Публикации

День Ивана Купала: участие в языческих обрядах наносит вред бессмертной душе

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Татьяна Боровская
День Ивана Купала: участие в языческих обрядах наносит вред бессмертной душе

Многие казанские СМИ, сославшись на информацию, размещенную на официальном портале города Казани, сообщили о том, что 7 июля в одном из жилых массивов столицы Татарстана состоится празднование «Дня Ивана Купалы». В сообщении говорится, что народный праздник языческого происхождения, приуроченный  к Рождеству Иоанна Крестителя, является общенациональным и церковным торжеством в странах Восточной и Западной Европы.

Мы посчитали, что подобные двусмысленные сообщения могут ввести в заблуждение православных христиан, и решили обратиться за разъяснениями по вопросу целесообразности участия в подобных мероприятиях к священнослужителю Казанской епархии.

— Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам сказал: «Все мне позволительно, да не все полезно», так что, раздумывая над тем, стоит или не стоит принимать участие в том или ином празднике, христианам в первую очередь следует понять: есть ли в этом какая-то польза, — говорит руководитель  епархиального Миссионерского отдела протоиерей Сергий Титов.

— Традиция празднования Купалы восходит к почитанию языческого божества солнца. В древности люди, не знающие Истинного Бога, поклонялись солнцу, как источнику света, источнику энергии.  Огонь по своей природе близок к природе солнца, так что считалось, что прыгая через костер в день летнего солнцестояния, можно обменяться энергией с самим божеством. Прыжки через костер часто продолжались до тех пор, пока кто-то из участников не падал в огонь, то есть пока бог солнца не избирал свою жертву. Получается, что наши соотечественники, которые сегодня решаются поучаствовать в подобных действах, изображают потенциальных мертвецов. Лично у меня подобная перспектива радужных ассоциаций не вызывает.

— Жертвоприношения были неотъемлемой частью языческих религиозных обрядов. У тех же ацтеков обычным делом было «задабривание богов» через человеческие жертвы. Получается, что подобные пережитки коснулись и славянских племен. Наши предки считали, что если в ночь на Купала солнце забирает жизнь, то взамен оно непременно даст начало жизни новой. Этой точкой зрения и объясняется то, что именно в этот праздник люди не стеснялись входить в интимную связь, совершенно не зная друг друга. Вот почему купальская ночь традиционно сопровождалась грехами, связанными с блудом.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [+аудио]

— Можно возразить, что современные народные гуляния в ночь на Ивана Купалу лишены всех этих пережитков, и  нынешняя молодежь вкладывает в этот праздник другой смысл, однако все эти традиции, подающиеся под вывеской русского фольклора, откровенно чужды христианству,  — отмечает священнослужитель.

— Человек, может быть, и не желает поклониться богу солнца, но участвуя в подобных мероприятиях, он все равно приобщается к языческой мистерии. А это, как раз таки, и есть поклонение идолам или самим бесам.

По мнению протоиерея Сергия Титова, празднование дня Ивана Купалы не имеет ничего общего с проповедью святого Иоанна Крестителя, Рождество которого сегодня отмечает Православная Церковь.

— Иоанн Креститель — величайший пророк Божий. Его память, кстати, чтут не только христиане, но и мусульмане. Предтеча Господень приходит в мир, чтобы стать предвестником Истины Христовой. Иоанн благовествует о скором освобождении от власти греха, плоти, смерти. Он говорит о грядущем начале новой жизни, а участвуя в языческих обрядах, мы добровольно возвращаем себя в жизнь ветхую. Позволяя страстям и греховным увлечениям властвовать над нами, мы с ног на голову переворачиваем благовествование Иоанна Крестителя, а ведь этот величайший святой не только словом, но и личным примером показал, что плотское не должно заслонять духовное.

— Это не значит, что христианам запрещено участвовать в праздничных трапезах, в народных гуляниях и творческих вечерах, которые являются неотъемлемой частью светских торжеств, просто все это должно быть умеренным, — продолжает отец Сергий Титов.

— Для нас первоочередной является не телесная радость, а радость в сердце. Мы радуемся рождению чего-то нового и лучшего в нас самих, радуемся тому, что уже в тленной жизни Господь даровал нам возможность приобщения высшей истины, позволил увидеть Небо на земле. Евангелие выводит нас в абсолютно другую плоскость, так что мы учимся в центр своей жизни ставить не тленное, а вечное; учимся радоваться не плотью, а духом.

— Однако своего понимания праздника Православная Церковь никому не навязывает, и, открыто осуждая языческие проявления, лишь предупреждает своих верных чад, о возможной опасности, — говорит протоиерей Сергий Титов.

— Мы не призываем запрещать фольклорные традиции и ни в коем случае не призываем разгонять народные гуляния. Не отрицаем того, что некоторым дохристианским праздникам Церковь дала православное наполнение, и они, будучи одухотворенными светом истины, получили новое осмысление, обрели продолжение в лоне Церкви. Не отрицаем мы также и того, что  празднование дня Ивана Купалы, в отличие от чуждого нам Хэллоуина, действительно, корнями восходит к древней славянской истории. Но, на наш взгляд, не всё древнее является добрым и полезным и не всё забытое нужно возрождать и преобразовывать. Ничего хорошего с Купалой связано не было, и проведение мероприятий, посвященных этому дню, не сулит обществу ничего хорошего. К чему отмечать праздники, основанные на разврате и убийствах, когда мы можем выбрать для почитания более достойные поводы?! Православная Церковь призывает сделать выбор в пользу праздников, которые помогают воспитывать духовность, нравственность, честь, уважение и любовь к семье и к Родине.  

Теги:
Язычество
Иван Купала
Иоанн Креститель
протоиерей Сергий Титов

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации