Публикации

Великий Пост: забытая книга, или как узнать красоту и глубину богослужений Святой Четыредесятницы

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
подготовил Илья Тимкин
Великий Пост: забытая книга, или как узнать красоту и глубину богослужений Святой Четыредесятницы

Всего лишь месяц остаётся до Светлой Пасхи, когда ночное небо озарит победное «Христос Воскресе!». Какой православный не знает этого великого возгласа? Конечно, любой из нас без труда сможет допеть пасхальный тропарь до конца: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Православные люди – люди поющие, возможно, больше других. Вообще, согласно народной мудрости, в мире есть два существа, которые день свой начинают не с завтрака, а с пения: «Поп да петух и не евши поют». И это, особенно в свете Великого Поста, показательно.

Как вспоминает Иван Шмелёв, его папа тоже любил петь:

Красный угол

«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, – по субботам он сам зажигает все лампадки, – всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое

Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, – Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста».

Здесь мы подходим к тому, что Великим Постом много петь не принято. Мы по-прежнему все вместе воспеваем «Отче наш» и «Верую» на Литургии, но службы больше читаются, хор поёт мало. Однако поёт же – и эти песнопения собраны в особой книге. Она содержит множество священных текстов, содержащих в себе мудрость, накопленную в своих житницах Матерью-Церковью.

Книга эта называется Триодью Постной. Как нам рассказывает бесстрастная Википедия, Триодь содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв., среди которых Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный.

Великие имена, великие люди… Что хотели рассказать они нам о Великом Посте? Да так, что вот уже тысячелетие каждый год регенты и певчие достают с полок небольшую книгу и пользуются ею на каждой службе? О чём мы узнаем, если будем приносить с собой в храм Триодь Постную в русском переводе и следить за богослужением, вникать в таинственные слова, звучащие с хоров?

Для начала – рассказ о Триоди Постной протопресвитера Александра Шмемана. В нём вы найдёте и множество интереснейших отрывков из этой, увы, почти забытой современными прихожанами книги, сможете вникнуть в них и по-новому взглянуть на себя, шагающего по дороге Великого Поста.

Триодь постная

Триодь постная

Великий Пост имеет свою особую богослужебную книгу: Триодь постную. В эту книгу входят все песнопения (стихиры и каноны), библейские чтения на каждый день поста, начиная с Воскресения Мытаря и Фарисея и кончая вечерней Святой и Великой Субботы. Песнопения Триоди были составлены большею частью уже после фактического исчезновения «оглашенных» (крещаемых во взрослом возрасте и требующих подготовки к крещению). Поэтому в них главным образом говорится и выделяется не крещение, а покаяние. К сожалению, в настоящее время очень мало кто знает красоту и глубину этих великопостных служб.

Незнание Триоди — главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало-помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных «предписаний» и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого Поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести — это внимательное слушание всех песнопений Триоди.

Ты будешь сравнена со злыми демонами, которые никогда не едят

Обратим внимание, например, на то, как часто в стихирах мы слышим предупреждение именно против «формального» и, следовательно, лицемерного понимания поста. Уже в среду мясопустной недели мы слышим:

От брашен постяшися душе моя и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога. И злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлениям безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради распеншемуся!

Вотще ты радуешься, о душа, что воздерживаешься от пищи, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая, пред очами Бога, ты будешь сравнена с злыми демонами, которые никогда не едят! Если ты будешь продолжать грешить, твой пост будет бесполезен; поэтому стремись постоянно стоять перед Распятым Спасителем,или скорее стремись сораспяться Ему, Который был распят для твоего спасения.

Постимся не с печальными лицами, но непрестанно молясь в глубине души

Постимся не с печальными лицами, но непрестанно молясь в глубине души

Или вот еще стихира среды четвертой недели:

Втайне добродетелей делающие, духовная воздаяния чающие, не посреди торжищ и распутий являют сия, но внутрь сердца носят паче; и всех видяй бываемое втайне, мзду воздержания подает нам. Пост совершаем, не сетующи лицы, и в клетех душ наших молящеся, непрестанно возопиим: Отче наш, Иже еси на небесех, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.       

Жаждущие духовных утешений совершают свои добрые дела втайне, не разглашая их на торжищах и площадях, но непрестанно молясь в глубине сердца: потому что Тот, Кто видит сотворенное втайне, вознаграждает нас за наше воздержание. Постимся не с печальными лицами, но непрестанно молясь в глубине души: Отче наш, Который на небесах, не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

В чем же состоит настоящий пост?

В течение всего Великого Поста в стихирах постоянно говорится о противоположности смирения мытаря и самохвальства фарисея и осуждении лицемерия. В чем же состоит настоящий пост? Триодь отвечает: прежде всего, во внутреннем очищении:

...Постимся вернии от пищей тленных, и страстей всегубительных, да от божественного креста жизнь обымем, и со благоумным разбойником к начальному отечеству возвратимся...    

Постимся, верующие, чтобы избавиться от вредной пищи и губительных страстей, чтобы получить жизнь от божественного Креста, и вернуться с благоразумным разбойником в Отчий дом...

Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных

Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных

А также вернуться к любви; это борьба против «растраченной жизни», против ненависти, несправедливости, зависти:

Постяшеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость.     

Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания. Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа Бога великую милость.

Приступим к Христу в покаянии, взывая: Боже наш, помилуй нас

Приидите, вернии, делаем во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим, всякое неправедное списание от себя ближнего отимем, не полагающе претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.          

Придите, верующие, будем во свете делать дела Божии, как днем будем ходить честно, благообразно. Избавимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, разовьем данные нашей душе дарования, и приступим к Христу в покаянии, взывая: Боже наш, помилуй нас.

Засияла весна постная, цвет покаяния...

Засияла весна постная, цвет покаяния...

В то время, когда мы слушаем эти стихиры, как мы далеки от фарисейского понимания Поста, которое в настоящее время преобладает и определяет исключительно отрицательное отношение к посту, как к известному «неудобству», на которое мы по своей доброй воле соглашаемся, «страдая», но которое автоматически зачтется нам как наша «заслуга» и доведет нас до «оправдания» Богом.

Сколько людей соглашаются с той мыслью, что пост — это время, когда что-то само по себе приятное и хорошее запрещено, как будто Господь находит удовольствие в том, чтобы нас мучить. Однако для творцов великопостных стихир пост означает как раз совершенно противоположное; это возвращение к «нормальной» жизни, к тому «пощению», которое нарушили Адам и Ева, допустив таким образом в мир страдание и смерть. Поэтому Великий Пост приветствуется как духовная весна, как время радости и света:

Возсия весна постная, цвет покаяния...   

Засияла весна постная, цвет покаяния...

Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемского отпадения не прияли быхом...       

Радостно воспримем завещание поста! Если бы праотец наш (Адам) не нарушил поста, мы не были бы лишены рая...

Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и вся кия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим... 

Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы; насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем...

Именно они предпочли Христа всему другому на свете, включая самую жизнь

Мученики за Христа

Только те, кто «радуются о Господе», для которых Христос и Его Царство высшее желание и радость их жизни, способны радостно принять борьбу против зла и греха и участвовать в окончательной победе над ними. Вот почему только к мученикам, среди разных видов святости, обращаемся мы за каждой великопостной службой, только они восхваляются в особых, посвященных им стихирах. Потому что именно мученики предпочли Христа всему другому на свете, включая самую жизнь; они так радовались во Христе, что могли вместе со св. Игнатием Антиохийским сказать, умирая: «Теперь мы начинаем жить»... Они — свидетели Царствия Божия, потому что только тот, кто видел и вкусил его сладость, способен на такое высшее самозабвение. Они наши спутники, наши вдохновители в течение Великого Поста, который для нас именно есть время борьбы за восстановление божественного, небесного и вечного начала в наших душах.

Едино дышуще, на едино взирающе страстотерпцы мученицы, един путь живота обретше, за Христа смерть...        

Одним дыша, на одно взирая, страстотерпцы мученики, вы нашли один путь жизни — смерть за Христа...

В броня оболкшеся добре и образом крестным вооружившее себе воини благомощнии показастеся мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победители бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу Богу о нас, во еже спастися душам нашим.

Облекшись в броню правды, вооружившись силою Креста, вы были воинами, добром побеждающими. Вы мужественно противились вашим мучителям и, одолев дьявольские козни, стали победителями и сподобились венцов: молитесь Христу Богу о нас, чтобы души наши были спасены.

Желая причаститься Божественной Пасхи...

Крест господень

В течение сорока дней Крест Господень, Его Воскресение и сияющая радость Пасхи — главная тема всех великопостных песнопений, постоянное напоминание, что как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Как я уже сказал, ожидание и предвкушение Пасхальной радости проходит через весь Пост и придает настоящий смысл постному подвигу.

Желающе Божественныя Пасхи причаститися... Последуем постом на диавола победу показавшему... Снемы Пасху Христову священнейшую.

Желая причаститься Божественной Пасхи... Продолжим пост, дающий нам победу над дьяволом... И приобщимся священнейшей Христовой Пасхе.

Неизвестная, забытая книга!

Постная Триодь

«Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, — «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности».

Так завершает свой рассказ о Триоди Постной протопресвитер Александр Шмеман. Действительно, как много мы читаем пустого, бесполезного и, тем самым, вредного… Иногда Великий Пост мы в прямом смысле меняем, размениваем на бесконечные посты (записи) в социальных сетях. А почему бы не спросить в церковной лавке экземпляр Триоди Постной, или распечатать себе эту книгу, вложить драгоценные листочки в скоросшиватель и каждый день внимать древним, но настолько интересным и важным текстам? У нас в руках окажется учебник Великого Поста, который к тому же – и молитвослов. А что такое молитвослов? Это книга, с помощью которой мы можем разговаривать с Самим Господом Богом, Его Пречистой Матерью и славными святыми – ни больше, ни меньше.

Скачать Триодь Постную в русском переводе (Размер файла: 649 KB)

Теги:
Триодь постная
Великий пост
протоиерей Александр Шмеман

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации