Публикации

Остров-град Свияжск как центр миссионерского служения в Казанском крае

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Алексей Колчерин
Остров-град Свияжск как центр миссионерского служения в Казанском крае

Доклад заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин КазПДС иерея Алексей Колчерина на Международной научно-практической конференции «Историко-культурное и духовное наследие Свияжска».

Мой доклад посвящен истории православной миссии в Казанском крае, и острове-граде Свияжске, как важном центре этого явления. Следует отметить, что миссионерство – это постоянное и живое действие, актуализация Церкви во внешнем мире. Первыми миссионерами были апостолы Христовы, и мы можем сказать, что каждый христианин призван стать миссионером.

Митрополит Анастасий принял участие в Международной научно-практической конференции

Одновременно со строительством города-крепости был возведен первый на Свияжске православный храм, ознаменовавший начало христианизации Среднего Поволжья. После основания Казанской епархии церкви строились уже повсеместно, были основаны монастыри, в Казань переселялись жители русских городов. Первый Казанский архиепископ святитель Гурий во время своего торжественного шествия из Москвы к месту служения останавливался в Свияжске и совершил здесь богослужение. До избрания на новообразованную кафедру, он много лет подвизался в монастырях и стяжал дух любви и кротости, являющиеся неотъемлемыми атрибутами служения миссионера. Царь Иоанн Васильевич IV и Московский митрополит Макарий дали святителю Гурию специальную грамоту – «Наказ» – в которой, в частности, были указаны средства проведения миссии среди местных народов: «страхом ко крещению никак не приводить, избегать всякой принудительности и грубой настойчивости и угрозы». По выражению историка Можаровского, «царь отвергал всякие насильственные меры при обращении иноверцев в христианство. Он желал, чтобы иноверные начали смотреть на христианского пастыря как на своего отца, проникнутого к ним искреннею любовью, заботящегося об их благополучии». У святителя Гурия было право печалования за несправедливо обиженных перед казанскими воеводами, и к нему приходили за помощью также и мусульмане, и язычники. Он устраивал богодельни, кормил и одевал нищих, по его указанию при Свияжском монастыре и монастырях Казани были открыты школы для обучения детей грамоте, в которых учили русский язык и узнавали основы православия дети татар, чувашей, марийцев. Монастыри, получившие для своих нужд обширные угодья, стали миссионерскими центрами епархии, а годы пребывания на кафедре святителя Гурия были ознаменованы многочисленными обращениями в православие местных народов. Именем святителя Гурия было названо образованное в Казани во второй половине XIX столетия православное Братство, имевшее своей целью проведение православной миссии среди местных народов через переводы Священного Писание и школьное просвещение.

Одним из ближайших сподвижников святителя Гурия и преемником на кафедре был святитель Герман, основатель и первый настоятель Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Ранее, около двадцати лет они вместе подвизались в Иосифо-Волоцком монастыре, и, отправляясь в далекие земли, святитель Гурий, вероятно, призвал его себе в помощь. Благодаря трудам первых святителей Казанской земли началось христианское просвещение местных народов, а сама православная миссия осознавалась теперь как важное государственное дело, помогающее приобщить нерусские народы обширной страны к русскому языку и русской культуре.

Велико было значения Свияжска в миссионерской деятельности в XVIII столетии. Известно, что по благословению Казанского митрополита Тихона (Воинова), в 1721 году миссионер архимандрит Алексий (Раифский) открыл здесь школу для детей марийцев и других народов, желая приобщить их к православной вере и обучить русскому языку. Также среди миссионеров этой эпохи следует назвать имена архимандрита Свияжского монастыря Димитрия (Сеченова), богослова, бывшего преподавателя Московской славяно-греко-латинской академии, Бориса Ярцева, защищавшего новокрещеных и помогавшего им устраивать быт на новый лад, Сильвестра Гловацкого, Вениамина (Пуцек-Григоровича), будущего митрополита Казанского, архимандрита Евмения (Соколовского).

Духовное пространство Свияжска в истории России

Вплоть до секуляризации церковных и монастырских земель на Свияжске проводилась христианская миссия. Вблизи Свияжска в лесах проживали язычники-марийцы, чуваши, таким образом выгодное расположение острова-града послужило на пользу распространению христианства в регионе.

В Казанской Духовной академии, открывшейся после перерыва в 1842 году, было учреждено миссионерское отделение, готовившее специалистов в области проведения православной миссии. Одним из инициаторов открытия отделения стал выпускник этой же академии Николай Иванович Ильминский, выдающийся ученый-востоковед, переводчик, педагог. Он сумел добиться поддержки видных государственных деятелей и меценатов и основал сеть миссионерских школ для детей народов Казанского края. В эпистолярного наследии Н. И. Ильминского имеются свидетельства того, что на Свияжске продолжалась миссионерская деятельность в этот период. Из письма Н. И. Ильминского своему ученику из кряшен в будущем священнику Иакову Емельянову, мы узнаем, что в Свияжске выпускники его школ готовились к сдаче экзамена, вероятно, на знание русского языка. В письме от 19 марта 1871 года, написанном на татарском языке, читаем:

«…в мае ты приезжай в Казань. Отсюда я пошлю тебя в Свияжск; тамошние о. архимандрит и протопоп тебе помогут. Ты таv поживешь и будешь постоянно говорить по-русски, а по-татарски не будешь разговаривать. А таким образом в три месяца ты очень хорошо научишься говорить по-русски. Твой язык начнет легко поворачиваться. В это же время ты научишься и писать по-русски. Ты там встретишь какого-нибудь человека, который может дать тебе необходимые объяснения по-русски. Начальник Свияжского училища смотритель Платон Максимович со мной знаком. Он прикажет с тобой разговаривать и учить тебя кому-либо из учеников или учителей своих…»

В школах системы Н. И. Ильминского обучение велось на родном для учащихся языке, постепенно они учили русский язык и уже на третий год обучения могли продолжать обучение по-русски. Экзамен они должны были сдавать для утверждения в звании учителя, либо перед рукоположением в священный сан. Из приведенного письма становится понятным, что в Свияжском училище некоторые ученики Ильминского проходили языковую практику и готовились к сдаче экзамена.

Мы видим свидетельства того, что на протяжении столетий Свияжск продолжал оставаться важным миссионерским центром в Казанском крае.

Сегодня Свияжск возрожден и сверкает благолепием храмов, ухоженностью монастырских задний и прочих строений. Хочется верить, что и в новейшей своей истории Свияжск станет центром православной миссии, чтобы приезжающие гости могли испытать радость от лицезрения всей этой красоты и удовлетворить духовные потребности.

Теги:
Свияжск
Свияжский монастырь
история Казанской епархии

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации