Публикации

Существо и свойства Божии

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Подготовила Елена Матвеева
Существо и свойства Божии

Первые весенние лучи солнца, набухшие почки, зеленая трава, щебетанье птиц – всё говорит о наступившей весне. В эту пору сердце ожидает чуда. И оно приходит. Тогда душа наполняется радостью, счастьем, блаженством, любовью. Откуда всё это – не имеет значения, да и не требует ответа. Ведь пришёл Он, Неведомый, но дорогой сейчас моему сердцу. «Христос Воскресе!» – раздаётся вокруг. «Воистину Воскресе!» – отзывается в небесах. Какое же это счастье! Но сейчас оно не только моё, оно наше – общее.

Уже через многие годы я понимаю, что это встреча была встречей с Тем, чья Любовь простирается на всё существующее в целом, пылает неослабно и вечно, и познаётся сердцем, потому что сердцем познается любовь. «Бог есть любовь…» (1Ин.4:8). И каждый из нас знает, что лишь любви свойственно сострадать, сносить немощи и недостатки другого. Господь любит каждого человека. Тепло и свет Его любви обращены к каждому из нас. «… ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45-46). Любовь Божия снисходит к нашим проступкам и скорбит о том, что мы сами себе причиняем вред; ожидает от нас добровольного к Себе обращения, и она же вразумляет нас полезными для нас наказаниями. «От Него Одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость, веселие и блаженство», – говорит святитель Тихон Задонский.

А если человек ощущает одиночество и холод, то единственно потому, что отворачивается от Бога. Познать Бога мы не можем. Если сердце человека и загорается на время чистой любовью, ему не вместить в полной мере пламени Божественной любви. Господь открывается Сам человеку в той мере, в какой он может Его принять. Святые люди, в сердце своём пережившие близость Божию, единогласно утверждают, что Бог прост. Однако простота Бога не означает отсутствия в Нём богатства, или множества свойств, каждое из которых совершенно, а вместе они сочетаются в полной гармонии. Из Божественного Откровения мы знаем, что Бог есть «Сущий», то есть существует самым полным и совершенным образом. Он есть Дух высочайший, чистейший, совершенный.

Всевышний чужд всякой телесности, материальности. Поэтому неуместно представлять себе Бога в человеческом образе. И невозможно увидеть Его телесными глазами. Господь не может быть измерен, Его невозможно ни с чем сопоставить или сравнить. Часто человек для выражения своего опыта познания Бога как Живого Существа прибегает к земным словам и образам.

«Я верю в Бога как в Личность», – говорил Альберт Эйнштейн. И все, чьё сердце коснулось веры, ощущают самой душой, что Бог есть Живая Личность. Личность – самое глубокое и сокровенное явление во всём, что существует. Только личность способна к самым возвышенным чувствам и действиям: любить, общаться, заботиться. Во всей полноте личность – только Бог. Как Личность, Он свободно действует и знает, что и как совершать. Благодаря тому, что Бог – Личность, люди имеют драгоценную возможность обращаться к Нему в молитве на «Ты». Будучи Личностью, Всевышний открывается человеку как Небесный Отец, Который любит, видит и заботится о нём.

Тайну, что Бог один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос (1Ин.4:8). Божественная любовь безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть действительно один Бог, имеющий одну сущность и живущий одной жизнью. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны любящие и совершенна Их любовь.

Бог есть Источник жизни и бытия. Весь бесконечный, сложный мир зависит от Создателя. Он, как самобытная жизнь, оживляет вокруг Себя всё.

Но всё существующее в мире имеет начало и конец. Один Бог вне времени, Он не имеет начала, не имеет конца. Но будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Своё присутствие в истории людей. При этом события истории нисколько не довлеют над Ним, но сам Он премудро направляет всё к определенной цели.

Часто в беседах о Боге, можно услышать такую фразу: «Да где он Бог-то? Кто Его видел? А если и есть, то почему Он допускает все эти беззакония, терпит несправедливость?». Существует такая притча. Однажды люди собрались вместе и, выйдя в поле, бросили вызов Богу: «Если Ты, Бог, есть, то почему в мире царит жестокость, происходят грабежи, насилия, убийства, войны?». И вдруг Бог Сам обратился к ним: «А вам это не нравится?». «Нет, конечно», – ответили они. «Тогда зачем вы грабите, насилуете, убиваете, воюете?». Вопрос о несправедливостях среди людей обращён в первую очередь к самим людям. Бог Всемогущ и полностью свободен в своих желаниях и решениях. Ничто постороннее не может удержать или стеснить действия Божии. Весь видимый мир – Его творение. «В Его руке душа всего живущего…» (Иов.12:10), и без попечения Всевышняго немедленно истребилась бы жизнь, всё в мире потеряло бы гармоничность и стройность.

Господь – мудр, Он всегда действует в согласии с разумностью и целесообразностью своих действий. Бог даровал человеку свободу – этот великий дар. И человеку дана полная власть: или следовать дарованному Богом добру, или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека.

Творец всегда и во всякое время находится везде. Он присутствует на каждом месте целиком и полностью, пребывает во всём Своими благодатными, животворящими силами: в каждом атоме этого мира, на небе и на земле, в людях как праведных, так и грешных. Он один знает всё, что было, есть и будет. «Всё обнажено и открыто перед очами Его…» (Евр. 4:13), – говорит апостол Павел. Он видит не только то, что мы делаем и говорим, но даже, что думаем и чего желаем. Если человек часто обманывается, поддается лжи или сам бывает несправедлив в отношении ближнего, то Господь – сама Правда. К Богу не приблизится никто из приверженцев зла, Его царство наследуют лишь верные правде. Нет на земле ни одного человека, который бы не погрешал. И если бы Бог был только Высшей Правдой по человеческим меркам, тогда никто из нас не имел бы возможности существовать. Однако Господь терпит человека, терпит именно потому, что Он есть Любовь. Благодаря единственно любви Божией, люди наделены даром жизни и имеют возможность жить вечно. Любовь Божия простирается на всё существующее в целом, объемлет каждое мельчайшее существо. Прекрасно высказывается об этом святитель Иоанн Златоуст: «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем себя любить, потому что Он печётся больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе».

Теги:
Бог
Троица
Любовь

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации