Публикации

Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий

  Количество просмотров

Друзья мои, я хочу поделиться с вами большой радостью. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Эту тему обсудили при Межсоборном присутствии, и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Этот документ вызвал у меня восторг! Во-первых, он основан на Священном Писании, на правилах Вселенских и Поместных соборов, на словах святых отцов. Значит, он — вековой. Значит, он — наш. Во-вторых, язык этого документа — заботливо-отеческий — чтобы чьи-нибудь чувства ненароком не задеть и никого не обидеть. И это очень радостно для православных.

А теперь по существу. Давайте поговорим о тех неправославных традициях, которые многими считаются православными, но которые искажают суть Таинства Святого Причастия. Я отмечу только несколько пунктов, имеющих наиболее важное значение. Первое: первохристианская практика причащения была за каждой Литургией. Сегодня, например, была Литургия, на которой мы слышали: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Это к кому обращение? К лисам в лесу? Или к улетевшим журавлям? Нет, это к нам. Но мы, пока другие причащаются, иногда рассказываем сны своим знакомым. Это своего рода сектантство. Все ко Христу, а мы в сторону. Заставит ли нас этот документ причащаться за каждой Литургией? Готовы ли мы к этому? Я думаю, что не все. Но это наш идеал и наша цель! Раз Господу это угодно, значит, нам нужно дойти до Него, а не только до порога Его дома. Войти в дом и причаститься.

Вы знаете, есть такая антиправославная и суеверная точка зрения, что, мол, мы недостойны часто причащаться. И, к сожалению, даже некоторые священники ее придерживаются. Дорогие мои, но Таинство Причастия Тела и Крови Христа и установлено Господом для недостойных! Ведь достойные, как Илия, живыми на небо взяты. А это для недостойных дано. Чтобы свое недостоинство они могли восполнить полнотой Христа. Оно для этого и предназначено. Я почему причащаюсь? Потому что недостойный, потому что сам не могу жить по-Божьему, потому что сам не могу обрести спасение. Поэтому и принимаю в себя Христа Спасителя, чтоб Он спас меня. Это и есть Таинство для недостойных. Это насколько нужно быть неправославным, чтобы сказать, что буду причащаться, когда буду достоин? Тогда у меня вопрос: когда мы с тобой достойны будем? Никогда. Тогда нам совсем, что ли, не причащаться? Ведь так получается. Я испытал искренний восторг, когда об этом в обращении прочитал. Потому что это слово архиереев Русской Церкви развеет заблуждение о том, что православные недостойны часто причащаться. Потому как Причастие — оно для недостойных и есть. А достойные живыми на небо идут. Мы же — через помощь Божию, через Таинство Причастия. Поэтому вывод такой: мы должны причащаться регулярно. Это первое.

Об участии верных в Евхаристии

Второе, о чем мне хотелось бы сказать, — это о подготовке к Причастию. Мы готовимся через молитву, пост, воздержание, исповедь. Но подготовка заключается не только в выполнении каких-то формальных условий, нет! Она заключается в обретении покаянного состояния души, в прощении обид, в примирении с ближними, в желании соединиться с Господом. Приготовление — это не цель, а средство. Вот ты, скажем, молился, но не постился, или примирился со всеми, но не молился, и идешь причащаться. Можешь ты причаститься? Нет. Препятствием к Причастию являются отсутствие покаянного состояния души, наличие обид, вражды с ближними и нежелание соединиться с Господом. Вот это все является стеной между нами и Богом. А если есть желание соединиться с Господом, есть покаяние в душе, если идем с прощением и примирившись с ближними, то выполнение формальных условий отходит на второй план. Зацикливаться на этом — значит, забывать смысл Причастия. Очень хорошо, что об этом было сказано на самом высоком уровне.

Третий момент. Сказано: «приемлемой признать практику, когда причащающиеся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающие указанные уставом многодневные, однодневные посты приступают к Чаше без дополнительного специального поста». Некоторые люди постятся в среду и в пятницу, соблюдают Великий пост и другие посты, а духовные лжеучителя говорят им, что нужно еще и перед Причастием попоститься. Но это неправильно. Тем, кто соблюдает посты, не нужно дополнительно поститься перед Причастием. Если, конечно, кто-то сам этого хочет, то тогда, пожалуйста! Если ты говоришь, что будешь поститься всю жизнь, то постись. В этом нет ничего плохого, это спасительно. Но если ты говоришь, что все обязаны делать по-твоему, то это уже неправда. Хочешь поститься перед Причастием — постись, пусть Господь тебе поможет. Но не принуждай к этому других. Тебе никто ничего не должен, как и мне. Это мы с тобой должны, а нам никто не должен. Тому, кто соблюдает все посты и регулярно причащается, нет нужды дополнительно поститься перед Причастием. Если человек, находящийся в Церкви, говорит, что большинство ошибается, а прав только он, то это симптом внутренней духовной болезни. Это слишком высокое мнение о себе — гордость, прелестное состояние. Что такое Церковь, родные мои? Это единство, прежде всего. Почему мы причащаемся? Чтобы быть с Господом. А если причащаетесь ты, ты и ты? Значит, мы друг с другом соединяемся через это. Смысл причащения — в обретении единства. А этим странным самочинным поступком перед Причастием я себя от всех отделяю. И других, возможно, учу. То есть творю разделение. Это внутреннее противоречие, бессмыслица. Выходит, что человек не понимает, что он делает и почему он это делает.

Другой разговор, если человек вообще никогда не причащался. Или, например, лет десять не причащался, посты не соблюдал и не молился. Но по какой-то причине он решил пойти и причаститься. Да, вот тут верно. Тут надо сказать человеку: «Подготовься, мой золотой. Попостись, соберись внутренне. Это все серьезно». Здесь соглашусь полностью. Но тому, кто регулярно причащается и соблюдает многодневные и однодневные посты, Церковью установленные, нет нужды специально поститься перед Причастием. И соборный голос нашей Церкви говорит нам об этом.

Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Следованная Псалтирь — это богослужебная книга, в которой есть часть церковных правил. Там написано: «Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов перед причастием Иисусовой молитвой и поклонами. Может быть заменено иными молитвословиями». Значит, чтобы причаститься, нужно прочитать именно вот эти молитвы? Нет. Целью является не выполнение тех или иных формальностей, не чтение определенных молитв, а обретение покаянного состояния души, прощение обид, примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Поэтому давайте вместе думать. Правила ко Святому Причащению, одна из последних молитв: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Автор кто? Иоанн Дамаскин. Когда жил? Во время арабского завоевания, в VII веке. А до VII века его не было? Не было. А раз его не было, то и его молитвы, выходит, не было? Конечно, не было. А в те времена, когда причащались, эту молитву не читали? Нет, не читали. Как же они причащались? Просто молились, но по-другому. Это правило когда появилось? У святых отцов очень много молитв, мы их уважаем и любим, для нас их молитвы — это сокровище. Но только факт остаётся фактом: эти молитвы вошли в правило тогда, когда они нам их оставили. А до того их не было. Поэтому, если говорить о молитвенном правиле, то нужно понимать, что тут важна не форма, а внутренняя суть, молитвенно-духовный настрой. И поэтому нам приводится эта вещь вековая — мнение Церкви в лице всех архиереев и Следованная Псалтирь. Не возлагайте на людей бремена неудобоносимые.

Читаем далее: «В отдельных случаях духовник может благословить мирянина причащаться Тела и Крови Христовых без предварительной Исповеди». Это очень важно. Традиция, что есть в Русской Православной Церкви — обязательно с исповедью причащаться. В Греческой Церкви не знают такого, и не знали. Там люди исповедуются регулярно, но это Таинство само по себе. А причащаются с другой регулярностью. Скажем, каждый праздник, каждое воскресенье. Причем в Греческой Церкви не все священники исповедуют. В тяжелом случае, в смертном любой может исповедовать. А вообще, епископ благословляет некоторых священников исповедовать. Кого? Обычно в возрасте, духовно опытных, не имеющих явных нареканий от верных. Такие могут что-то подсказать, посоветовать. Вот, мои золотые. Не сказано, что всех подряд, без исповеди. В России это сейчас невозможно. У нас много людей как от ветра — в Церкви. Это понятно. Но из тех, кто воцерковился и причащается регулярно, таковым хорошо бы вот так. Причащаюсь, а исповедуюсь по мере необходимости. Это не значит, что я буду причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в 6-7 лет. Понятно, что это ненормально. Так когда нужно исповедоваться? С какой регулярностью? Ну, уж в Великий пост каждый должен генеральную уборку сделать, и поскоблить свою душу как следует. Серьезно к исповеди подготовлюсь: не только за последнее время, но за весь год перешебуршу себя. Это необходимо — по опыту знаем, как это важно и ценно. Или, например, когда совершили явный грех, смертный грех. Или не смертный, но потеряли мир в душе, и появились обида и злоба. А бывают и другие вещи. Бывает, что независимо от человека какое-нибудь бесовское искушение перебаламутит всю его душу. Тут хоть и не от него зависит, но, видно, в душе что-то есть… Поэтому лучше исповедоваться и покаяться. Бывают ситуации, когда человеку необходимо исповедоваться, даже если он и не причащается. Нужно отмыться от грязи — не допустить, чтобы корни проросли. А что касается покаяния, то оно ведь не только на исповеди бывает. Вечерние молитвы в третьей и последней — перечисление грехов. То есть мы каемся минимум раз в день, перед сном. У нас это целожизненное явление. Мы не расслабляемся ни на секунду, и покаяние длится всю жизнь.

Еще один очень важный момент. Священники внушают людям, что невенчанный брак — это блуд. Это ложь. Читаем: «Церковь, настаивая на необходимости Церковного брака, всё же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в браке, но невенчанных». Тем более, в браке часто бывает, что один желает повенчаться, а другой — нет. Бывают и другие причины. Конечно, духовник должен напомнить невенчанным супругам, что им желательно повенчаться, но требовать венчания и отказывать в Причастии невенчанным — это нарушение Церковной традиции и правил. Почему так Церковь рассуждает? Потому что так Слово Божие гласит. Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 7-я глава, 14-й стих. И 72-е правило Трулльского собора. Там, кстати, обговаривается, что если имеет место так называемое сожительство, и нет юридического брака, то это не брак, а блудное сожительство. Такого человека нельзя причащать, это верно. Сожительство — это одна из форм блуда, а блуд — смертный грех. В состоянии блудного греха человек не может причащаться. Он должен покаяться, понести епитимью и исправить положение, только после этого он может причаститься. Я пропустил очень много интересного, но вот эти основные, практические вещи, с которыми постоянно приходится сталкиваться, я постарался до вас донести.

Вернуться к списку

Последние добавления