Публикации

Почему мы болеем?

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Владимир Головин
Почему мы болеем?

В современном «свободном» мире большинство людей волнует достаток, здоровье, семейное благополучие, все, что мы называем словом «счастье». В такой жизни мы не находим места для Бога и в своих грехах отказываемся от спасения. Но Господь не оставляет ни одного человека, приводит его к спасению, в том числе, путём болезни. Находясь в болезни, человек понимает свое бессилие, в отчаянии из его сердца идёт крик. К кому? К Богу. Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 

Болезнь можно сравнить с епитимиёй – это наложение священником на кающегося человека определенных послушаний. Например, человек, совершивший грех убийства по правилам церковным не может причащаться двадцать лет и посему совершает покаянный труд в молитвах и поклонах. Это духовная форма лечения порока. Сегодня епитимия накладывается редко. Для современных людей епитимиёй является именно болезнь. Господь накладывает её на нас, тем самым даёт возможность опомниться, проснуться от греховного сна, переосмыслить всю свою жизнь. Значит, Господь посылает болезнь не для того, чтобы наказать человека, заставить его страдать, а даёт ему возможность обновиться духовно, стать другим, для того, чтобы через болезнь человек боролся с грехом и покаялся. С душевным здоровьем тесно связано и телесное. Существует множество примеров именно духовного исцеления и избавления от страстей при участии в церковных таинствах. 

Кто-то умирает, а кто-то продолжает свой земной путь. Почему Вседержитель так устраивает? У больного человека может быть два состояния. Первое, когда он духовно созрел для вечности и продолжение его жизни не будет полезным для него с точки зрения его вечного спасения. Тогда Господь, по Своему благому промыслу и всеведению забирает человека в вечность. Второе, когда человек духовно слаб, ещё далек от христианской жизни. Для такого человека полезно будет продолжать земной путь, страдать и бороться здесь, на земле со своей греховностью. Для него сама болезнь будет поворотным моментом для души, толчком к покаянию и внутреннему духовному изменению.

Ищущим исцеление от Господа Бога от всяких недугов важно осознать то, что первые люди – Адам и Ева созданы бессмертными и неспособными к болезни. Именно в результате грехопадения в мир вошла болезнь. Причина телесных болезней заключается в грехе – болезни духовной. Вспомним, исцеление Господом парализованного, который 38 лет был прикован к постели. Что Он ему сказал: «….Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). Когда принесли к Нему расслабленного, положенного на постели, Иисус, видя веру его близких людей, сказал расслабленному: «…дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои.» (Мф. 9:2). Обращение это явно приводит к выводу – эти несчастные люди страдали от болезни вследствие какого-то греха. В точно таком же соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и грехи его (Иак. 5:15). 

Нельзя утверждать, безусловно, что все без исключения болезни являются следствием греха. Бывают болезни, попущенные промыслом Божиим с целью испытания и укрепления веры в Бога, усовершенствования в добродетели и благочестии. Такой была, например, болезнь евангельского слепорожденного, про которого Спаситель сказал: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.» (Ин. 9:3). Однако же, большая часть болезней признается в христианстве последствием греха. Мысль об этой связи греха и болезни проходят явно в чине таинства Елеосвящения, в котором читаются молитвы, как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов. 

Таинство Покаяния

Все грехи, совершаемые человеком, невидимым, но смертоносным грузом оседают на его плечах, являясь причиной его бедственного положения не только в будущей (загробной) жизни, но и в настоящей. И если человек регулярно не разгружает эту свою ношу в таинстве Покаяния, если он регулярно не укрепляет себя в таинстве Причащения, он обрекает себя на различные физические и душевные болезни. Первое наше лекарство – это покаяние в грехах. 

Как понять, в чем нужно каяться? Человек так устроен, что постигает мир и себя, мир духовный через сравнение. С чем сравнить себя, чтобы понять, в каких грехах повинен? Духовным зеркалом для нас является Евангелие. Вчитываясь в него, мы сравниваем образец духовного эталона, который там дан с собою и своим образом жизни. В нагорной проповеди Господь говорит: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Мф. 5:44). Зачастую мы любящих нас любить не умеем. Читая Евангелие, увидим Господа. Он говорил: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Он есть эталон, какими мы должны быть. Поэтому мы через Евангелие можем понять, в чем должны покаяться.

Теги:
Болезнь
покаяние

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации