Публикации

«Кесарю кесарево, Богу Божье»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Святослав Скоропаев
«Кесарю кесарево, Богу Божье»

Или несколько слов о христианстве и спорте накануне матча нашей сборной

«…Пришел ко мне в каливу один из Флорины.
“Ты из самой Флорины?” — спрашиваю.
“Да, — отвечает он, — из самой”.
— “У вас там, — говорю, — митрополит хороший”.
— “Он в какой команде играет?” — спрашивает»
Старец Паисий, рассказ о встречи с футбольным фанатом.

Если рассматривать футбол со стороны религии, кажется, что положительных аргументов в оправдание этому виду спорта нет. Чего только стоят фанаты, которые устраивают целые представления на трибунах, а впоследствии и погромы  на улицах наших городов. «Ультрасы» совершают массовые драки, бросают дымовые шашки, часто их действия приводят к жертвам и со стороны вполне «миролюбивых» болельщиков.

С одной стороны фанатизм — величайшая проблема современного спорта.  А с другой — неиссякаемый и всячески подпитываемый источник доходов…

Церковь к фанатизму относится очень отрицательно и многие догматы и учения Святых Отцов указывают на греховность этого явления. Апостол Петр, например, говорил: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 31-32).

Гнев, который испытывают болельщики во время игры, ненависть к ближнему, который в данный момент держит флаг другой страны, вспыльчивость при попадании в ворота «своей» команды, брань по этому поводу, а в последствии рукоприкладство и, возможно,  убийство, — все это происки смертельного греха.

Печаль, снисходящая на фанатов при проигрыше любимой команды, также является одним из семи смертных грехов. В таком случае ничто не может утешить любителей футбольного спорта, они впадают в уныние и запивают свою «грусть» несметным количеством пива и других алкогольных напитков.

Итак, фанаты, подчиняясь всеобщему психозу по поводу матчей, обращаются в рабов греха, теряя при этом свою свободу, свободу своего Духа: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). Сознание людей, которые находятся на трибуне, меняется, переходит в неистовое, и в следствии, греховное состояние.  Это явление в науке имеет вполне определенное название — «феномен толпы».

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами  человеков» (1 Кор. 7, 23). «Человеки» в данном случае, выступают в виде владельцев футбольных клубов, спортивных арен, телеканалов и печатных СМИ, организаторов кубков и чемпионатов, которым представляется замечательная возможность подзаработать. Около футбола вращается масса денег, а ведь можно было бы истратить их на милосердие…

Азартность и корыстолюбие также сопровождают данный вид спорта. Делая ставку на ту или иную команду, человек впадает в азарт и при этом преследует единственную цель — обогатиться за счет других, тех, кому не повезло поставить на победителя.

Самих же спортсменов преследует тщеславие, поиск и стремление к земной славе, победе команды, чемпионству. У христианина другая цель — жизнь вечная, награда, которая не оскудевает на небесах. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 24-27).

И тут в игру вступает гордыня — еще одна из смертельных страстей, готовых завладеть душой каждого человека в любой удобный момент. Самодовольство достижениями в спорте нередко становится причиной презрения к другим спортсменам. В таком случае человек отсекает от себя родных и близких, друзей, а на конец и самого Бога, не переставая при этом самолюбоваться своими же достоинствами, которые могут оказаться надуманными… Сестрой и подругой гордыне приходится зависть.

Все эти смертные грехи подстерегают как спортсменов, так и болельщиков. Это не значит, что они неугодны Церкви или Богу. Людям свойственно ошибаться, главное, чтоб они ступили на путь истинный. Путь этот не из легких, и тут можно было бы позаимствовать то упорство, с которым спортсмены усовершенствуют свое тело и навыки. Указывая юношам на то, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, святитель Василий Великий приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. «Ужели же нам, которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?»

Святоотеческие творения помогают нам раскрыть отношение христиан к спорту. В известном «Педагоге» Климент Александрийский писал:

«…гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. «…» Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Стоит заметить, что фенинда — тот же футбол в прошлые времена.

Современные священнослужители отзываются о футболе в жизни христиан следующим образом:

Протоиерей Сергий Титов, ключарь Петропавловского кафедрального собора г. Казани:

«Если исходить из слов Апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно...", то конечно можно. Всё-таки это не древние ристалища с дикими зверями, где разрывали христиан. Главное, чтобы в каком-либо увлечении, в том числе и футболом, человек оставался человеком, а не сам становился зверем. Поэтому яростным фанатом с битой, конечно, христианин не может быть. А вот интересоваться чем-либо: политикой, искусством или спортом, христианину не запрещено. Главное, чтобы все эти увлечения, не закрывали собой главное — Христа и Его Церковь!»

Иерей Антоний Ермошин, преподаватель Казанской духовной семинарии:

«Первое, что мне вспоминается при размышлении на эту тему — слова ап. Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор.6:12). Думаю, это правило вполне применимо и к христианскому отношению к футболу, да и к любому спорту вообще. В нем, как в таковом, нет ничего греховного. Но грех может корениться в нашем к нему отношении. Какое место занимает футбол в моей жизни? Если это лишь интерес, приятный отдых, способ проявить свои патриотические чувства — то это, конечно же, уместно. Но если спортивный азарт перехлестывает через край, если эти эмоции занимают весь разум, подчиняют хотя бы на время волю, а тем более рождают сквернословие, гнев, ненависть к противникам и другие страсти — то вот здесь уже можно говорить о вреде такого "спорта" для духовной жизни верующего человека. Всегда и во всем оставаться христианином, осознавать себя храмом Духа Святого, который мы обязаны блюсти во внутренней чистоте, созидать вокруг себя дух мира и любви — к этому призван стремиться всякий верующий во Христа человек, в том числе и футбольный болельщик».

Спорт стал неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый христианин выбирает свою дорогу, он сам творец своей судьбы. Если  преследует цель обогатиться, впадает во злобу, сквернословит и бранит соперника, прячет под маску патриотизма ненависть — ему кесарево. Если же остается христианином везде — и на спортивной площадке, и на арене, и на тренировке, и на трибуне, и в жизни — Божье.

Теги:
Футбол
спорт

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации