Публикации

Путь спасения

  Количество просмотров

Пришёл пост – мать целомудрия, обличитель греха и проповедник покаяния, образ жизни ангелов и спасение людей. Воскликнем, верующие: «Боже, помилуй нас!».

Одного талантливого юношу спросили – какую цель он ставит себе в жизни?

– Я буду прилежно учиться и завоюю себе хорошее положение в обществе, – ответил юноша.

– А потом?

– Потом я постараюсь сблизиться с известными и умными людьми, буду путешествовать, буду наслаждаться всеми культурными радостями жизни.

– А потом?

– Я обзаведусь семьёй, у меня будут дети, под старость буду отдыхать и играть со своими внучатами.

– А потом? – Потом... – И юноша задумался.

Молодой человек в храме

– Вы правы, – сказал юноша, как бы отвечая на невысказанные мысли собеседника. – Все, к чему я стремлюсь, имеет мало цены, так как потом придет смерть. И все эти радости мимолетны, и ничто перед значением и неизмеримым величием вечности, и не будут иметь для неё ни малейшего значения.

В конце быстротекущей жизни всех подстерегает смерть. Жизнь на земле есть только краткое мгновение перед величием вечности. Но верующему не стоит предаваться пессимизму. С момента Воскресения Христа Им основано Царство вечной жизни, света истины. Однако, чтобы войти в него, надо здесь, на земле, немало потрудиться, особенно сейчас, в дни Великого поста.

Одна из наших современниц, подчеркивая особо несущую в себе благодатность предпасхального времени, сказала, что «Великий пост – это ежегодный сорокоуст, который каждый из нас должен совершать о своей душе». А в Великий пост Бог дает нам возможность молиться о своем спасении в течение сорока дней.

Надо, наверное, молиться в эти дни так, как будто ты уже умер, а в день Пасхи предстанешь пред Богом. Великие святые именно так всю жизнь и молились. Они-то молились усердно постоянно, а нам хотя бы в краткое время поста приложить все усилия, постараться отстраниться от греховных страстей, забыть о теле и отмаливать душу свою.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) показал нам, как мы должны поститься, что ожидает нерадивых и неподготовленных при переходе в вечность. «В субботу 12 августа 1867 года, – пишет духовная дочь святителя С.И. Снесарева, – ночью я худо спала. К утру уснула. Вижу – пришел владыка Игнатий, с грустью и сожалением смотрит на меня: «Думайте о смерти, – говорит он, не заботьтесь о земном! Все это только сон, земная жизнь – только сон! Время близко, очищайтесь покаянием, готовьтесь к исходу. Сколько бы вы ни прожили здесь, все это один миг, один только сон». Видя мое равнодушие к смерти и исполняясь состраданием к моим немощам, он стал умолять меня обратиться к покаянию: «Вы слепы, ничего не видите и потому не боитесь, но я открою вам глаза и покажу смертные муки».

Я стала умирать. Моё тело стало мне чуждо, как бы не моё. Моё зрение и ум (духовные) увидели то, что есть действительно, а не то, что нам кажется в этой жизни. Эта жизнь – сон, только сон! Все блага и лишения этой жизни не существуют, когда наступает со смертью минута пробуждения. Нет ни вещей, ни друзей – одно необъятное пространство, и все это пространство наполнено существами страшными, непостижимыми для нашего земного разумения. Они кишат вокруг в разных образах, окружают и держат нас... Мука неописуемая! Лишь бы на одну минуту перевести дыхание! Зрение, ум и дыхание невыразимо мучались от того, что эти ужасные страшилища лепились вокруг меня и тащили в разные стороны, чтобы не дать мне возможности произнести имя Спасителя...

Опять голос владыки Игнатия: «Молитесь непрестанно, все истина, что написано в моих книгах. Бросьте земные попечения. Только о душе, о душе заботьтесь». И с этими словами он стал уходить от меня по воздуху как-то кругообразно, все выше и выше над землёй. К нему присоединился целый сонм таких же светлых существ, как будто ступенями необъятной, невыразимой словами лестницы... Глядя на них и возносясь духом за этой бесконечной полосой света, я не обращала уже внимания на страшилищ, которые в это время бесновались вокруг меня, чтобы привлечь моё внимание к ним новыми муками...

Преосвященный Игнатий поднимался всё выше. Но вот его окружил сонм лучезарных святителей, он потерял свой земной вид и сделался таким же лучезарным. С этой высоты владыка Игнатий еще бросил на меня полный сострадания взгляд.

Вдруг, не помня себя, я вырвалась из власти державших меня и закричала: «Упокой, Господи, душу раба Твоего Преосвященного Игнатия и святыми его молитвами спаси и помилуй меня, грешную!». Мгновенно все ужасы исчезли, настала тишина и мир... Во время этого сна я узнала, что когда мой ум сосредотачивается на мысли о Боге, ужасные существа мигом удаляются, но только лишь мысль развлекается, в тот же миг они окружают меня, чтобы мешать моей мысли обратиться к Богу...».

Бабушка в храме. Молитва

Этим записям почти сто пятьдесят лет. Но смысл и истину их, наверное, каждый, кто молитвенно обращается к Богу, испытал на себе. Только начинаешь молиться, как скоро уже мысленно сбиваешься на что-либо постороннее. Иногда даже о чем-то хорошем, благом думать начинаешь, но не о молитве. Слова произносишь, а умом витаешь вдали. Это и есть проделки лукавого.

А как тяжело многим приходится заставить себя пойти в храм Божий, например, в воскресные дни, в те же великопостные. И опять враг «подкидывает» множество причин, чтобы отвести человека от спасительного дела.

Иногда в церкви можно услышать: «Старушки, как вкопанные стоят. Откуда у них силы берутся? А мы, молодые, не выдерживаем: и ноги устают, и поясницы разламываются». Так старушки-то давно в Божий дом ходят, от каких-то страстей отошли, врагу зацепить их труднее.

Афонский старец Паисий учил: «Не отдавайте своего сердца суетным и привременным вещам мира, и не тратьте напрасно на них своё время, ибо в День оный мы дадим ответ... Отдадим все наше сердце Богу, а не миру».

Святитель Василий Великий говорил: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством влекут за собой великий рой «зол и, сверх того, повреждают собственные тела».

А мы то худое по телевизору часами смотрим, то участвуем в пересудах, то все силы отдаем приукрашиванию жилищ. Стоит согласиться с юношей, что радости земные мимолетны и принять Великий пост за свой личный сорокоуст: помолиться усердно, покаянием очиститься, чтобы радостно встретить Пасху Христову.

Вернуться к списку

Последние добавления