Публикации

Алексей Барыкин: у православного кино большое будущее

  Количество просмотров

Рождественская неделя православного кино подходит к своему завершению. Через считанные минуты уникальный проект, реализованный силами православной молодежи, станет историей. Историей со счастливым концом и добрым началом. Началом, которое обязательно должно получить продолжение и развитие.

– Я не присутствовал на мероприятии каждый день, но мне известно, что на всех показах в зале был аншлаг, и люди сидели даже на ступеньках. Причем посмотреть православное кино приходили не только христиане, но и представители других конфессий, и люди, далекие от веры. Такой интерес широкой публики позволяет нам говорить о том, что проект, реализовывавшийся на наших глазах, обладает огромным потенциалом и хорошими перспективами развития,– отмечает известный казанский режиссер Алексей Барыкин. Его работы «Заступница» и «Архимандрит Сергий» вместе с кинокартинами других отечественных режиссеров были показаны в рамках Рождественской недели.

– Возможно, в следующем году организаторы представят также работы зарубежных съемочных групп, режиссеров из других православных стран или даже из стран, где исповедуются другие религии. К участию в православном кинофестивале вполне могут быть допущены фильмы, снятые представителями других конфессий при условии, что эти фильмы, соответствуют христианским идеалам и ценностям. Здесь можно провести параллель с фестивалем мусульманского кино, который регулярно проходит в нашем городе. В программу мусульманского фестиваля был включен наш фильм «Заступница». Мы, в свою очередь, также могли бы дополнить кинопоказы просмотрами фильмов, которые были бы интересны мусульманской аудитории. Хотелось бы, чтобы православный и мусульманский фестиваль стояли на одной ступени, чтобы между этими проектами сложились партнерские отношения. Это дало бы колоссальный толчок развитию творчества в нашем городе, позволило бы рассчитывать на дополнительное финансирование и на увеличение потока туристов. Ведь при таком подходе, люди, никогда не бывавшие в Казани, воспринимали бы наш город не просто как центр ислама, а как центр слияния культур, как центр развития духовности.

– Духовность, как известно, может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», и в этой связи огромная ответственность за результат лежит не только на создателях фильмов, но и на тех, кто отбирает работы для показа. В фойе кинотеатра практически каждый день разворачивались дискуссии и споры о том, какое же именно кино можно считать православным.

– Эти споры будут возникать неизбежно. Более того, может так сложиться, что фильмы, которые, на первый взгляд, к религии отношения не имеют, как раз и разовьют в людях религиозные чувства. Христианские ценности вполне может выражать даже фильм, снятый мусульманами в какой-нибудь арабской стране. Но определенные границы и рамки организаторам соблюдать, конечно, нужно. К примеру, для нас неприемлемо кино, в котором торжествуют силы зла, кино, в котором есть призывы к жестокости и разврату. Но это вовсе не значит, что мы должны убирать из показа фильмы с хорошим посылом только из-за того, что в них есть какие-то противоречивые сцены. Кого-то, например, может смутить присутствие на экране обнаженной натуры, а кто-то воспримет это без смущения. Чтобы риск возникновения неприятных ситуаций свести к минимуму, лучше всего, на мой взгляд, сделать конкурсную программу. А работу над созданием этой программы стоит поручить не просто опытному кинокритику, а человеку, который хорошо чувствует кино и чувствует православную веру.

– Однако недовольные, наверное, все равно будут, ведь люди часто склонны считать свое мнение единственно верным.

– Недовольные, конечно, будут, но хотелось бы, чтобы в православной среде не нашлось неистовых противников проведения кинофестиваля, потому что у мусульманского проекта есть фанатичные враги, которые готовы за одно, неверно сказанное слово, уничтожить и разрушить все вокруг. Если на кинопоказы будут приходить откровенно озлобленные люди, если они станут вставлять организаторам палки в колеса, писать гневные статьи и обращаться к чиновникам, то определенные проблемы все-таки возникнут. Придется адаптировать программу, смягчать критерии отбора, а это вероятнее всего приведет к исключению каких-то интересных работ, так что фестиваль от этого однозначно не выиграет. Если же общественность будет лояльной, если люди будут принимать право на свободу выбора, то, думаю, что нам всем вместе удастся сделать полноценный интересный проект.

– Такие детальные зарисовки наводят на мысль о том, что ранее Вам уже приходилось сталкиваться с противниками ценностей, которые вы развиваете в своем творчестве.

– На показы «Заступницы» некоторые люди приходили только для того, чтобы заявить, что мы кормим попов, а могли бы, скажем, кормить детей-сирот. Я на личном опыте убедился в том, что люди, поддерживающие идеи атеизма, могут быть не просто резки, но очень агрессивны. Мировоззрение атеистов ведь тоже основано на глубокой вере, на вере в то, что Бога нет. И они, уверенные в своей правоте, бывают страшны и опасны не меньше, чем террористы-фундаменталисты. Впрочем, время покажет, какой будет реакция общественности, когда появится еще один серьезный религиозный кинопроект.  

– На показе Ваших фильмов и на творческой встрече с Вами, которые прошли в рамках недели православного кино, тоже присутствовали неверующие люди. И они во всеуслышание заявляли, что ваши работы их не просто тронули, но и заставили о многом задуматься…

– Я, кстати, очень часто слышу подобные отзывы именно от неверующих людей, не все ведь агрессивно относятся к Церкви. И тот факт, что многие неверующие готовы к диалогу, как раз и подтверждает то, что на православном кинофестивале мы должны представить широкий круг тем, должны привлечь к участию в проекте людей, которые придерживаются мировоззрений, отличных от нашего. Нужно не бояться экспериментировать, пробовать и созидать, тем более что начало у нас уже есть. Я очень доволен организацией дебютной православной кинонедели и благодарен организаторам за возможность поучаствовать в ней, благодарен за полученную радость. Я рад даже тому, что снова смог посмотреть наш фильм «Архимандрит Сергий» с кинопленки на большом экране. Все-таки цифровые версии являются, по сути, экранными копиями. А полноту фактуры изображения и многообразие цветовой палитры можно оценить только в кино.

Вернуться к списку

Последние добавления