Публикации

Великий Пост: духовные оазисы, или смысл воскресений Святой Четыредесятницы

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
подготовил Илья Тимкин
Великий Пост: духовные оазисы, или смысл воскресений Святой Четыредесятницы

На сорокадневном пути по пустыне Великого Поста каждую неделю странникам попадаются оазисы. Это – суббота и воскресенье, в эти дни совершается Евхаристия, и иначе, как праздничными, субботу и воскресенье не назовёшь. Протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Великий Пост», которую мы вот уже несколько недель подробно разбираем, рассказывает об этой диалектике Святой Четыредесятницы, о парадоксальном сочетании скорби и радости, о том, почему Евхаристия Великим Постом одновременно и запрещена, и разрешена.

Но подробно об этом – немного позже. Сегодня же мы прочитаем особую главу, посвящённую воскресеньям Великого Поста. Действительно, каждое воскресенье в течение сорока дней отмечено особым праздником. Две недели назад мы с вами встречали Торжество Православия, а в прошлое воскресенье – память святого Григория Паламы. Через несколько дней – Неделя Крестопоклонная.

В чём же смысл этих празднований? Вместе с отцом Александром мы внимательно взглянем на воскресенья Великого Поста, и постараемся понять, к чему же призывают они нас с вами, странников Святой Четыредесятницы.

Воскресенья Великого Поста

Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии мы знаем, что для того, чтобы народ Его не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят святые отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха, обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», некое предвкушение этой цели. Это два дня, суббота и воскресение, когда совершается Евхаристия; эти дни на духовном пути поста имеют особое значение.

Воскресенья Великого Поста... С одной стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется духовная «диалектика» Поста. С другой стороны, в течение исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье обрело еще и второе значение. Так, в первое воскресенье Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843-м г., в Константинополе. Связь этого празднования с постом чисто историческая: первое Торжество Православия произошло именно в это воскресенье.

То же можно сказать о посвящении второго воскресенья Поста памяти святителя Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста. Хотя оба эти празднования очень важны, они сами по себе не зависят от Великого Поста как такового, и мы не будем здесь говорить о них отдельно.

Ободрение и вдохновление верующих в их духовной борьбе

Преподобный Иоанн Лествечник

Память преподобного Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье Поста и преподобной Марии Египетской в пятое воскресенье по существу имеют гораздо больше связи с Великим Постом. В обоих святых Церковь видит не только носителей аскетизма, но и самый совершенный его пример: у св. Иоанна Лествичника в его писаниях, а у св. Марии Египетской в ее жизни. Воспоминание этих святых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. И так как об аскетизме нельзя только вспоминать, но надо применять его на деле, и так как память обоих этих святых затрагивает наш личный постный подвиг, мы поговорим об этом отдельно позже.

Главное значение великопостных воскресений

Первое же и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, надо еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, т. е. смысл Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения; они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения.

Отныне будете видеть небо отверстым

Крещение

Крещение открывает вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, исполнения которого сами они не увидели.

Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр. 11,24—26, 32—40; 12,2) : «... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее».

Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья (Иоанн 1,43—51): «... увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг.

Мы должны быть особенно внимательны

Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье (Евр. 1,10; 2,3) : «... Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?»

В Евангельском чтении второго воскресенья (Марк. 2:1—12) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».

Начинается поклонение Кресту

Крест Христов, Крестопоклонная неделя Великого поста

В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении (Марк. 8,34; 9,1) : «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4,14; 5,6; в четвертое воскресенье: к Евр.6,13—20; в пятое воскресенье: к Евр. 9,11—14), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» ( Марк. 9:17—31) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: (Марк 10,32—45) .

Приготовление к великому таинству, оглашение, заканчивается, и решительный час, когда человек войдет и присоединится к Смерти и Воскресению Христа, приближается.

Разве мы в некотором смысле не «оглашенные»?

В наши дни Великий Пост перестал быть временем подготовления оглашенных к крещению, но разве мы, хоть и крещенные и миропомазанные, не являемся ли все еще в некотором смысле «оглашенными»? И разве не следует нам возвращаться к этому состоянию каждый год? Разве не отпадаем мы опять и опять от того великого таинства, к которому мы были приобщены? Разве не нужно в нашей жизни, которая в сущности есть одно постоянное отпадение от Христа и Его Царства, — это ежегодное возвращение к самым корням нашей христианской веры?

Мы достигли середины, преполовения Великого Поста

Не забывайте заглядывать на наш сайт. 15 марта, в Крестопоклонное воскресенье протопресвитер Александр Шмеман подробно расскажет читателям о смысле и духовном значении церковной службы в этот день. Почему во всех песнопениях будет звучать не воспоминание о страданиях на Кресте, а торжество и радость? Как воскресный канон, читаемый в Крестопоклонное воскресенье, связан с пасхальной службой? Мы достигли середины, преполовения Великого Поста – что это значит, и о чём пора задуматься? Об этом – уже через несколько дней.

Теги:
Великий пост
Недели Великого поста
протоиерей Александр Шмеман

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации