Публикации

Покаяние – градусник для спасения души

  Количество просмотров

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. (Лк. 15: 17-19)

Во время Великого поста, мы, православные, усиливаем свои старания в деле молитвы, через покаяние стараемся вдохнуть жизнь в свои измученные грехом душу и тело.

Как понять, в чём нужно каяться?

Человек так устроен, что постигает мир и себя через сравнение. С чем сравнить себя, чтобы понять, в каких грехах повинен? Духовным зеркалом для нас является  Евангелие. Вчитываясь в него, мы сравниваем образец духовного эталона, который там дан, с собою и своим образом жизни. В нагорной проповеди Господь говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... (Мф. 5:44). Зачастую мы любящих нас любить не умеем. Читая Евангелие, увидим Господа. Он говорил: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Он есть эталон, какими мы должны быть. Поэтому мы через Евангелие можем понять, в чём должны покаяться. Один человек спросил: как правильно поступить в той или иной трудной ситуации? Например, просит человек в чём-нибудь помочь ему. Он не хочет работать и просит помочь, чтоб тунеядствовать дальше. На пользу ли это ему? А вроде помогать бы надо. Если ты будешь читать Евангелие и знать характер Христа, когда возникнут трудные ситуации, и ты не будешь знать, как поступить, задай себе вопрос: а на моём месте Христос как бы поступил? Вот так и делай. Поэтому, покаяние – это градусник, который показывает, насколько мы себя сравниваем с Тем, с Кем должны сравнивать. Если правильно сравниваем, покаяния не может не быть.

Градусник не лечит меня, но показывает состояние организма. Святые отцы говорят, что, чем ближе к свету, тем сор виднее. Чем ближе к Богу, источнику света, тем виднее сор души. Близко я к Богу или далеко – как узнать? Я вижу в себе пропасть греха, слёзы душат меня, я ненавижу грех, мне хочется хоть в чём-то исправиться. Значит, в какой-то мере к свету двигаюсь, к Богу. 

Бывает и так, что мы отодвигаем покаяние на потом...

«Да, грешник, потом покаюсь, исправлюсь», – успокаиваем себя: «… я думаю, это всё правильно, и в церковь надо ходить и причащаться… ну вот, на пенсию уйду… » А на пенсии сразу в больницу лёг. И, уж вроде, пошёл бы, да силы-то не те. Какие молитвенники после пятидесяти, какие труженики?! Уж и память не та, сердце не то. Сердце-то, вроде бы, и чувствует тоску по Богу, а ум-то говорит: «Ты пока погреши на всю широкую». Вот это-то подкупает и откладывает покаяние.

Каково оно, истинное покаяние?

В современном сознании многих, кто наполняет храм, покаяние превратилось в мёртвую формалистику, внешний отчёт перед священником. Чаще всего бывает, что человек подходит на Исповедь и именно исповедь считает покаянием. А Исповедь – это только вершина покаяния. Кающийся приносит листочек с перечисленными грехами и суёт его священнику, считая, что в этом и заключается покаяние. Это не покаяние, а отчёт о грехах, ничего общего с покаянием не имеет. Покаяние подразумевает страх за свою погибель, скорбь и ужас от своей греховности, омерзение и ненависть к пороку, жажду изменения и очищения перед Богом. Истинное покаяние идёт к одному и тому же чувству – невозможности грешить, когда человек, каясь, не возвращается к тому, что он творил. Для этого необходимо вглядываться не только в грех, а в его корни и последствия. Будем после покаяния грешить? К сожалению, да. Только грех уже будет восприниматься по-другому, он уже не будет нести радость, а муку.

Каяться нужно предметно

Я перед тобой каюсь. В чём? Если я скажу: «Прости меня за всё сразу», – это говорит не о том, что я хочу покаяться, а о том, что я себя простил и ты должен, обязан меня простить! Подлинное начало исправления – покаяние в конкретных грехах, в том в чём мы предавали любовь Отца. Другое дело, что мы не видим в себе этого греха. Раз пришел на Исповедь один молодой человек, говорит: «Хочу причаститься, а в чём каяться, не знаю». Я ему посоветовал прочитать брошюрку об Исповеди. Читать, говорит, не буду. «Ну, тогда сегодня помолись, а причаститься приходи в следующее воскресенье. Перед этим дома возьми листочек с карандашиком и попроси родных написать твои недостатки». В следующее воскресенье он приходит и говорит: «Мне столько написали. Я столько «интересного» про себя узнал. А, вообще-то, я думал,  что не такой плохой».        

Покаяние бывает тогда, когда мы прощаем

Был в моей жизни такой день, когда нужно было ехать на Исповедь Великим постом. И собираясь на Исповедь, подумал о том, что в Евангелии говорится: … прощайте, и прощены будете (Лк. 6:37). Понял, что нужно попросить прощения у своих родителей. Когда приехал к родителям, отца не было дома. Я выдохнул: «И слава Богу!» Когда отец приехал, я их сразу чай усадил пить, а сам думаю: «Не сейчас… не сейчас». Так и не получилось разговор начать, не смог преодолеть. Что? Гордость, самомнение, развитую любовь к себе. Уже собираюсь уходить и думаю: «Почему я не делаю то, ради чего приехал? Что это со мной?» Упал на колени и стал прощения просить за то, за другое... Они, на самом деле, всё это забыли, любящее сердце не помнит зла. Мама кинулась успокаивать меня, а отец сказал: «Мать, подожди, пускай весь гной выдавит». Так легко стало, мне было легко смотреть в глаза родителям, и было страшно причинить им боль.

Когда покаяние истинное, осуждать, обижаться не получается

Это как во время битвы. С одним дедушкой было общение. Он в санитарной роте служил во время Великой Отечественной войны. После очередной битвы санитары раненых искали и видят: ползут двое, немец и наш. Оба тяжело раненные и друг дружке помогают, подтягивают. Несколько минут назад они убивали друг друга, а тут помогают. Вот именно, раненые не добивают друг друга, а помогают. Когда ты испытываешь ранение грехом, добивать другого не получится. Вот как я мучаюсь, а ему-то, наверно, как больно.    

Когда в результате покаяния не приходит утешения…

На уме первый вывод: от греха отмылись неправильно, поэтому не очистились. Чаще всего как исповедаемся: каемся с оправданием, поверхностно, обходя острые углы. Каяться нужно так, чтоб самому от стыда хотелось провалиться сквозь землю. Когда не будет жалости к своим порокам и жалостям, тогда начнётся настоящее покаяние, тогда душа откроется для Духа Святого и Дух Святой очистит, тогда мир в душу придёт. Научиться этому легко? Нет, жизнью учиться придётся, сразу, вряд ли, получится. А нам с вами полезно сразу утешиться от покаяния в грехах? Полезно успокоиться после того, что я натворил? Неплохо бы погнить в совести, да не один годок. Самое главное – не прощать самого себя. И быть жестоким к своим слабостям.

Вернуться к списку

Последние добавления