Публикации

Пьянство можно победить

  Количество просмотров

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.13:34). Я очень люблю своего брата, он моложе меня на четыре года. Вместе мы росли в деревенской семье, а потом поразъехались кто куда, притом очень далеко друг от друга. Редкие встречи, редкие письма, у каждого свои семьи, заботы. Но однажды муж, вернувшись из отпуска, передал мне слова брата, что тот любит меня всех больше из нашей родительской семьи. Эти слова что-то разбередили во мне, я стала внимательнее относиться к брату и серьезно задумалась о его проблемах. К тому времени он пристрастился к спиртному. Как помочь ему? — Не знала. Очень страдала, наблюдая за перепалками в его семье, видя личностную деградацию, разрушение души и тела родного мне человека. Брат погибал, а я напряженно думала: «Что делать? Как сохранить его семью? Как отвратить от пьянства?». Умом понимала: ругань не поможет, зло злом не перешибить — только от себя отвратишь, и все. Иногда плакала от бессилия…

2001 год навсегда останется в памяти, как поворотный рубеж в моей жизни. Войдя в церковную жизнь, безграмотная в духовных вопросах, жадно начала постигать азы Православия, читать церковную литературу. И любая книга, брошюра открывали мне неведомый доныне мир, заставляли думать по-новому, многое переосмысливать в моей жизни и в жизненном укладе близких людей.

Из книг духовников, святых отцов, из бесед с настоятелем нашего храма узнала, как можно сбросить греховные путы, избавиться от любой страсти, в том числе от пьянства, алкоголизма (понятия эти не синонимичные). Теперь твердо знаю: без духовных средств от алкогольной зависимости избавиться невозможно.

Шло время. Постигая церковное, поняла: чтобы помочь брату, надо за него молиться. В этом намерении укрепили строки одной из книг о том, что любящий Бога и людей любит. И в Священном Писании сказано: «…носите бремена (тяготы) друг друга» (Гал.6:2). По благословению начала читать по средам акафист Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша», с верой в слова Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).

Эти слова я выписала крупно на лист и у кровати своей повесила. Знаю: Господь, в отличие от нас, склонных к грехам, не лукавит и не обманывает. И уверена, что Бог обязательно отзовется на просьбы, пусть не сразу (нам всегда хочется получить все быстро), но через год или два, а, возможно, через месяц или день, я не знаю когда, но Господь поможет. Уже помогает. 

Вскоре, после молитвенного начала, поехала к брату в гости. Сходили в церковь на покаяние. Изредка он стал ходить на богослужения. Соседка по квартире давала ему читать церковные книги. Но временами он срывался, снова пил. Иногда, после очередного запоя, хотелось накричать на него, бросить все. Но эти минуты (не часы!) некоторого бессилия проходили. И я снова вставала на молитву, снова писала письма, обращалась к нему, его жене.

Два года назад он приехал на несколько дней к нам в Болгар. Я увидела из окна, как он вышел из машины, прихрамывая от полученной на заводе травмы. Сердце зашлось от жалости к нему и от чего-то такого, полученного в далеком детстве, в родительской семье, наверное, от того, что именуется любовью. Выскочив на улицу, уткнулась в его плечо.

Первое, что он сделал, перешагнув порог, — перекрестился и сказал: «Мир дому вашему». Я мысленно ахнула! Всю неделю он вставал с нами на молитву, постился (шли последние дни Рождественского поста), на праздник трапезничали с виноградным соком. Не пил до Пасхи, потом не удержался, хотя ходил во время Великого поста на исповедь, причащался.

Почему же так долго идет выздоровление? Как говорит наш батюшка, разве может человек, пьющий много лет, сразу освободиться от добровольно полученной страсти?

А страсти, как пишут святые отцы, — «это суть демоны», то есть человек, потворствующий своим греховным желаниям (будь то блуд, наркомания, игромания, воровство, пьянство, курение и т.п.), впускают в себя демонов (бесов), которые все более и более стараются овладеть его душой и телом и разжигают в нем порочную страсть. Страстное желание выпить охватывает алкозависимых при виде алкогольных напитков, распивания их другими людьми. Даже сны лукавый посылает с выпивкой, не дает покоя и во сне. Страстный и грехолюбивый человек является превосходной питательной средой для бесов, которые забирают его энергию. Он буквально облеплен ими.

Со временем разрушается психика, тело пьющего приобретает множество болезней, он не способен без посторонней помощи справиться со страстями. Когда я прочитала книгу священника Алексея Мороза и Владимира Цыганкова «Как победить алкоголизм» и узнала все подробности о том, что испытывает человек-алкоголик, весь ужас его положения, — мне стало не по себе. В каждом пьющем я вижу теперь своего брата, боюсь его осудить или посмеяться над ним — понимаю: это больные люди, как результат многолетнего безбожия, безверия.

Конечно, они виноваты в том, что стали такими, что не по принуждению пристрастились к пьянству, а добровольно. Но и любая другая болезнь имеет свою духовную причину. Потому нельзя нам наших детей, мужей, братьев оставлять без помощи.

Да, больно и горько видеть, особенно в своей семье, спившегося, потерявшего образ Божий человека. Но родственникам следует унять в душе поднявшееся раздражение, гнев, подавить желание ссориться и высказывать обиды, так как никогда нельзя считать виновным в любом состоянии только своего ближнего, в том числе пьяницу, алкоголика.

Об этом так пишет архиепископ Варлаам Ряшенцев: «Терпи обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них твоего ближнего. Вина лежит в тебе, в нем: Господь желает очистить твои грехи, вот посылает тебе как бы незаслуженную обиду и скорбь, но она заслужена тобою, твоими разными грехами, другими, прежними. И прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души».

Трудно себя настроить на такую волну великодушия. Но знаю женщину, которая, терпя разные неприятности от пьяного мужа, говорила себе: «Чем я, детоубийца, блудница, погибающая от самолюбия и гордости, лучше его? Знаю, Господи, что за мои грехи попущаешь мне терпеть такое». Как-то наш духовник заметил: «А чем грехи осуждения, раздражения лучше греха пьянства в очах Господних?».

От осуждения и ссор пьянствующий, увы, от страсти не освобождается. Но с каждым новым запоем человек все более приближается к гибели.

Сразу предупредила брата, чтобы не кодировался гипнозом. Православные знают, что кодировщики — это не молитвенники. И помогает им приостановить пьянствующего на всего-то лишь определенное время не Божья сила, а бесовская. Хитер сатана — надо же завлечь людей: временно помочь, чтобы потом с новой силой наброситься на человека.

Медикаментозное лечение, без духовного, тоже полноценного исцеления не дает. Вот и остается одно средство, действенное, — Церковь, где и душу спасешь, и тело исцелишь.

Когда стою перед образом нашей Заступницы, избавительницы от бед, болезней, страстей, перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и молюсь, то верю каждому слову, каждому обращению: «Радуйся, безнадежных надежда», «Радуйся под тяжестью греха пианства падающих Матернима рукама Твоима возставляющая», «Радуйся, вся благая прошения наша исполняющая», усердно прошу: «…не отврати от отчаившихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помоги им и нам очиститися от всякия скверны греховныя…». Верю, что всем нам любящая Богородица обязательно поможет: и брату моему, и любому, кто к Ней обращается.

Примеров полного исцеления множество: одни исцеляются, получая помощь Божию при упорном чтении Евангелия (читает сам пьющий при возникшем желании пить или родственники за него), другие — при обращении к Богородице, или же ищут заступления и получают избавление от греховной страсти, читая акафист святому великомученику Вонифатию. Некоторые из родственников еще и дают обет за попавших в беду: совершенно не употреблять спиртное до полного выздоровления дорогих им людей (и это тоже весьма действенное средство при совокуплении с молитвой). Святые отцы советуют милостыню подавать за одержимых страстью к спиртному. Пути разные, но источник исцеления один — Божия благодать, подаваемая усердно к Творцу прибе-гающим. Лишь бы молитва совершалась регулярно и с верой.

Исцеление наступает быстрее, если пьющий сам начинает ходить в храм на покаяние, причащение, участвует в богослужениях. Дома совершает утреннее, вечернее правило. Днем при искушениях читает коротенькие молитвы, разговаривает с Богом. Обращаясь к Иисусу Христу или Божией Матери хорошо говорить: «Господи, Ты видишь, что я погибаю, Ты видишь, какой я слабый и немощный. Помоги мне, Ты же меня любишь. Ты — Создатель мой, а я Твое создание. Укрепи меня, избави от греховной страсти. Пресвятая Богородица, помоги, возьми под покров Твой святой». Очень действенна Иисусова молитва. Господь слышит нас всегда и всегда готов помочь просящему, искренне желающему освободиться от пьянства. Лишь бы Его просили об этом. 

Но родственникам, домашним пьющего хорошо при даже вроде бы выздоровевшем человеке воздерживаться от застолья со спиртным или на его глазах что-либо распивать, так как бывшему алкоголику трудно удержаться от соблазна. Часто «завязавшие» срываются. 

Греховная страсть (пьянство или любая другая) одолевает того и возвращается к тому, кто не хочет с ней расставаться, у кого нет твердого желания отойти от въевшейся плотской привычки, кто не обрел духовного смысла жизни. 

Как-то я подошла к ограде храма, около которой курила молодая девушка. Спросила у нее: «Как вы думаете: курево от беса или от Бога?». Она задумалась: «Наверное, от беса…». Я осторожно заметила: «Миленькая, ты ведь хорошая, душа у тебя просит Бога, коли ты приехала издалека в наш храм. А ведь кто кому угождает, тот к тому и попадает…». — «Ага, значит, бесу угождаю…». И она бросила далеко от себя в снег недогоревшую сигарету.

Для чего мы живем временно на земле? Куда готовим себя — к жизни блаженной или вечным адовым мукам? Вопросы не праздные. Есть над чем задуматься и позаботиться о себе, о своих родственниках и не только о них. Понесем же тяготы друг друга, чтобы обрести надежду на жизнь вечную. 

Вернуться к списку

Последние добавления