Публикации

Школа любви и спасения

  Количество просмотров

В православном понимании семья — это школа любви и школа спасения. Спасения любовью. Святые отцы говорят, что в семье всё строится на трех основах: вере, которая рождает доверие друг к другу; надежде, что с этим человеком ты пройдешь всю жизнь и обретешь спасение; любви, живительной силе, данной Господом.

Однажды святой Афанасий Великий сказал: 

— Я Бога не боюсь.

— Да что же ты делаешь? Как можно такое говорить?

— А я его люблю.

Любовь не позволяет совершать грех, а значит, и нет чувства страха. Так и в семье. Любовь, лежащая в основе семьи, всегда жертвенна, а семья — это жертвенник. И на этом жертвеннике должны сгорать нaши страсти, эгоизм, гордыня, себялюбие, ложь, злые мысли и блудные помыслы. Искушения, ссоры в семьях всегда были и будут. Но Бог созидает семью, а значит, и силы Он даст для преодоления всех трудностей, испытаний, искушений. Господь — источник сил и духовная ограда семьи.

Хочется рассказать о трех семьях, в которых я стала невольным зрителем сложившихся отношений, поступков. Первая семья православная. Двухгодовалый Ваня, которого утром одевают в садик, просит папу: «Давай лучше в святой храм пойдем, не хочу в садик». «Конечно, — смеется папа, поясняя мне, — в храме он хозяин, все иконы перецелует, бабушки полные руки конфет надают». Я видела Ваню в храме! Он ко всем ликам с помощью папы постоянно прикладывается, все кресты на аналоях перецелует — благо расположены на уровне его роста. Усердно помолившись словами «Господи, помилуй», упадет на колени, головенкой уткнется в пол. Настоятель церкви называет его маленьким попиком. Что он видит и соображает, пристально всматриваясь в подкупольные изображения, только ему известно. Не умея в два года чётко произносить все звуки, картавя, он читает перед едой с родителями «Отче наш». Папа его говорит: «Все силы приложу, чтобы воспитать детей в Православии». В этой семье и силы, и утешения в скорбях ищут и находят у Бога.

Вторую семью видела всего одни раз. Мы с внуком возвращались с прогулки. Внук был занят сладким пирожком, а я смотрела на прохожих. Внимание привлекла нецензурная брань. Подвыпивший мужчина пытался догнать убегавшего от него сынишку лет трех-четырех. Тот с плачем уворачивался. Но вот папа настиг его, схватил за плечи и два раза, приподняв, сильно ударил ножонками об асфальт. Мальчонка зашелся в плаче. Папа оттолкнув его, со злобой в лице, с отборной матерщиной обратился к стоящей здесь же, на тротуаре молодой жене: «У меня нервов с ним не хватает, иди сама». Но она продолжала стоять тихо, без эмоций. Тогда папа опять бросился за убегавшим от него ребенком… Короткий эпизод, но он врезался в память и не дает покоя, потому что подобные эпизоды, к сожалению, находят место в наших безбожных семьях.

И третья семья — малая Церковь. Ко мне прибежал молодой человек, живущий по соседству: «Быстрее, быстрее пойдемте к нам, брат мой умирает, что надо делать? Звоним по телефону одному из священников. После исповеди и причащения больному становится легче. Дня через два приходит второй священник — пособоровать. Я с неохотой бросаю мокрую тряпку (только что пол начала мыть) и опять иду по приглашению в семью, где поселилась беда. В переднем углу перед небольшой иконкой Божией Матери с Младенцем горят свечи. Батюшка уже читает молитвы. Встаю на молитву, со мной рядом вздыхает пригласивший меня. Больной, истерзанный тяжелой болезнью, с желтым худым лицом, с трудом сидит на постели. Затем приходит старший брат. Родители давно умерли. В полутемной бедной квартире, где никогда не было места роскоши, излишеству, тихо потрескивали дрова в печке, звучали слова молитв, Евангелия и было как-то наперекор бедности и горю по-своему уютно. Больной тихо крестился, братья с тревогой смотрели на него. И в этой печальной квартире очень сильно мне почувствовалось: Христос здесь, посреди нас всех, и Он любит нас… Трех братьев, прошедших к этому времени совершенно разные, но скорбные пути, объединило чувство любви, тревоги и надежды… При всех их малых духовных познаниях, они интуитивно потянулись к Богу. Потом на улице я рассказала батюшке, как чуть было не отказалась прийти помолиться о больном, повинилась в своей греховности. А он в ответ: «Вот так и бывает, что проходим мимо милости, которую подает Господь во спасение наше».

Вернуться к списку

Последние добавления