где за одной партой сидят дети разных национальностей, воспитывающиеся в семьях с разными традициями. Но, с другой стороны, именно познание иноконфессиональной культуры может и должно стать важным шагом на пути к воспитанию веротерпимости и добрососедства.

Ситуация в Татарстане сложилась парадоксальная: при наличии значительного процента верующего населения ни одна школа до сих пор не ввела изучение основ определённых религиозных культур (православной, исламской и т.д.), предпочтение было отдано двум «нейтральным» модулям. 52,5% школ выбрали «Основы мировых религиозных культур», курс, который даёт только самое общее, минимальное представление о мировых религиях и не способен претендовать на формирование у учащихся сколь-нибудь серьезного нравственного потенциала. Второй «нейтральный» модуль, «Основы светской этики», выбрали 47,5% школ. Безусловно, светская этика – дисциплина сама по себе очень важная, но, на наш взгляд, она не может обеспечить полноценного построения аксиологической системы, поскольку, возникнув изначально на религиозном нравственном фундаменте, она оказалась от него оторванной и, следовательно, лишённой прочных оснований. Духовно-нравственное воспитание становится формальностью, этика превращается в этикет…

Очевидно, наше общество в целом еще не готово к планомерному и корректному введению в школьный курс конфессионально-ориентированного предмета. Однако это не основание для того, чтобы заморозить проект. Нужно искать новые пути решения, ведь только благодаря этому предмету возможно преодоление секулярной изоляции как наследия атеистической эпохи. Еще раз подчеркнем: речь идет вовсе не о введении в школы «Закона Божия» (которого так боятся в атеистических семьях), а лишь о преподавании культурологического среза православия или иной конфессии. Религиозные ценности не должны никому навязываться, о них просто надо рассказать как о фундаменте отечественной истории и культуры, как об основе нравственных норм современного социума (прежде всего в отношении главного постулата – ценности человеческой жизни). Освоение мира конфессий не исключает социализации человека, наоборот: оно предполагает формирование нравственно здоровой личности, способной к построению позитивных социальных отношений. Только введение конфессионально-ориентированного курса способно дать в будущем достойные плоды духовно-нравственного воспитания. В этом направлении еще предстоит серьезная работа.

Наконец, четвертым направлением является внеучебная культурно-просветительская деятельность, с большим успехом осуществляющаяся в нашей митрополии. На сегодняшний день у нас проводятся православные семинары, образовательные чтения, осуществляются дела милосердия, попечительства и благотворительности, организуются экскурсии ко всероссийским и местным святыням, устраиваются конкурсы для детей и молодежи (например, уже 4-й год по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла проводится День Православной книги, в рамках которого организуются мероприятия интеллектуального характера – квест для учащихся Воскресной Школы, викторина для приходской молодежи).

Настоящим праздником детско-юношеского творчества является традиционный (уже 11-й в этом году) «Сретенский фестиваль», на котором патриотическая идея, темы долга, чести и мужества неотрывно сливаются с православными мотивами. Яркими событиями становятся и другие популярные православные праздники и фестивали – «Пою Богу моему», фестиваль «Алексеевские перезвоны» в с. Алексеевское, «Каравон» в с. Никольское (приуроченный ко Дню свв. Кирилла и Мефодия) и др., на этих мероприятиях поддерживается развитие народной культуры и народных промыслов, православная молодежь получает возможность для творческого самовыражения и плодотворного обмена опытом.

В настоящий момент активно формируется программа конструктивного диалога и сотрудничества учреждений светского и духовного образования, в рамках которой предполагается регулярно проводить рабочие встречи, круглые столы и семинары по вопросам духовной культуры и образования, православного воспитания и просвещения. Это потенциал нашего религиозно-культурного развития на республиканском и федеральном уровне.

Теги:
Образование
Отдел образования и катехизации
иерей Сергий Шкуро

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации