Публикации

Седмиезерная мужская пустынь

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Юлия Андреева
Седмиезерная мужская пустынь

Седмиезерная пустынь сквозь столетия испытаний и скорби оставалась для казанцев сияющей звездой православной веры, символом крепости духа, надежды, смирения и истинной любви.

«В Казанской губернии пережил я последний удар в сердце, тот удар, который завершает строительство храма. Было это в Седмиезерной пустыни, за крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери. В тот день ждали возвращения иконы в обитель из города — день торжественный. Стоял я на пригорке над озером и смотрел: все вокруг залито народом. Колокола трепещут как птицы, готовые лететь вслед за песнью своей, и везде — обнаженные головы людей краснеют в лучах солнца, подобно махровым макам.

У ворот обители чуда ждут: в небольшой тележке молодая девица лежит неподвижно: лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее — в тихом трепете длинных ресниц.

Подходят люди, смотрят больной в лицо, а отец мерным голосом говорит, тряся бородой:

Пожалейте, православные, помолитесь за несчастную, без рук, без ног лежит четвертый год. Просите Богородицу о помощи, возместится вам Господом за святые молитвы ваши, помогите отцу-матери горе избыть.

Видимо, давно возит он дочь по монастырям, и уже потерял надежду на излечение...

...Вокруг охнуло, — словно медный колокол и вздрогнул народ и закричал:

— На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Поднимайте ее! Мы схватили девицу, приподняли ее, поставили на землю и держим легонько, а она сгибается, как колос на ветру, и вскрикивает:

— Милые! Господи! О, Владычица! Милые!

— Иди, кричит народ, иди!

Помню пыльное лицо в поту и слезах, а сквозь влагу слез повелительно сверкает чудотворная сила — вера во власть Его творить чудеса. Тихо идет среди нас исцеленная, доверчиво жмется ожившим телом своим к телу народа, улыбается, белая вся, как цветок, и говорит:

— Пустите, я — одна!

Остановилась, покачнулась... идет.

У ворот обители перестал я видеть ее и немного опамятовался, смотрю вокруг — всюду праздник и праздничный гул... в небе ярко пылает заря, и озеро оделось багрянцем от ее отражений.

Идет мимо меня некий человек, улыбается, спрашивает: — Видел?

Обнял я его и поцеловал, как брата, после долгой разлуки, и больше ни слова не нашлось у нас...».

Так описывает исцеление от прикосновения к Седмиезерной иконе очевидец и основатель «современного реализма» в литературе Максим Горький. Чудотворная икона Седмиезерная не раз спасала город от страшных испытаний. Ее образ принес в Святую обитель в начале XVII века подвижник этих мест схимонах Ефимий.

Благочестивый старец родом был из Великого Устюга, где и принял обеты монашеские. В Казань переехал вместе с братом, да от всей души стремясь к уединению, вскоре ушел из города, в мотиве и посте путешествуя по окрестностям. Однажды ему открылась чудная долина, окруженная лесами и озерами. По преданию, на месте этом действительно раньше было семь хрустальных озер, здесь отцу Ефимию был явлен знак: столб огненный до небес. Долгие годы жил инок в одиночестве, в самодельной скромной хижинке. Покой его нарушали только язычники, приходившие совершать жертвенные обряды возле огромного столетнего дуба. Старец не словом к людям, а молитвой к Господу просил прекратить языческие обряды. И был услышан: молния расколола дуб, выжгла его до самых корней.

Постепенно о Седмиезерском старце стали говорить местные жители, и к иноку за молитвами и благодатью потянулись люди. Так возникло посреди девственно чистого леса первое поселение. В 1627 году, по благословению митрополита Казанского и Свияжского Матфея, насельники монастыря возвели здесь первую деревянную церковь в честь Вознесения Господня. И стала первоначально именоваться обитель — Вознесенская. Однако уже через 13 лет на месте рубленного храма возвышался уже новый, белокаменный, а в 1668 году центром монастырского комплекса стал прекрасный собор, освященный во имя Смоленской Божией Матери. Эта чудотворная икона сыграла, вероятно, не меньшую роль в истории России, чем Казанская, Ярославская или Владимирская.

По истории мы знаем, что этим образом император Константин благословил брак дочери Анны с князем Всеволодом Ярославичем. Позже сын их Владимир Мономах привез чудотворную икону в Смоленск. Этот образ Заступницы прославился своей «оградительной силой»: во время нашествия хана Батыя она не дала врагу войти в город, в Отечественную войну 1812 года она находилась в легендарной 3-й гренадерной дивизии, перед решающими битвами ей горячо молился Михаил Кутузов. Списки чудотворного образа в Средние века во множестве разошлись по России. Один из таких был подарен родителями схимонаху Ефимию. Седмиезерная икона имеет отличие: простертую в благословении руку. По преданию, однажды во время крестного хода образ воссиял Божес-твенным светом, а когда люди пали ниц, то увидели простертый перст. В Седмиезерной пустыни сегодня хранится чудотворный список, а образ, который в середине XVII века спас Казань от эпидемии чумы, хранится в алтаре Петропавловского собора.

Эпидемия в 1654 году пришла с запада, градоначальники казанские закрыли город, но страшная болезнь все-таки проникла через заслоны. Священники и монахи обратились с молитвами к Господу и Божией Матери: «О, Владычица, приди на заступление городу нашему. Или не знаешь, Госпоже, что мы погибаем?». Инокине Казанского Богородицкого монастыря было видение: старец, похожий на святителя Николая, обещал освобождение от мора, ежели горожане станут неделю поститься, а потом крестным ходом пойдут из Седмиезерной пустыни с чудотворным образом Богоматери но всему городу. А ведь в те годы Святая обитель только начала свое существование и о Смоленской иконе мало кто знал из горожан. Но все как есть исполнили и... чума стала покидать город. Впрочем, через несколько лет эпидемия вспыхнула с новой силой. И вновь крестным ходом встречали икону у городских ворот, под звон колоколов и молитвы обносили по дворам. И вновь город был спасен. С тех пор каждый год 26 июня (по ст. стилю) святой образ выносили из монастыря, месяц он пребывал в Казани, а затем возвращался домой. Каждый год совершалось при этом множество чудесных исцелений...

Теги:
Седмиезерный монастырь
Седмиезерная пустынь
Седмиезерная икона

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации