Публикации

Верность Родине зиждется на вере в Бога

  Количество просмотров

Ровно семьдесят лет назад наша страна сумела выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить. Именно в военное время с особой силой проявились лучшие качества русского народа, веками воспитывавшиеся в нём Православной Церковью. Одна из примеров тому – наша землячка Александра Григорьевна Прохорова. В годы Великой Отечественной войны она стояла в строю, защищая свою Родину, и верила в Победу, уповая на Бога.

Жизнь маленькой Александры началась в селе Щербеть Спасского района в 1920 году. Семья у неё была небольшая – мама да брат. Отец умер, когда Саше было три года. Всё своё детство она провела в храме. «Наш дом находился рядом с церковью. Вечером, бывало, мама брала нас с собой просфоры печь. Даст нам корявых просфор, а мы и счастливы! Именно по её внушению я впервые узнала о Боге, – с теплотой в глазах вспоминает Александра Григорьевна. – Учиться я пошла поздно. Мама часто повторяла: «Брат будет кормить семью, он должен учиться. А ты, говорит, выйдешь замуж, муж будет работать, а ты только готовить. В двадцать один год я окончила восемь классов и … началась война. Как сейчас помню, это было воскресенье. Брат первым узнал, прибежал домой и нам рассказал. В этот же день его забрали на фронт. Меня и ещё нескольких девушек попросили работать в колхозе счетоводами. Но проработала я недолго. Тоже взяли на фронт. Сначала два с половиной месяца меня и ещё шестнадцать девушек с нашего района в Самаре учили военному делу – готовили стать радистками». 

Оттуда юная Александра попала в распоряжение второго Украинского фронта, по распределению оказалась в казачьем полку. В нём и прослужила всю войну. Воевала в Румынии, Венгрии и Чехословакии. Причём ни одного километра не прошла пешком, на машине тоже не ездила – только верхом на лошади, с 16-ти килограммовой рацией на спине! Ей не раз приходилось бывать в опасности, когда враг и смерть были совсем рядом. «Стояли мы на привале. Я рядом с подругой была. И вдруг – выстрел. Снайпер попал в неё. Солдаты подбежали к нам, но её уже было не спасти, – вспоминает Александра Григорьевна. – Не раз я ходила в разведку, в тылу у немцев была. (За один из таких походов в тыл её наградили Орденом Красной Звезды). Однажды, двух солдат и меня в тыл к врагу отправили. Было это в Венгрии. По приказу командования мы должны были обозначить все огневые точки врага. Немцы тогда на привале были. А мы засели в овраге, в кустах. Они прямо над нашими головами ходили. Лишний звук – и всё, мы обнаружены. Задание мы выполнили, ещё и немца живого в плен взяли. Я жалела его, он такой же солдат, как и я. Но приказ есть приказ. 

Был и такой случай. Когда мама меня провожала, она благословила меня крестом и сказала: ты его на шее не носи, а прицепляй к бюстгальтеру. Я так и делала. За три с лишним года службы ни разу под крышей не ночевала – всё время в лесу, в любое время года, вместе с конями. Мылись мы редко, баню только раз в три месяца давали. Сменного белья тоже не было, поэтому стирали всё на ходу. И вот на одном из привалов я постирала бюстгальтер, думала, что долго отдыхать будем. Команда «По коням!» прозвучала совершенно неожиданно для меня. Уехали мы километров пятнадцать, может, дальше. Вспомнила я, что бельё оставила. Бельё-то ладно, да крест там! Не сказав никому, повернула коня и уехала. Пока ехала, думала, не найду. Подъезжаю – висит. Я упала на колени – ревела-ревела. Ну, думаю, пускай, что хотят теперь со мной делают за то, что я самовольно оставила часть. Если бы я сказала, зачем мне вернуться надо, думаю, не пустили бы. Подъезжаю, вижу – стоят. Солдаты, поняв, что радиста нет в строю, сразу остановились. И, как ни странно, никаких ко мне мер наказания не предприняли. Этот крест я храню до сих пор».

Священников в полку у них не было. Если часть останавливалась неподалёку от села или от города, Александра обязательно вместе с другими солдатами ходила в костёлы (католический храм), думая, что это православная церковь с некоторыми традициями и особенностями той страны, где они тогда находились. «Странным мне казалось то, что во время службы люди всё время сидят. О чём поют, я, конечно же, не понимала, но душа рвалась помолиться, в храме побыть. После войны мне, как ветерану, часто давали путёвки, и уже в мирное время я прошла по всем местам своей службы. Вот тогда-то я и узнала, что и в Венгрии, и в Чехословакии есть православные церкви, а мы в костёлы ходили. Много раз каялась в этом», – рассказывает Александра Григорьевна. – Война закончилась, когда мы подходили к Чехословакии. Я, как, раз дежурная была. Со станции прибежала и кричу: «Война кончилась!» А солдаты говорят: «Глядите, Александра с ума сошла, кричит – война кончилась». Потом уже, когда командование объявило нам – какая это была радость: плакали, землю целовали, друг дружку обнимали. Но наша часть ещё неделю воевала, немец не сдавался. В части были только две медсестры да я. Остальные – мужчины. Четыре года они женщин не видели, разное бывало, даже драться приходилось. Но больше всего я боялась смерти, ранений, боялась, остаться без руки или ноги. Брат без глаза домой вернулся. Дважды мы с ним в одном месте были. Он напишет письмо, я в этот же день получу. И всё думала, как же так может быть. Дней 6-7 мы тогда стояли. Я написала ему, он догадался, стал искать, а мы уж уехали. В каждом письме он мне писал: «Не завидуй дорогим вещам, самое дорогое – это жизнь! Живы будем, всё наживём». Я до сих пор, когда спать ложусь, благодарю Господа за то, что война закончилась, за то, что мы живы остались. (К слову: Александре Григорьевне 1 мая исполнилось 95 лет!)».

В конце войны Александра влюбилась в одного хохла. Демобилизовалась на Украину в Запорожскую область к его родителям. Там у них родился сын – Женя. Вскоре мужа посадили за недостачу (он был начальником боепитания). А Александра с ребёнком вернулась, наконец-то, домой, в родное село Щербеть. Стала работать счетоводом на старом месте, а детей оставляла с мамой. Потом они купили дом и перебрались в Спасск, где Александра устроилась бухгалтером подсобного хозяйства в училище механизации. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем. В счастливом браке у них родилась двойня – дочери. Сейчас Александра Григорьевна живёт в окружении детей, пяти внуков и шестерых правнуков. Даже хозяйство небольшое есть – куры, собака и кошка. Несмотря на сильные боли в спине и ногах (езда верхом и тяжёлые военные нагрузки дают о себе знать), её регулярно можно увидеть на службе в Свято-Троицком молитвенном доме или в «большой церкви», как болгарцы называют Свято-Авраамиевский храм.

Дома у ветерана на стене рядом с благодарностью по указу Сталина, множеством грамот за участие в ВОВ, висит благодарственное письмо, которое Александра Григорьевна получила из рук Патриарха Московского и всея Руси Алексия за многолетнее служение Церкви. Когда начали строить Свято-Авраамиевский храм, подруга предложила ей помочь в этом спасительном деле. С тех пор, каждый день они ходили по организациям и просили помощи для церкви. «Нигде нам не отказывали, не выгоняли, не унижали. Могли ведь сказать: идите отсюда, что тут побираетесь. Никогда такого не было. Пусть, сколько мы просим, не дадут, но сколько-нибудь, да дадут. Слава Богу! Чтобы власти выделили место под строительство храма, каждую пятницу ходили в райисполком. А место под храм, потом и само здание выхлопотала ныне покойная Елизавета Сергеевна Зайцева. Каждый месяц она ездила в Москву. Сначала отмечалась, чтобы на приём попасть, потом же приглашение пришло. После этого очень быстро приехали нужные люди, сначала выделили дом, где начал служить отец Владимир, потом сам храм. После пенсии я осталась в церкви помогать бухгалтером...», – рассказывает участница тех событий.

У каждого человека есть призвание или миссия, которую он выполняет в земной жизни. Есть она и у этой героической женщины. Вместе с остальными такими же солдатами, она спасла нашу страну от фашизма, своей отвагой и молитвой приблизила так радостно встречаемый нами День Победы, дала жизнь трём своим детям, и, наконец, Богом данные таланты направила на служение Церкви, на то, чтобы в нашем городе появился храм. Она прожила жизнь свою не зря, не зря её должны прожить и мы – поколение, ради которого, ценой жизней миллионов, завоёвана великая Победа. 

В преддверии Дня Победы поздравляем Александру Григорьевну с праздником! Желаем Вам здравия, крепости духовной, чтоб семья окружала любовью и вниманием, а Господь, своей благодатью, наполнял Ваше сердце радостью и надеждой на спасение. Низкий Вам поклон за Ваши труды, и многая-многая лета! 

Вернуться к списку

Последние добавления