Публикации

О социальном служении Церкви

Дата публикации  Количество просмотров
О социальном служении Церкви

Доклад Олега Агапова на Форуме православной общественности Республики Татарстан

Развитие общества — это чрезвычайно многогранный и многоуровневый процесс. Одной из общероссийских тенденций постсоветского двадцатилетия, наряду со становлением новых экономических, политических и социокультурных отношений, выступает тенденция духовного возрождения, времени поворота к ценностям традиционных религий.

Конкретнее, по данным социологов в 1990 г. в ТАССР, отвечая на вопрос «Верующий ли Вы человек?», верующими себя назвали 28% русских, в 1994 г. в РТ уже 56%, в 1997 г. — 72%, по данным 2013 г — 82%. Большинство из них утверждает, что Православие способствует формированию социокультурной идентичности, преемственности поколений, преумножения семейных традиций, человеческого достоинства.

Разговор о человеческом достоинстве не случаен. В 2008 г. Архиерейским Собором был принят один из ключевых документов — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», где утверждается, что основанием прав и свобод человека выступают евангельское учение о достоинстве человека. Согласно положению I.3. Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога. I.4. Недостойной для человека является жизнь во грехе, так как она разрушает самого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Каждый, кто обратится к жизни Церкви только за короткий промежуток постсоветского времени (1991 — 2014 гг.), к важнейшим концепциям, по которым живет Церковь, тот расстанется с целой серией стереотипов и клише, рисующих Православие как исторический анахронизм. Также все внимательно читающие «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 г., и сверяющий ее с подвижничеством Патриарха Всея Руси Алексия II, а с 2008 г. и Патриарха Кирилла может убедиться, Церковь способна отвечать на вызовы современности.

Каждое из решений Архиерейского Собора — это ресурс нашего социокультурного развития на федеральном, республиканском, муниципальном и личностном уровне. В «Основах» закрепляются основные богословские положения о Церкви, о ее месте и роли в жизни каждого человека, общества, народа, государства. Также определяются области соработничества Церкви и государства, Церкви и общества, Церкви и других конфессий, задаются контуры взаимоотношений христианской этики и светского права, раскрываются вопросы участия христиан в политической жизни страны, отношение к экономической активности, труду и собственности.

Конкретнее, в Нижнекамске, в 2010 г. создан Координационный Совет по сохранению и развитию ценностей православной культуры. Основная цель Совета — реализация основных положений Социальной концепции РПЦ. Возглавили Координационный Совет: Китанов Г.Л., зам. руководителя Исполкома НМР и протоиерей Иоанн Бухенко — благочинный Нижнекамского района. Создание Координационного Совета происходило при содействии членов Общественного Совета НМР, Нижнекамского филиала «Ассамблеи народов Татарстана». Вокруг Нижнекамского благочиния Казанской епархии объединились такие СО НКО как ОО «Нижнекамское русское общество», украинское товарищество «Вербиченька», Этнографическое культурно-просветительское объединение «Кряшен», чувашский общественно-культурный Центр. Между ними было подписано Соглашение о социальном партнерстве[1].

Инициаторы подписания Соглашения исходили из опыта других субъектов РФ. Среди приоритетов деятельности Совета есть задачи помощи и содействия различным общественным инициативам, направленным на укрепление нравственных и патриотических ценностей, развития духовно-нравственного образования, благотворительности и милосердия, поддержке научных исследований в этнокультурной и межконфессиональной сферах.

Основными партнерами деятельности Координационного Совета выступили:

Общественная Палата Республики Татарстан;

— Нижнекамский филиал Ассамблеи народов Татарстана;

— Отдел по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Исполкома НМР;

— Общественный Совет Нижнекамского муниципального района;

— Отделы Казанской епархии (например, Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму (руководитель — о. Вячеслав (Шапоров))

Например, за 2011 — 2014 гг. на базе Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) было проведено семь «круглых столов» с участием членов Общественной Палаты РТ, совместно с органами ФСБ и МВД, где были выработаны рекомендации, направленные на профилактику экстремизма в этнокультурной и межконфессиональной сферах.

Как видим, опираясь на Евангельские ценности, современные богословские положения христиане могут и должны преображать себя, общество, способствуя утверждению в нем духовно-нравственных ценностей и приоритетов. Факт, что Русская Православная Церковь и другие традиционные для Российской Федерации конфессии сегодня активно включились в процесс развития гражданского общества. В частности, в Общественный Совет НМР входят представители традиционных конфессий (Юсуф — хазрат и протоиерей Иоанн, благочинный Нижнекамского района, настоятель храма Воскресения Христова). К их позиции, при решении проблем муниципального самоуправления всегда прислушиваются не только члены социальноориентированных некоммерческих организаций, но и муниципальные органы власти.

Среди наиболее значимых мероприятий, прошедших по инициативе Координационного Совета следует отметить:

  • Рождественские и Пасхальные встречи
  • Общегородские крестные ходы на праздник Покрова Божьей Матери (14 октября);
  • Благотворительный форум «Поддержи ребенка — инвалида»;
  • Велопробег в защиту семьи и детства;
  • Проведение летних детских православных культурно-оздоровительных смен  (р.п. Камские Поляны);
  • Заседания молодежного киноклуба;
  • Строительство и освящение часовен;
  • Поэтические вечера в честь А.С. Пушкина и С.А Есенина
  • Православные выставки — ярмарки
  • Научные конференции, круглые столы, религиозно-философские чтения в честь св. Николая Мирликийского

Актуальные проблемы, связанные с реализацией Социальной концепции Русской Православной Церкви на муниципальном уровне:

— слабая институциональная среда вокруг приходов для осуществления Социальной концепции РПЦ. Особенно ярко данный момент проявляется в неразработанности нормативно-правовых аспектов приходской жизни, осуществление прихожанами общественной деятельности. Конкретнее, большие противоречия на муниципальном и республиканском уровнях во второй половине 2012 г. были связаны с установкой около с.п. Сухарево и с.п. Борки поклонных крестов;

— рост сторонников экстремистских идеологий различных неорелигиозных (сектантство, неоязычество) и националистических ориентаций (халифат);

— слабая культурно-историческая и социокультурная подготовка административных кадров на муниципальном уровне, уровень компетенций должен соответствовать нашей постсекулярной эпохе.

Возможные пути решения:

— создание при Татарстанской митрополии Координационного Совета по развитию ценностей православной культуры, позволяющее привлечь мирян для решения множества организационных, правовых и социокультурных вопросов. Создание Совета позволило бы вести мониторинг конфессиональной жизни в Татарстане, создало реальный прецедент соборного сознания, способствовало формированию «дорожных карт» по продвижению социальных, культурных проектов и программ Татарстанской митрополии;

— поддержка и развитие системы приходских воскресных и катехизаторских школ. Вероятно, следует подумать о создании в городах Татарстана Центров православной культуры или православных гимназий;

— проведение серии богословских научных конференций на базе Нижнекамского муниципального района с привлечением сил — Московской Патриархии, что позволит создать необходимую социокультурную и информационно-коммуникативную сферу общения, преодолевающую определенную изоляцию и замкнутость приходов, а также, надеюсь заставить местное руководство пересмотреть ряд позиций в восприятии Русской Православной Церкви;

— более активное участие священников в СМИ. Предметом обращений могут выступить как вопросы догматического богословия, так и насущные проблемы общественной жизни.

— повышение уровня компетенций муниципальных служащих в сфере их культурно-исторической и социокультурной, начальной богословской подготовки.



[1] Ст. 31.1. ФЗ №40 касается вопросов поддержки государственными и муниципальными органами социально ориентированных некоммерческих организаций, к которым отнесены и религиозные.

 

Теги:
Социальное служение
Олег Агапов
Форум православной общественности

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации