Публикации

Как бороться с унынием?

  Количество просмотров

С унынием, меланхолией, что есть по сути одно явление, человечество знакомо с незапамятных времен. Научным языком состояние подавленности, апатии называется депрессией. Ее источниками могут быть разные события, связанные с жизнедеятельностью человека. И способы лечения тоже весьма разнообразны, а об эффективности их говорить весьма сложно, так как психотерапии и медикаментозные препараты приносят временный эффект. 

А ведь этот душевный недуг уже давно внимательно изучен святыми и подвижниками Православной Церкви. Более того, для борьбы с ним Церковь щедро снабжает нас действенными наставлениями и рецептами.

Уныние

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив», – поучает преподобный Иоанн Лествичник.

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Вот такое определение дают унынию святые отцы Церкви. 

Уныние, как и печаль, возникает от потери надежды, а потеря надежды – это потеря веры. Уныние провоцирует саморазрушение человека как личности, а за угнетением себя может последовать еще более страшный грех – самоубийство. 

Святитель Димитрий Ростовский

«Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться» – наставляет нас святитель Димитрий Ростовский.

Так как удалить от себя уныние, не дать поглотить и привести нас к духовной нищете? 

Главное, начать каяться Господу! Мы терпим то, что сами навлекаем на себя своим поведением, поступками, делами. Как часто мы не понимаем масштабности содеянного нами – все кажется, что, авось, и не придется расплачиваться… А ведь все имеет свои последствия. Как выпитый стакан воды утоляет жажду, так и любое наше действие приносит свой плод. И так, расплачиваясь за наши же ошибки, мы начинаем роптать на немилосердие Божие! И вот уже нам кажется, что несем мы бремя несоразмерное, претерпеваем непосильное… А ведь присматриваться к нам, как к достойным награды, Небесный Отец начинает только когда мы невинно, смиренно, безропотно терпим посылаемое нам испытание Божие.

Апостол Петр

Апостол Пётр призывает:

«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:12).

Начнем же безленностно посещать храм. Святые Таинства, общая молитва, пост, воздержание укрепляют душу – уныние же часто вызывает леностное отношение к христианскому подвигу. Ведь оно напрямую связано с леностью, телесным и душевным расслаблением. Святые Отцы называют уныние «бесом полуденным», отвлекающим от молитвы, склоняющим к лишнему сну. Без сомнения, ничто так не воодушевляет, как своды Дома Божьего и благодать, несущая успокоение душе человека. 

Святитель Иннокентий Херсонский

Святитель Иннокентий Херсонский очень хорошо описывает благодатные средства борьбы с унынием: 

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость. 

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот перестает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады. 

Богослужения, и, особенно, святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство Исповеди и Причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством Исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в Евхаристии Тела и Крови Господа, чувствует оживление и радость».

На земле много греха… Весь мир во грехе, а знания наши о духовной жизни чрезвычайно малы. Обратимся же со своим недугом к неисчерпаемо богатой лечебнице – нашей Церкви.

Вернуться к списку

Последние добавления