Публикации

Возсия весна постная, цвет покаяния

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иеромонах Филарет (Кузьмин)
Возсия весна постная, цвет покаяния

Великий пост — время, к которому христиане готовятся с особым трепетом, потому что оно является для всех нас духовной весной и освобождением от диктата плоти, которому мы покоряемся в будничные дни. В эти дни мы будем особенно строги к себе, к своему «я», к своим желаниям и мыслям. И, очищая себя, свое сердце от скверны греха, мы, Богу содействующу, сможем тогда в полноте ощутить радость света, исходящую от гроба Воскресшего Спасителя.

В продолжение четыредесятницы мы, кроме того, что увеличиваем свое молитвенное правило, устраняемся и от приема скоромной пищи. Очень часто продуктовое воздержание становится своего рода идолом для постящихся. Углубляясь в изучение состава того или иного продукта, люди уподобляются тем, кто «отцеживает комара, а верблюда проглатывает». Всякий раз, когда мы все свое внимание сосредотачиваем только на качестве продуктов, мы становимся далеки от Бога, так как смысл поста заключается в употреблении более простой, дешевой пищи. Питаясь таким образом, мы высвобождаем средства для того, чтобы иметь возможность жертвовать их неимущим. Мы оказываем помощь тем, кто в ней нуждается. Пост, как воздержание от скоромной пищи, не является нашей целью, ибо пища не приближает нас к Богу и не отдаляет нас от Него. Тем, кто ставит перед собой определенные цели на этот пост, рекомендую обратить внимание на тех личностей и те события, которые предлагает нам церковный Устав в дни Святой четыредесятницы. 

Пост предваряется тем, что делает нас свободными и чистыми; тем, что помогает проникнуть в тайну любви Божией; тем, что неизменно должно сопутствовать нам во все дни земного странствования — прощением. Мы испрашиваем его у тех, кто нас окружает; у тех, кого мы оскорбили видимо и ощутимо; у тех, кого мы, быть может, обделили своим вниманием, и кому не смогли помочь в трудную минуту. Это примирение, если оно совершается искренне, вводит нас в Царство Небесное, где Господь прощает каждого из нас, подобно тому, как и «мы оставляем должником нашим». И, получив прощение и простив, мы вступаем в первую седмицу.

В первую седмицу Церковь предлагает нам чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, который является образцом истинного покаяния. Здесь важно помнить, что спасает не продолжительность служб, а понимание собственного ничтожества и осознание того, что мы сами ровным счетом не можем сделать ничего. Только на этом фундаменте возможно приятие от Господа мира! Сочиняя свой покаянный какон, Андрей Критский недоумевал: «С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию?». Ведь человеческого языка недостаточно для того, чтобы описать всю глубину падения человека и отторжения его от Бога, как не хватает его и для описания великой любви Бога, которая перекрывает эту разделяющую наши природы бездну!

Завершается первая седмица торжеством Православия. Установленный в далекие времена, этот праздник являет нам Истину, которая соделывает нас свободными, и которую Церковь возвещает всему миру.

Среди последующих недель особенно выделяется Крестопоклонная. Святой Крест — орудие позорной смерти, но силою Бога соделавшийся Животворящим и Пречестным, — выносится на середину храма, и несколько дней все верующие ему поклоняются. Это укрепляет нас в шествовании по пути спасения и показывает нам, что невозможно достигнуть Небесного Царства, не употребив усилий; что только так, через жертву, совершается спасение человека, отпадшего от Бога, но возлюбленного Им.

Рассказать обо всех неделях в рамках одной статьи не представляется возможным, тем более что надо упомянуть и о тех личностях, которые в период Великого поста вспоминаются особо и неоднократно, — Марии Египетской и Иоанне Лествичнике. Потрясающий пример покаяния и деятельного восхождения явила миру преподобная Мария. Каждый год мы вновь и вновь мы перечитываем ее житие, вновь и вновь сопереживаем ей, и пытаемся приблизиться к пониманию всей глубины ее чувств. Мне бы очень хотелось в рассказе о ее жизни выделить тот момент, когда она собралась вместе с паломниками на Святую землю. Каждый должен представить себя рядом с этими людьми, каждый должен спросить себя: «А как бы я отнесся к этой женщине?». Наверняка, большинство из нас осудили бы ее, кто-то бы посмеялся над ней. Но вот проходит время, и она меняет свою жизнь, а ее пример будет еще долгие столетия менять жизни других людей. Ее житие учит каждого из нас с вами — следи за своей жизнью, не осуждай того, кто рядом с тобой, ибо ты не знаешь ни путей Божиих, ни всей Его силы, способной изменить жизнь любого. Этому же учит нас и преподобный Иоанн Лествичник — избегать осуждения. Кроме того, мы вспоминаем его труд — «Лествицу», в котором он показал, что основа всего духовного делания — это смирение.

Великий пост призывает нас к любви и смирению. Смирение — это основа нашего изменения и залог того, что труды наши будут приняты Богом. А любовь — это вершина земного делания; это сила, возводящая каждого к Тому, Кто Сам есть любовь совершенная.

Теги:
Великий пост

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации