Публикации

Чрез пост Великий к Пасхе устремись, душа!

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Ирина Телегина
Чрез пост Великий к Пасхе устремись, душа!

Чудная вереница богослужений всего Великого поста... Вершина недалеко: в полночь с первым ударом колокола отзовется на него вся Церковь чудным хором колоколов, и всякая грудь православная осенится крестным знамением. Всё замерло на пороге Воскресения. Душа трепещет, просится в Церковь, где предстоит ей пережить чудную поэму воспоминания и созерцания и вступить в преддверие Воскресной радости.

За шесть дней до Пасхи — Царский Вход Господа в Иерусалим. Толпа ликующих через несколько дней будет кричать: «Распни Его». Они лишились венца вечного блаженства. Им не хватает постоянства. В этом для нас большой урок, особенно для начинающих путь христианской жизни. Будь верен до конца, и дам тебе венец жизни — таково основное правило духовной жизни.

В подвиге христианской жизни можно устоять до конца только в том случае, если человек не ищет никаких посторонних целей и в религии, и в любви к Богу, и в единении с Ним находит высшее счастье. Другое обязательное условие постоянства христианской жизни — вера в силу и торжество Благого Бога. Землетрясение происходит с шумом. Когда гроза пройдет, результаты разрушительных действий не так велики. Силы созидательные: сила тяготения, сила солнечного тепла и света, сила органического роста действуют бесшумно, молчаливо, тихо, но непрерывно, непобедимо. Так и в духовном мире — кротость, смирение, любовь действуют непрерывно и верно.

Великий пост — подготовка, чтобы мы могли хоть сколько-нибудь вместить невместимое, чтобы сердце наше могло вместить то, что мы будем вспоминать в эти страстные дни. Всё-таки при этих воспоминаниях нам будет слышаться пение: «Осанна!» и крики: «Распни!». И если посмотреть в жизнь, нас окружающую, мы тоже будем различать эти два голоса. Нужно научиться различать в себе, в собственной душе эти два голоса.

Девочка с вербами

— Когда тебя охватывают чувства умиления, открывается высший смысл жизни, это душа твоя возносит славословие к Господу: «Осанна в вышних!».

— Когда ты исполнен сомнений и забот и чувствуешь в сердце своём потребность пролить слёзы на молитве и поклониться Господу, это — «Осанна!».

— Когда тебя охватывает желание не жить так, по-пустому, как ты живёшь, а начать работать для Господа, чтобы душу свою приготовить к вечному её бытию, это в тебе — «Осанна!».

— Когда ты пожалел человека, тебе захотелось помочь ему, облегчить его горе, когда сердце твоё щемила чужая тоска, чужое горе, это была «Осанна!» в сердце твоём.

— Когда на склоне лет твоих вдруг тебя охватила жажда служения Богу и ты начал плакать от раскаяния, что попусту растратил жизнь свою, это «Осанна!» была в душе твоей.

— А когда тебе хотелось усладить страсть стремления, тебя тянуло в эту пустую мирскую жизнь, это были крики: «Распни!».

— И когда ты лгал, и когда притворялся, и когда ты завидовал, и когда ты клеветал, и когда осуждал, это было: «Распни!».

Ужели ты с ними — с теми, кто плевал на Господа, кто вонзил гвозди в ноги и руки Спасителю мира, кто поднял на Крест Его Пречистое Тело, кто хулил Его и не пожалел даже Распятого на Кресте?

Или сердце Твоё очистится от скверн плотских, хотя бы на один миг зазвучит в душе твоей «Осанна!». Выбирай, душа человеческая, поразмысли об этом перед страшными Страстными днями!

Мы должны понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам самое главное во всей нашей христианской жизни.

Великий пост. Молитва

Пост — это приготовление к Пасхе. На Пасху мы празднуем Воскресение Христово. Своей смертью Христос изменил сущность смерти, сделал её переходом в Царствие Божие, уничтожил смертию смерть. Господь сделал нас соучастниками Своего Воскресения. Вот почему в конце Пасхальной утрени мы говорим: «Христос Воскрес, и жизнь царствует! Христос Воскрес, и мёртвых больше нет».

Мы живём, как будто Христос не воскрес из мёртвых, из-за нашей слабости, мы не живем «верой, надеждой и любовью» на том уровне, на который Христос нас возвёл. Мы погружены в ежедневные заботы, забывая главное, ослабеваем. Из-за забывчивости, падений, греха, наша жизнь становится мелкой, темной, лишенной всякого смысла. Бессмысленное путешествие к бессмысленному концу. Мы забываем о смерти, и вот, внезапно, она приходит среди нашей приятной жизни, такая ужасная, неизбежная. Иногда мы сознаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаёмся новой жизни, которую нам даровал Христос. И это есть настоящий грех, глубочайшая трагедия нашего христианства. Если мы это поймём и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим пост. Только тогда мы поймём, что все богослужения Церкви существуют, прежде всего, для того, чтобы помочь нам и увидеть, и вкусить эту Новую Жизнь. Как можно любить то, чего мы не знаем: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, её сердце, ее вершина. Всю Светлую седмицу Царские Врата открыты, нам дается предвкушение вечной радости.

Пасха есть конец всего старого, начало новой жизни. Однако старую жизнь, жизнь греха не так-то легко изменить.

Нелегко нам отказаться от мелкого идеала жизни. Мир кричит: «Будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путём». Христос в Евангелии говорит нам: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Как мы можем раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое каждый год Церковь даёт нам в день Пасхи. Вот для чего нужен пост. Это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как конец старого в нас, как вступление в новую жизнь. Вот почему Пасха есть ежегодное возвращение к нашему собственному крещению. Пост готовит нас к этому возвращению, к постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, конечному переходу в новую жизнь во Христе.

Использованы собрания сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого

Теги:
Великий пост
Вход Господень в Иерусалим
Пасха
Воскресение Христово

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации