Публикации

8 марта и 23 февраля можно сделать для себя православными

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Владимир Головин
8 марта и 23 февраля можно сделать для себя православными

Как православным христианам необходимо относиться к празднованию 8 марта и 23 февраля

8 марта и 23 февраля, как праздничные дни появились в календаре России после советской власти. Если поднимать историю, то это не два дня, а один. 23 февраля и 8 марта – одно число, только одно по юлианскому календарю – старый стиль, а другое по григорианскому – новый стиль. И событие в эти дни произошло одно и то же.

В XIX-ом веке на волне профсоюзного движения за права рабочих, в частности, в Германии, Америке, создавались профсоюзы. Сначала мужские, а потом и женские, борющиеся за равноправие женщин, в частности. Этим процессом воспользовались в Коминтерне (коммунистический союз в Европе). Он, в начале, состоял из большинства людей одной национальности – евреев. Тут свои особенности. Например, я – русский, живу я в Африке, среди язычников. Наступает 7 января: «Ой, Рождество! Эх, сейчас снежок на Родине!» Вспоминать же будут? Конечно. Так и они, какие-то воспоминания с детства проецировали.

Тогда религиозные люди жили и нерелигиозные тоже были. У евреев есть праздник Пурим, спасение народа Израиля от истребления во время персидского плена. Спасение произошло благодаря одному человеку. В гареме персидского царя была любимая женщина, Есфирь, которую он называл царицей. Она была еврейкой по национальности. Когда затевался план уничтожения евреев, Есфирь об этом узнала и, жалея свой народ, со своим дядей Мардохеем, который при дворе занимал высокий пост, составили план спасения своего народа. У них это получилось. В день, когда их должны были уничтожить, царь приказал уничтожить их врагов. Вот такой праздник Пурим.

Этот праздник очень шумный, евреи в синагоге ведут себя не так, как мы в храме. В этот день у них читается книга «Есфирь», в которой описано, как всё происходило. Чтение совершается во время службы и когда они произносят слово «Мардохей», все вместе начинают громко-громко говорить: «Да благословит Господь Бог Мардохея, да благословит Господь Бог и Есфирь, да даст Господь им блага и милость Свою в веках!» А кто всех громче кричит? Дети, им же интересно кричать. Когда произносится имя «Аман», это тот, кто хотел евреев истребить, поднимается шум: «Да проклянёт Господь Бог его и род его, да исчезнут они с лица земли!» А дети, пользуясь возможностью, начинают хлопать ногами, руками, кричат, визжат – радости море! В этот день, в память об этом, пекут сладкие лепёшки, а маленьким детям говорят: «Это знаете, что? Это уши Амана. Не будете слушаться, ваши уши в мёд попадут на стол. Родителей слушаться надо».

И вот, с детства эти воспоминания. Когда началось движение профсоюзное и правление Коминтерна решило развить женскую тему, то женское крыло Коминтерна, это были евреечки – Роза Люксембург, Клара Цеткин, они предложили поднять еврейские профсоюзы. Но там влияние было небольшое и они придумали такую штуку. В одном городе Германии были женщины, по профессии проститутки, требующие, чтобы им тоже профсоюз учредили. Трудящиеся женщины… а вдруг заболеешь, бюллетень оплатят… вредная работа – молоко выдадут… Тогда им отказали в организации профсоюза. Этим и воспользовались Цеткин и Люксембург. Они сказали: «Давайте, проведём марш в вашу защиту, мы поднимем других». И, в общем, там уже не только проститутки, толпа всяких разных собралась. Все шли, кастрюльками стучали, забыв, ради кого и зачем это началось, главное – женские права, права трудящихся вообще. Коминтерну удалось эту тему поднять. А организовать людей легче было в праздник Пурим. Все после синагоги разгорячённые, кричат, визжат – самые-самые забастовщики. И в том году праздник Пурим, по одному календарю был 23 февраля, по другому – 8 марта.

Через некоторое время стали этот день отмечать как начало борьбы за социальные права. Потом, как день защиты прав женщин, потом – в большевистской России – как женский день. А потом стали праздновать мужской день, когда ввели другой календарь, то же число, только по другому календарю, что 8 марта, что 23 февраля это мужской день был, ни на чём не основанный. Ну и ладно, назвали и назвали. Хочется праздника – пусть будет. На сегодняшний день правда остаётся правдой. Какой? Что мы с вами не думаем о еврейских проститутках Германии в день 8 марта. И 23 февраля их не вспоминаем, для нас важно другое – к женщине особое отношение подчеркнуть. Маму, жену, дочку, сестру, внучку хочется порадовать. 23 февраля отца, мужа, брата, сына порадовать хочется как-то особо. И, хотя сейчас введены дни отца, матери, они как то не приживаются. Вот сейчас на Петра и Февронию – День семьи, верности и любви стараются привить, но это плохо приживается.

Недавно был День святого Валентина. Такого святого нет, кстати, но людям не это важно, а любовь, это важнее всего. Это вне имён во все времена и называется «валентинки», «февроньки» – как ни назови, только вот это главное чувство бы будило. Я отношусь к этому как к тоске человечества о главном. Мужчины хотят, чтоб женщины были женщинами. А женщины хотят, чтобы мужчины были мужчинами, чтоб была любовь. Но только для меня эти дни… не знаю… они чужие. Я не осуждаю тех, кто в эти дни что-то по-особому придумывает, но для меня это чужое. Тем более, я человек православный. Ну вот, память жён-мироносиц, в этот день воскресенье – через две недели, если считать Пасху, третье воскресенье по Пасхе. Женщины, которые были с Господом вместе с апостолами, которые так любили Его, так верили в Него и Он первый явился, когда воскрес, им, а не апостолам, мы знаем об этом. Многие пошли на проповедь рядом с апостолами – равноапостольная Фекла, равноапостольная Мария Магдалина. Они как-то всё в тени. Такие дела делал, на которые не каждый мужчина способен, и это поразительно.

А если уж про мужской день в России говорить, то есть Георгий Победоносец, Николай Угодник. Вот эти имена достойны того, чтоб мужчину поздравить и сказать: «Как здорово, что ты мужчина, посмотри, какие представители мужского пола могут быть!»

Когда Иисус Христос воскрес? Точное число и год можно назвать? Да, они сохранились. Только по календарю вавилонскому лунному, но перевести на солнечный несложно и учёные давно высчитали, в какой год, в какой час, в какой день недели, в какое число воскрес Христос. Это не секрет, не тайна. А в какой день родился? Никто не знает. Когда римская империя стала христианской, летоисчисление поменяли на эпоху от Рождества Христова. Почему? Потому что понимали, что Христос – Царь мира. А летоисчисление шло по царствованию царей. Небесный Царь, когда Он родился? Вопрос повис. Неизвестно. И тогда что придумали. Был языческий праздник в римской империи. Народные гулянья на последний в году самый короткий день с самой длинной ночью. Тьма побеждает свет. Свет прибавляется понемножку каждый день. Гулянье, веселье, тьму побеждает свет. Правда, любовь всегда торжествуют. Праздник назывался праздником светов. В праздник света и стали праздновать Рождество Христово. Почему? Христос Сам говорил: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Христос не родился в тот день, в который мы празднуем. Это условная дата. А то, что апостолы первое время не праздновали, так это потому, что было неважно. Важно не когда, а ЧТО Он сделал для нас.

Можно взять любую цифру искусственную, даже языческую, и воцерковить её. Поэтому можно и 8 марта и 23 февраля сделать для себя православными, если их православно переживать. Только это нужно делать православно. Если праздники в пост, то, соответственно, великопостно. Можно выбрать любой день, число, например, первое свидание, первый поцелуй и т. д. И каждый год это отмечать. А как? Можно пойти в ресторан? Можно, а можно по-другому: сорвать полевые цветы и принести жене. И сказать: «В этот день мы встретились». Это не церковный праздник, не церковный повод, но, когда это с любовью, то к добрым плодам приводит. Можно и 23 февраля и 8 марта отмечать, если это приносит пользу, приводит к добрым плодам.

Теги:
8 марта
праздник
23 февраля
женский день

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации