Публикации

Свято-Введенский Кизический мужской монастырь

  Количество просмотров

Есть места, которые сами по себе не ознаменованы чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда, но они оставляют в сердце православного человека глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже более не может изгладиться. Таков и Свято-Введенский Кизический мужской монастырь.

В середине XVII века в Казанском крае в очередной раз вспыхнула чума, т.н. «трясавичная болезнь», как она тогда прозывалась. Смертность была ужасающая, она косила всех не взирая на возраст и сословную принадлежность. Многие в страхе покидали город, бросая дома, нажитое годами добро. Тогда, судя по летописи, в Казани умерло не менее 40 тысяч человек. Город обезлюдел.

Оставшиеся жители в надежде остановить мор использовали все, даже коз приносили в качестве жертвоприношения. Не отсюда ли и название одной из слобод — Козьей?

И тогда, оставшиеся жители, как последнюю надежду вспомнили о Смоленской-Седмиезерной иконе Божией Матери, находящейся в 17 верстах к северу от города, в недавно основанной, но набирающей духовный авторитет, Седмиезерной Богородичной пустыни.

Вот как рассказывает о события тех дней «Сказание о Седмиезерной Богородицкой пустыни», составленное по благословению митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия:

«...Прогневался Зиждитель за грехи наши и показал такую лютость, что если бы не предстояла, молясь за нас Сыну своему, Матерь Божия, то город опустел бы». Летопись также повествует о том, что в Казанский Богородицкий монастырь для поклонения святому образу приехал некий московский гость Василий Шорин. Это был человек немалого звания, поскольку он общался с воеводой, которому и посоветовал обратиться с молитвами к святыне — Седмиезерному образу Божией Матери. «Градоначальники похвалили это намерение и послали общую надежду всех христиан игумена Предтечева монастыря Пахомия, за которым последовали многие от священного чина и народа».

Встречать ее вышли из города крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. Сретение произошло на возвышающемся над болотами и низинами, холме, поросшем соснами — будущей кизической роще. И когда встретились два крестных хода, люди пали ниц и «плач стоял громче колоколов».

И произошло чудо, по молитвам верующих, к предстательству Пресвятой Богородицы страшная болезнь отступила. Покровительница спасла город. Летопись отмечает, что это произошло в 1654 году. В память об этом знаменательном событии благодарные горожане сначала установили на этом месте крест, затем здесь появилась небольшая часовня. Застучали топоры, полилась к Небу благодарная молитва первых насельников, стала обустраиваться будущая святая обитель — в память девяти Кизических мучеников. День их памяти 29 апреля (12 мая по п. ст.).

Сегодня как-то необычно звучит название монастыря, хотя в те времена многие православные люди чувствовали и знали о чудотворной силе Кизических мучеников, им было принято молиться в избавлении от трясавичной болезни. Город Кизик находился на оживленном торговом пути, на берегу Средиземного моря. По преданиям его посещал святой апостол Павел, здесь проповедовал Евангелие и святой апостол Андрей Первозванный. Но язычество до III века от Р.Х. долго сопротивлялось проникновению христианства, защищая своих идолов.

Девять жителей города были разного возраста, звания и сословия, но объединяла их христианская вера. Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Маги, Феодот, Фавмасий и Филимон открыто вышли на проповедь о Христе и безбоязненно обличали языческое нечестие. В течение нескольких дней их пытали, соблазняли славой, но святые мученики не отреклись от веры Христовой. Все они были преданы мученической смерти, тела их погребли близ города. Вскоре от святых мощей нача­ли происходить разные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Заступлением святых мучеников утверж­далась в городе вера Христова, многие из язычников стали принимать христианство. Святитель Дмитрий Ростовский, автор службы мученикам, писал: «...Этим свя­тым дана обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней».

Первые годы монастыря

Строительство деревянной церкви было завершено к июню 1688 года. С тех пор этот храм сделался местом массового паломничества, в который стали стекаться верующие, внося свои пожертвования на его содержание. Митрополит Казанский и Свияжский Адриан начал ходатайство­вать об основании на сем месте мужского монастыря. Став Всероссийским Патриар­хом, он дает благословение о его утверж­дении в 1691 году. Так, в двух верстах от Казани появился Свято-Введенский Кизи­ческий мужской монастырь. Поэтому оби­тель эта и чествовала двухсотлетие своего существования 29 апреля 1891 года.1

Он не оставил своего заботливого по­печения о монастыре, оказывая ему всес­тороннюю помощь и содействие, отправив в 1693 г. в благословение новоустроенной обители икону девяти мучеников Кизичес­ких с частицами их святых мощей.2

Получение такой великой святыни стало большой радостью для монастыря. Более того, на следующий год Патриарх прислал грамоту Митрополиту Казанскому и Свияжскому Маркелу, в которой предписывалось выносить икону Кизических мучеников с их мощами в дни встречи чудотворного Седмиезерного образа и так же обносить ее с Богородицкой иконой по храмам и домам православных горожан. Кроме образа святых мучеников, Патриарх Адриан прислал и еще две иконы Божией Матери, именуемые Кизической и Виленской.

Икона Кизических мучеников приносилась в Казань ежегодно вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Множество верующих ожидали эти иконы по всему пути следования. Возле Спасской башни Кремля, на Ивановской площади, в парадном строю стояли войска. Казанцы, желавшие принять иконы у себя в домах, выстилали дорожки срезанной травой, указывая процессии путь. А там, где икону не вносили в дом, молебен служили во дворе.

Первые годы становления святой обители прошли при деятельном участии и попечении митрополита Казанского и Свияжского Маркела (на Казанской кафедре с 8 сентября 1690 по 21 августа 1698), сменившего на этом высоком духовном посту митрополита Адриана. Он был переведен в Казань из Пскова и как бывший из посольских приказных судей, несомненно был человеком чувствующим красоту и понимающим благолепие обителей.3 А монастырь Кизический был для него летней резиденцией, т.к. настоящий архиерейский загородный дом был отстроен только при императрице Екатерине II, т.е. почти сто лет спустя.

Храмы, жилые строения, земельные угодья

Главная церковь монастыря была освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с приделом в честь Святых девяти Кизических мучеников в 1692 году. С юго-западной стороны от храма находилась, как пишет епископ Никанор, «изящное создание XVII века колокольня».4

Через несколько лет был построен храм на Святых вратах в честь св. равноапостольного князя Владимира. В 1757 г. вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя угловыми башнями.

В 1835 году при деятельном участии настоятеля обители архимандрита Гурия но проекту казанского губернского архитектора Фомы Петонди и на пожертвования купеческой семьи Котеловых в краткие сроки была возведена величественная 4-х ярусная колокольня высотой 56 метров (для сравнения — высота колокольни Петропавловского собора — 49 метров).

На третьем ярусе колокольни висел большой колокол весом в 357 пудов (около шести тонн), пожертвованный в 1840 г. казанским купцом Петром Ивановичем Котеловым. А всего на колокольне было девять колоколов. К северу от колокольни находилась часовня, преобразованная 1882 году на пожертвования казанского купца Матвея Николаевича Вениаминова Башаринова (Т 1883 г.) в зимнюю Успенскую церковь.5

В 1839 году на средства казанского купца Петра Ивановича Котелова был построен каменный трехэтажный корпус, в котором находились покои настоятеля, кельи для братии, трапезная, кладовые.

И монастырь, и некрополь при нем...

С юго-восточной стороны от Владимирской церкви, над колодцем в 1831 г. была построена каменная часовня, вместо прежней, пришедшей в ветхое состояние. Изнутри она была расписана стенной живописью. При монастыре имелись конный и скотный дворы, баня, амбар, плодовый сад, кузница;6 а также церковноприходская школа, в которой обучались дети окрестных крестьян.

За пределами обители 29 апреля 1891 года была построена новая каменная часовня, освященная в честь 200-летия основания монастыря, дата которой совпала с днем, чудом спасшегося от покушения в японском городе Отсу Его Императорского Высочества Наследника престола Цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II.

Монастырю принадлежала роща площадью 10 десятин. Рядом с монастырем находился живописный пруд, в котором монашествующие разводили рыбу. Этот пруд описан в древних архивных документах, книгах и изображен в окружении фруктового сада на планах города первой половины XIX века.7

В 1764 г., после секуляризации, монастырь был причислен к третьему классу. Основные доходы он получал от паломников, приходивших поклониться иконе с мощами Кизических мучеников, и особенно от ежегодных крестных ходов.

Монастырь владел пахотными землями и сенокосными угодьями близ родового имения дворян Боратынских села Каймары. В Свияжском уезде у обители имелась мельница. Близ деревни Большие Отары, на Волге — заводь для рыбной ловли.

Настоятели святой обители

Настоятели — это основной стержень духовной жизни монастыря, это — духовники, неутомимые строители, организаторы монашеской жизни. Настоятелями обители за более чем двухсотлетнюю предреволюционную историю его существования было около 50 человек.

Первостроителем и первотрудником обители был иеродиакон Стефан (Сахаров). Это был деятельный исполнитель всех замыслов Казанского митрополита Адриана.

Некоторые из них оставили заметный след в истории обители. В 1785 -1790 гг. настоятелем монастыря был известный богослов, бывший преподаватель риторики Казанской духовной семинарии, состоявший также смотрителем новокрещенской школы игумен Амвросий (Яковлев-Орлин). В 1790 году его переводят в Заиконоспасский монастырь, в дальнейшем он служил в Московской Духовной академии.

В конце XVIII столетия должность настоятеля исправлял учитель грамматического класса Казанской Духовной академии, ее выпускник, известный позднее синолог иеромонах Иакинф Бичурин, одновременно смотревший и за Зилантовым монастырем. В нашей памяти он остался как крупный востоковед, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1828 г.); основоположник китаеведения в России. В течение 14 лет (с 1807 по 1821 г.) он возглавлял духовную миссию в Пекине.

В начале XIX века монастырем управляли иеромонах Серапион. При постройке памятника, павшим русским воинам убиенным при взятии Казани, он входил в состав строительного комитета, был благочинным монастырей и присутствующим членом Консистории.

Игумен Серафим был из московского посадского сословия. Был пострижен в Алатырском монастыре, служил казначеем в Спасском монастыре. В 1819 году, после Кизического монастыря переводится настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, откуда был переведен в строители Тихвинского Цивильского монастыря, а потом опять возвращен в Кизическую обитель казначеем.

С 1827 по 1830 годы настоятелем обители был игумен Петр, переведенный из Николаевского монастыря. Как хороший строитель игумен Петр, состоял членом комиссии по постройке Архиерейского дома и был экономом Архиерейского дома. Возведенный в сан архимандрита, Петр переводится в Зилантов монастырь.

С 1830 по 1842 год игуменом был определен архимандрит Гурий, выпускник Нижегородской духовной семинарии. По мнению известного исследователя истории обители, епископа Никанора, это был «самый видный и деятельный из всех настоятелей обители». При его деятельном участии монастырь заметно обновился: была возведена величественная 4-х ярусная колокольня, братский корпус, подновлены башенки и стены обители. С миссионерской целью он посещал села Чистопольского, Мамадышского, Лаишевского и Спасского уездов Казанской губернии. Архимандрит Гурий оставил довольно хорошее описание святынь и достопримечательностей обители, представленные им в Консисторию в 1841 году.

Необходимо упомянуть архимандрита Варсонофия (Охотина) (настоятель в 1861-1864 гг.), выпускника Московской Духовной академии, позже епископа Симбирского. В 1860 году он на страницах журнала Казанской Духовной академии «Православный собеседник» смело выступил в защиту крепостных крестьян.

В течение шести лет (1865-1871 гг.) настоятелем обители был уроженец Орловской губернии, иеромонах Иннокентий (Иван Оранжев) (1814-1886). Он был направлен в Иркутск, где долгое время являлся членом Духовной консистории и казначеем монастыря святителя Иннокентия Иркутского чудотворца. Оттуда с преосвященным Афанасием Казанским прибыл в Казанскую епархию и был определен настоятелем Кизического монастыря.

В 1875-1882 годы фактическим руководителем монастыря был его казначей иеромонах Тихон (Сосунцов, † 1883 г.), выпускник Казанской Духовной семинарии, пользовавшийся большим уважением в городе за честность и добросовестность.

Особо следует упомянуть об епископе Никаноре, который в 1889-1893 гг. был управляющим монастыря. В 1891 году отмечалось двухсотлетие создания Кизической обители. Епископ Никанор серьезно отнесся к этой дате и опубликовал объемистый и детальный труд о ней, основанный на обширном архивном материале и включающий детальное описание истории монастыря, его построек и некрополя.8 К сожалению, иные монастыри Казани, имеющие более длительную и богатую историю, не стали объектом столь пристального изучения историков.

Изучая монастырские архивы, епископ Никанор обнаружил в них многочисленные документы XVI-XVII вв. и в 1891 году на достаточно высоком по тому времени археографическом уровне опубликовал грамоты, в большинстве своем не изданные ранее, Спасо-Преображенского и Кизического монастырей.9 Эти публикации в последующее столетие были активно введены в научный оборот. Погребен, как многие казанские архиереи, под главным алтарем Благовещенского собора († 27 ноября 1910).

Посещения обители высокими духовными лицами

В Кизической обители с 9 ноября 1866 г. жил на покое и скончался 1 января 1868 г. бывший Архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (Соколов). Был погребен под алтарем Кафедрального Благовещенского собора.

12 июля 1885 года монастырь посетил обер-прокурор Святейшего Синода, член Государственного Совета, сенатор и тайный советник Константин Петрович Победоносцев. В этой поездке его сопровождали управляющий синодальной канцелярией, действительный статский советник В.К. Саблер, городской голова А.А. Лебедев. Победоносцев пробыл в нашем городе с 11 по 14 июля 1885 г.10

20 апреля 1913 г., около 4 часов вечера, Заречную окраину с быстротой молнии облетела весть о прибытии в Кизический монастырь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. К 5 часам вечера у монастыря уже собралось много народа. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна прибыла в карете в сопровождении настоятельницы Казанско-Богородицкого женского монастыря игумении Варвары. В обители Ее Высочество была встречена епископом Михаилом и всем монастырским духовенством. Михаил, епископ Чебоксарский, преподнес в подарок Ее Высочеству Икону святых девяти мучеников Кизических.

После краткой приветственной речи, произнесенной епископом Михаилом, начался молебен, после которого провозгласил многолетие Царствующему Дому и Великой Княгине Елисавете Феодоровне, Ее Высочество приложилась к главной святыне монастыря — иконе с частицами мощей Кизических мучеников.11

Монастырский некрополь

Судя по воспоминаниям современников, кладбище Свято-Введенского Кизического мужского монастыря напоминало некрополь Донского монастыря в Москве и поражало обилием высокохудожественных произведений мемориальной скульптуры.

Поначалу возле монастыря хоронили иноков, а затем кладбище значительно разрослось и превратилось в одно из почитаемых в городе. Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь Свято-Введенского Кизического мужского монастыря, Казанско-Богородицкого женского монастыря. Упокоились здесь и насельники Спасо-Преображенской обители.

На кладбище было немало семейных захоронений дворянских и купеческих фамилий, среди которых выделим Дрябловых, Каменевых, Баратаевых, Желтухиных, Хворовых, Котеловых. Мергасовых, Вениаминовых, Башариных, Апехтиных, Осокиных, Чертовых, Горталовых, Че месовых, Поспеловых.

Среди упокоившихся на погосте наместники Казанского наместничества — Семен Михайлович Баратаев (Бараташвили) 30 декабря 1798) и Вятского наместничества — Федор Федорович Желтухин († 1817), три гражданских губернатора — Александр Андреевич Аплечеев († 10 августа 1802), Борис Александрович Мансуров († 16 октября 1814) и Илья Андреевич Толстой († 21 марта 1820); четыре городских головы — Иван Федорович Дряблое († 24 ноября 1774), Петр Григорьевич Каменев († 12 октября 1776), Федор Иванович Хворов († 22 сентября 1830), Герасим Семенович Мельников († 31 декабря 1840).

На монастырском некрополе нашли свой последний приют видные ученые-профессора Императорского Казанского университета Петр Сергеевич Кондырев († 24 марта 1823), Илья Федорович Яковкин († 26 марта 1836), Иван Михайлович Симонов († 10 января 1855), Александр Федорович Попов († 1 января 1879); поэт, один из первых наиболее ярких представителей предромантизма Гаврила Петрович Каменев († 26 июля 1803).12

В годы советской власти уничтожив погост, городская администрация превратила его в парк культуры и отдыха.

Знаменательное событие произошло 25 августа 2005 года, когда по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия на территории бывшего монастырского некрополя был открыт поминальный крест с аналоем, где высечены имена 22 именитых казанцев из свыше трех тысяч человек, упокоившихся на этом погосте.

Монастырь в годы советской власти

С приходом советской власти жизнь монастыря резко изменилась. В 1919 году в обители осталось всего девять монашествующих.14

Конфликт с властями произошел в октябре 1926 года. Особая комиссия НКВД обследовала «кизическую религиозную группу» и выявила «грубые нарушения договора на данный храм и имущество, носящие характер преступного деяния, заключающиеся в сокрытии ценностей, не внесении большого количества имущества в опись, предоставлении в городской отдел НКВД ложных сведений о состоянии имущества и проч.». На нужды рабочей власти были изъяты серебряная утварь и другие церковные принадлежности.

Тогда же завгорчастью НКВД Ананасов пишет в казанский городской совет, предлагая закрыть монастырь ввиду его острой ненужности в рабочем районе и острой нужды в зданиях «общественно необходимого пользования». Но верующие отстояли храм, в котором еще четыре года шли службы и традиционные крестные ходы. Прихожане заботились и о кладбище.

По воспоминаниям старожилов бывшей Кизической слободы величественная колокольня, творение Фомы Петонди, была разрушена на комсомольском субботнике 29 апреля 1929 года. «Колокольня покачнулась и обрушилась. Сестренка моя, Верочка, сильно заплакала...», — написано пожелтевшими от времени чернилами на старой фотографии с изображением монастыря, хранящейся у наместника монастыря игумена Мефодия.

Тяжелая доля безвременья, хаоса и уничтожения святой обители досталась последнему настоятелю архимандриту Палладию (Шерстенникову), который управлял монастырем с 1926 по 1930 г.15 Он намного пережил богоборческое время и будучи старейшим по епископской хиротонии иерархом Русской Православной Церкви, упокоился 23 апреля 1976 г. в сане митрополита Орловского и Брянского. Похоронен у алтаря Иоанно-Предтеченской церкви городского кладбища гор. Орла.

6 февраля 1930 года в Кизическом монастыре прошла последняя служба. Рабочей власти необходимы были стройматериалы, она не нуждалась в культовых учреждениях. Решением Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской Социалистической Советской Республики монастырь был окончательно закрыт. А в Заречье тем временем проходили рабочие конференции, где швеи и пороховщики единогласно голосовали за то, чтобы употребить церковный кирпич на строительство объектов бытового назначения.

Что конкретно выстроили из конфискованного камня, точно неизвестно.

В 1930-е годы были разрушены основные строения монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение военного комиссариата района. В нем также размещались жилые и складские помещения, гаражи...

27 декабря 2001 года комплекс Кизического монастыря городские власти передают Казанской Епархии. Была передана та часть, которая подверглась пожару, а именно надвратный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Первое богослужение прошло накануне Крещения 18 января 2002 года. С этого времени в обители начались восстановительные работы.

9 января 2003 года монастырь посетил первый Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев, где он встретился с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Поводом для встречи стало обсуждение деталей передачи Казанской епархии Русской Православной Церкви здания монастырского комплекса, занимаемого до этого Московским райвоенкоматом.

Президент также посетил некрополь Кизического монастыря, им было высказано мнение о необходимости восстановления некрополя с захоронениями всех известных личностей, нашедших здесь свой последний приют.18

Возрождение святой обители

Монастырь, это не только стены и храмы. Это, прежде всего, живой организм. Молитва — его дыхание, Божественная литургия — сердце. Очень трудно восстанавливать прерванную традицию монашеского жития, монашеского делания. Господь попустил братие обители проходить школу иноческого жития заново — с азов.

Старанием игумена Мефодия (Зайцева) (наместник обители с марта 2008 г. по 2012 г., ныне епископ Альметьевский и Бугульминский), а теперь игумена Пимена (Ивентьева) и братии при духовном окормлении митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, поддержке благодетелей монастырь сравнительно быстро восстает из полной разрухи. После отселения Московского военкомата восстановлены святые врата обители, отреставрирован братский корпус, отремонтированы братские кельи, новая трапезная; появилась библиотека (около 1000 книг), открыта воскресная школа. Ежемесячно, четвертый год издается газета «Листок Кизического монастыря».

В 9 июня 2010 г. освящена часовня во имя Седмиезерной иконы Божией Матери. 23 октября 2010 г. Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием освящена церковь в честь Святого равноапостольного князя Владимира. При особой поддержке ктитора монастыря Наталии Владимировны Девятых изготовлен иконостас и приобретена утварь для этого храма.

Радением Владимира и Натальи Смирновых установлена звонница с 9 колокола (Ярославская область). Территория бывшего монастырского некрополя решением городских властей отведена обители. На ней в ближайшее время будет произведен комплекс поисково-реставрационных работ. Планируется восстановление собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, разрушенного в годы советской власти.

В Кизическом монастыре на месте разрушенного Введенского собора установлен поклонный крест

Богослужения в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре совершаются ежедневно в 6:30 (братский молебен; утренние молитвы; полунощница), в 8:00 (Божественная литургия), в 17:00 (вечернее богослужение). Особые дни в обители — 12 мая (день памяти девяти Кизических мучеников) и 28 июля (день памяти святого равноапостольного князя Владимира), 4 декабря (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Упорядочение и размеренно протекают будни обители. Но за этой тишиной и покоем проходит духовная жизнь. Именно на монастырском богослужении многие прихожане понимают, что такое молитва и что она — самое важное дело в монашеской жизни.

Господь сказал, «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15,16). Господь сам избирает человека и ставит на духовную стезю, особенно на монашество, вверяя ему высокую миссию духовного служения.

* * *

Как сказано у Екклесиаста: «Время разбрасывать камни и время собирать камни. Время терять и время искать, по благословению Владыки Анастасия — митрополита Казанского и Татарстанского, трудами игумена Пимена с братией, монастырь возрождается.

Обитель находится почти в центре большого Московского района, в котором нет ни одного храма, так что даже в деле элементарного духовного окормления верующих значение монастыря велико. Есть надежда на возрождение добрых традиций, так прославивших обитель в прежние времена, ведь именно они укрепляют дух веры.

Наш нравственный долг перед ушедшими поколениями восстановить порушенную обитель и могильные камни некрополя.

Вернуться к списку

Последние добавления