Публикации

Дорога к храму

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Ольга Воложанина
Дорога к храму

Дорога к храму... У каждого она своя — у кого-то прямая, выбранная единожды и на всю жизнь, а у кого-то длиною во всю прожитую жизнь.


Святые отцы о душе

Богослужение в храме

Христианский писатель и богослов Тертуллиан, живший в III веке, писал: «Душа человека по природе христианка». И действительно, вряд ли найдется такой человек, в душе которого окончательно потеряны самые высокие человеческие порывы: желание любить и прощать, стремиться делать добро и быть милосердным, не удовлетворяясь лишь материальными благами. Наша душа всегда тянется к любви, тянется к своему Творцу. Блаженный Августин, богослов и философ, творивший в IV веке, писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Людские души всю свою жизнь ищут своего Творца. Так было и так будет. Всегда. Во все времена люди были озабочены поиском истины, и, конечно же, этот поиск приводил их в храм. Туда, где свершается встреча человека со Христом. Это было и в тяжелые атеистические годы, и до них, и после них, и сейчас. И всегда на этом пути у человека возникает множество вопросов. Большинство новоначальных не знает, что и как нужно делать в храме, в какой последовательности и для чего... Знания эти, конечно же, нужны для церковной жизни, но они — второстепенные. И если человек, только входящий в церковную жизнь, будет заострять внимание на них, может случиться так, что его душа не встретится с Богом. Многие богословы считают, что внешнее восприятие правил — это серьезный барьер на пути к Богу.

Первое знакомство с Церковью

Первое знакомство с Церковью

Человеку, впервые пришедшему в церковь, несомненно, очень тяжело. Ему все кажется незнакомым и таинственным, поэтому он даже может испытывать страх. Это все понятно и объяснимо. Приход человека в храм означает, что он многое осознал, многое понял, и пытается начать новую для себя, духовную, жизнь. И при этом у каждого происходит переоценка былых ценностей, стереотипов мышления и поведения. Это сложный и зачастую довольно болезненный процесс. Не нужно забывать и про искушения, которые, несомненно, встретятся на пути новоначального так же, как и в жизни любого воцерковленного христианина. Это и искушения внутренние, когда наш «внутренний» голос нашептывает, что не нужно идти в церковь, а лучше оставить все как есть. Не молиться, потому что устал, нет времени, да и обстановка не позволяет. Можно найти еще сотню таких причин, а, может, и более. И искушения внешние, когда вдруг возникают неотложные хозяйственные дела, появляются симптомы болезни  или друзья начинают отговаривать от посещения церкви. На все это не нужно обращать внимание. Важно понять и помнить: борьба за вашу душу началась!

С чего начать

Молитва в храме

Знакомство с церковью, я думаю, надо начать с усердной молитвы, с прихода в храм — поставить свечи за родных и близких, заказать записки о поминовении усопших и о здравии близких людей. И нужна, конечно же, беседа со священником. Лучше всего это делать в будние дни, когда в храме не так многолюдно, и можно спокойно оглядеться, присмотреться, понаблюдать за ходом службы и постараться вникнуть в ее смысл. К тому же зачастую священники в будни не так загружены, как это бывает в воскресные и праздничные дни. Никогда не нужно стесняться и бояться спросить о том, чего не знаешь или не понимаешь. Конечно, очень важно, чтобы на пути новоначального встретились внимательные и вежливые люди, которые с удовольствием и желанием подскажут и объяснят непонятное ему. Но не стоит впадать в уныние и отказываться от посещения храма, если кто-то вдруг сделал обидное замечание поводу одежды или поведения — не там встал, не тогда перекрестился и тому подобное. Надо помнить — это искушения, и не более того.

Многие новоначальные, слыша от людей, живущих церковной жизнью, фразу «в храме такая благодать, я там душой отдыхаю» — тянутся в храм на едином порыве. А придя в церковь, ничего не чувствуют. Это и неудивительно. Для многих первый раз быть в храме — тяжело.

Первая исповедь

Первая исповедь

И, наконец, когда человек начинает чувствовать себя «комфортно» в храме, приходит осознание необходимости исповеди. Для каждого православного христианина исповедь — это испытание своей совести, пересмотр всей своей жизни покаянным взором. Что и говорить, очень непросто открывать священнику свои греховные раны, стыдно и страшно порой. Но чувства эти нужно отбросить, и принести слезное, честное покаяние. Еще святитель Феофан Затворник писал, что стыд и страх при исповеди спасительны: «Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно». Очень важно принести на исповедь не просто список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце, желание изменить свою жизнь. Святитель Василий Великий так рассуждает об этом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Поэтому очень важно осознавать свои грехи и стараться их не повторять. Очень важно не скрывать какие-либо постыдные грехи на исповеди по причине ложного стыда или застенчивости, иначе это утаивание делает отпущение грехов неполноценным, и тогда причастие Тела и Крови Христовых после такой исповеди будет «в суд и осуждение», как говорит Священное Писание. И не нужно забывать, что каемся мы в грехах Самому Господу Богу, а священник является лишь свидетелем нашего покаяния. Лучше всегда помнить слова преподобного Макария Оптинского «Бояться срама на исповеди — тоже от гордости; обличивший себя перед Богом при свидетеле (священнике), получает успокоение и прощение». После хорошей исповеди человеку часто становится легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что часть его грехов ему простилась.

Первое Причастие

Первое причастие

И вот уже тогда, после искреннего исповедания своих грехов, человек готов к принятию Святых и Страшных Христовых Тайн — Причастию. Это, пожалуй, самое важное и загадочное церковное Таинство. Оно необходимо христианам как воздух. Ведь Сам Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пити Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). В Причастии достигается наше единство с Богом; соединяясь с Ним таким образом, человек может преодолеть все искушения и действительно сделать шаг вверх — к чему он и должен стремиться всю свою жизнь. А другого пути у христиан нет и не может быть. Патриарх Константинопольский Геннадий очень точно определил суть Причастия: «Святое Причастие дарует Дух и истинную жизнь — жизнь во Христе».

Причащаясь, человек укрепляется в добре и любви, очищается от зла. Он становится более чутким и мудрым, легче справляется со скорбями и искушениями, которые появляются в его жизни. И, конечно же, он укрепляется в вере и обретает в душе мир и гармонию, наполняется Божией благодатью. Именно тогда Церковь становится для него родным домом, в котором все христиане  — единая дружная семья, живущая по заповедям Божиим. И каждый из членов этой семьи понимает, что жизнь без молитвы — ничто, ведь именно молитва — это общение с Богом, с нашим Отцом Небесным. А без Него нет нам жизни. Только приобщаясь к Богу, мы получаем свет и понимаем смысл нашего существования. Он дарует нам силу и крепость, разум и здоровье, мир и радость, счастье и любовь, и, конечно же, надежду на вечную жизнь со Христом после смерти.

Теги:
Дорога к храму
храм
новоначальный
исповедь
Причастие
Евхаристия

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации