Публикации

«И один в поле воин, если он со Христом!»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Татьяна Боровская
«И один в поле воин, если он со Христом!»

По материалам лекции-беседы настоятеля Свято-Успенского Свияжского мужского монастыря игумена Силуана (Хохиашвили) с православной молодежью.

— Это сегодня в государстве, в Церкви и в обществе все в руках людей старшего поколения. Но скоро придет то время, когда мы постареем, и эта страна, и Церковь, и общество будут в ваших руках. Поэтому так важно, какие вы есть сейчас и какими вы станете в будущем, — так начал игумен Силуан (Хохиашвили) свою беседу с участниками автопробега и велопробега, которые недавно были организованы в Казанской епархии.

Сегодня наша страна переживает последствия того, что некогда наши предки отступили от Бога. Начиная с эпохи Петра I, фактически началось обмирщение страны. До этого Россия была православным государством, и русская нация мыслила как нация православных людей. Начиная с эпохи Петра, в нашей стране начинает процветать вольнодумство. Петр первый опошляет и искажает природу Церкви, превращая православное исповедание в ведомство. И два последующих столетия привели страну к 18-му году.

Если еще в восемнадцатом веке вольнодумство считалось уделом высшего общества, то к концу девятнадцатого века вольнодумством были поражены практически все слои населения. И кризис веры в большой степени пришелся на высшие слои общества, на тех людей, которые должны были стоять во главе нации.

Нам известно, что Ленин по предмету «Закон Божий» имел оценку «пять». Однако, к сожалению, знания, не проникнутые подлинной верой, не охваченные духовной жизнью, остаются поверхностными знаниями. А иногда такие знания вызывают усмешку, ненависть, отвращение, которые ложатся в основу серьезных перемен в историческом процессе.

Россия — величайшая цивилизация, одна из величайших империй, рушится на самом пике своего развития. Другие империи рушились либо после ухода из жизни их основателей, либо в результате серьезных экономических и финансовых потрясений. Россия же рухнула на самом пике своего могущества.

Еще в советские времена было принято многие достижения сравнивать с 1913 годом, так как на тот момент Россия была вторым или третьим государством в экономике, у России был очень мощный потенциал. И все двигалось бы нормально, но не обошлось и без внешних факторов. В первую очередь, это Первая мировая война, после которой нация впала в глубочайший кризис. Для нас, верующих, это, как раз, тот очень показательный момент, демонстрация того, что может произойти, если люди формально верят, формально исповедуются раз в год.

Практически каждый русский человек был крещеным. Но вера, в сердцах людей угасла. Посмотрите жизнеописание последнего настоятеля нашего монастыря священномученика Амвросия. Когда он был переведен из Саратова сюда, в Свияжский монастырь, к сожалению, в обители уже был ужаснейший духовный упадок. Всенощное бдение было сокращено до каких-то сорока минут. Были и другие моменты, с которыми ему, как настоятелю, приходилось бороться.

Говоря об уроках истории, важно обратить внимание и на факт клятвопреступления, которое наши предки совершили перед императором. Что произошло следом и чем все это закончилось, нам с вами хорошо известно.

Сегодня России дан второй шанс. Через кровь новомучеников, через их молитвенное предстательство Господь вверил нам дар веры. Сытая Европа, напротив, давно уже ушла от Христа. Католики отдают свои церкви под православные храмы, под мечети, под клубы, под жилые дома. Они не могут содержать свои храмы, так как люди просто не идут туда, люди не верят. А когда уходит вера в единого истинного Бога, приходит вера во что угодно.

Есть такая статистика, что в Италии, в стране бывшей некогда оплотом католичества, люди население тратит миллиарды на предсказателей, на колдунов. Согласно другой статистике, траты жителей Франции на различные гороскопы и предсказания равны государственному бюджету на здравоохранение.

Как видите, общество не стало полностью атеистичным. Чистых атеистов в наши дни найти сложнее, чем искренне верующих, но, как я уже говорил: когда уходит вера в единого истинного Бога, приходит вера во что угодно.

Нам же с вами Господь по молитвам новомучеников снова дал возможность возрождать храмы. Сегодня нас не расстреливают за то, что мы приходим в храм. Приход в храм кроме внутреннего подвига, кроме побуждения самого себя прийти на трапезу Господню, других усилий-то и не требует. Важно, чтобы этим моментом мы постарались воспользоваться. Важно, чтобы наша вера была проникнута живым Духом, а не формальностью, согласно которой принято, считать, что христианство — это верование русских, а ислам — вера татар. К сожалению, формализма пока у нас еще очень много.

Приходят люди и говорят, что им нужно покрестить ребенка. Пытаешься им объяснить, что крещение — это больше чем просто благочестивый обряд, но они часто не хотят этого слышать, не хотят воспринимать. Не готовы они еще к тому, чтобы серьезно изменить жизнь, чтобы как-то послужить Господу, чтобы подготовиться к Крещению.

Есть распоряжение Священного Синода: не крестить без оглашения. К сожалению, не везде, не во всех храмах есть возможность проводить циклы огласительных бесед. Да и сами люди, когда сталкиваются с тем, что нужно пройти оглашение, убегают и ищут храмы, где их покрестят просто так. Вот вам яркий пример формального отношения к вере.

Господь же признал нас быть Солью Земли и Светом Миру. Нам с вами должно в повседневной жизни ориентироваться на евангельские заповеди.

Кто такой христианин? Это тот, кто в жизни хотя бы раз сказал «да» или «нет», потому что на тот или иной вопрос Евангелие нам отвечает «да» или «нет». Поступать по-христиански не значит выбрать легкий путь. Жить по заповедям очень сложно. Часто мир борет, борет наша плоть, борет множество внешних соблазнов. Но Господь сказал: «дерзайте, ибо я победил мир» (Ин. 16, 33). . Если мы со Христом, мы сильны преодолеть все испытания и искушения. Но сильны мы только тогда, когда в нас самих есть стремление что-то делать, когда мы стремимся послужить Господу.

Как все это выглядит в повседневной жизни? На самом деле очень банально. Все начинается с того, что мы каждый день читаем утренние и вечерние молитвы, ничего не опуская и не сокращая. Конечно, христианство не есть некий номинал. Это реальная жизнь с Богом. Но начинается эта жизнь с молитвы. Молитва есть венец всех наших дел. Что бы мы ни делали все должно приводить к тому, чтобы мы учились молиться.

Я не говорю каких-то особых молитвенных правилах, которые накладывают на себя монашествующие люди. Монашество есть исключение из правил, а нормой является обычная мирская жизнь, супружеская жизнь, воспитание детей в вере и благочестии. Кем в итоге станут наши дети, напрямую зависит от того, насколько мы сами проникнуты духом христианства. Можно долго роптать на то, что мир развращен, но на самом деле надо понимать, что в том, что некогда христианская Россия сегодня таковой не является, виноваты только мы с вами. Виноваты христиане, которые забыли, что они христиане, которые забыли Бога, ушли от Бога. Но пока мы живы, у нас всегда есть возможность встать на путь покаяния.

Один мой знакомый работает в одной из молочных фирм города Москвы. Речь идет о крупной организации, которая поставляет свою продукцию всей столице. Сотрудники этой фирмы говорят, что с началом Великого поста все продажи рушатся, какие бы рекламные акции ни проводились, какие бы шаги ни предпринимались. Возобновляются продажи молочных продуктов только ближе к Пасхе. Это о чем говорит? О том, что какой-то серьезный процент людей пытается поститься.

Хотелось бы тоже самое сказать и о праздновании нового года. Для многих это большой соблазн. Если бы христиане не поддавались всеобщему новогоднему шопингу, если бы поставили себе внутренние преграды, то общие тенденции вполне можно было бы изменить. И один в поле воин, если только он со Христом.

Возьмем пример преподобного Сергия Радонежского. Человек, не будучи каким-то большим политическими деятелем, предопределил развитие нации на целый год вперед. Пример Серафима Саровского: простой иеромонах, который большую часть своей жизни провел в отшельничестве, смог помочь огромному числу людей. Он очень много помогал людям. Он сам стяжал мирный дух и вокруг него спасались и спасаются тысячи людей.

Если в нашем сердце горит хоть немного лампады веры, если для нас существуют нравственные ориентиры, если нам самим понятно, куда мы идем, тогда мы сможем удержать этот мир от зла.

Этому нас учит и пример праведного Лота, человека, который жил в Содоме, в центре разврата. Внешние обстоятельства, конечно, создают сложности, но они не могут стать препятствием, если человек пропитан духом веры, если он стремится к благочестивой жизни и хочет быть со Христом.

Нужно стараться быть с Богом всегда и везде, стараться не поддаваться соблазнам, даже если вокруг никто не верит, если в своей среде вы являетесь единственным христианином. Когда апостолы пошли на проповедь, их всего было двенадцать человек. И эти двенадцать человек практически весь мир просветили светом веры во Христа, потому что сами были свидетелями Воскресения Христова.

Нам с вами тоже должно благовествовать и свидетельствовать, но мы, к сожалению, зачастую и самим себе не можем ничего засвидетельствовать. А если в нас самих тьма, как мы можем светить другим? Как мы можем научить кого-то основам христианского вероучения, если мы сами не живем по-христиански.

Очень обидно бывает порой в христианской среде слышать насмешки: «иди смиряйся» или «а ты что, постишься?!». Даже среди верующих, среди воцерковленных людей такое встречается. Если для нас самих такие эти вещи становятся насмешкой, то кому и что мы можем сказать, о какой проповеди может идти речь?!

В то же время надо помнить, что Церковь — это не есть набор духовенства. Церковь — это тело Христово, и каждый верующий есть частичка этого Тела. В Церкви, как и в семье, у в каждого есть свои обязанности.  У старших — одни, у детей — другие. Все мы трудимся в меру своих сил и возможностей. Все мы принадлежим к Апостольской Церкви, а значит, все мы являемся апостолами, являемся посланниками. Мы посланы в мир свидетельствовать о Воскресении Христовом. Это свидетельство самое главное, что есть в нашей жизни. Если это мы будем помнить, если этому будем следовать, то ни мир, ни дьявол, ни плоть нам не будут страшны.

Всегда в обществе есть некая «критическая масса». Если 10-15 процентов общества исповедуют какую-либо идею, то все общество последует за этим меньшинством.

Когда в Римской Империи количество христиан достигло 10-15 процентов, тогда и вся Империя стала христианской. Но эти 10-15 процентов составляли не номинальные христиане, а искренние подвижники. Тогда до эдикта Константина Великого быть христианином означало добровольно обречь себя на муки.  Это сейчас мы спокойно приходим в храм на Литургию, а в те времена дойти до Причастия было подвигом. Одно дело, когда люди сами не могут себя заставить дойти до воскресной службы или подготовиться ко Причастию, и совсем другое, когда люди делали или не делали этого, понимая, что их приход в храм может стать последним деянием в этой жизни. Конечно, вера тогда была намного чище. И поступки были чище.

Есть в истории и отрицательные примеры действенности понятия «критической массы». Это примеры большевизма и нацизма. Большевики и нацисты не были в большинстве, но в случае России и в случае Германии, народ пошел за ними, потому идеологи этих воззрений действительно жили своими идеями, они были готовы идти на мученичество ради своих идей.

Мое поколение скоро уйдет. И вы будете такими же взрослыми и седыми, как я сейчас. И будут у вас дети и внуки, в руках которых когда-то окажется судьба нашей страны и будущее нашей Церкви. Это будущее будет зависеть от того, какие мы сейчас. Ведь от того, какие мы христиане, зависит то, что происходит в мире, который нас окружает.

Глядя на тенденции современного мира, начинаешь понимать, насколько все серьезно, с какими серьезными последствиями может столкнуться будущее поколение. Но пока в мире остаются искренне верующие люди, остается и надежда. Недаром ведь Господь сказал Аврааму, что если будет в городе хотя бы пять праведников, то ради них Он пощадит целый город нечестивцев. 

Теги:
православная молодежь
Свияжский монастырь
игумен Силуан (Хохиашвили)
Христос

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации