Публикации

Евгения Мустафина: «Нужно быть очень зорким фотографом, чтобы заснять богослужебные моменты и не помешать самому ходу службы»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Аня ЧЕРКИНА / openschool.biz
Евгения Мустафина: «Нужно быть очень зорким фотографом, чтобы заснять богослужебные моменты и не помешать самому ходу службы»

У кого из нас не возникало желание сфотографировать величественный златоглавый собор или скромную деревенскую часовенку? Рано или поздно в творческой папке любого фотографа появляются снимки церквей, потому что религия привлекает всех: и верующих, и атеистов. Но я не буду философствовать на эту тему. Как говорила моя прабабушка, «молчи о том, чего не знаешь».

Однако я неслучайно коснулась вопроса о вере. Сегодня я хочу познакомить вас с молодым фотографом и очаровательной девушкой Евгенией Мустафиной. Женя учится в Казанском федеральном университете на факультете психологии. А еще она ведет фотокружок в духовно-просветительском центре «Апостол». Этот центр предназначен для людей, которые хотят развиваться духовно и творчески. Все занятия проводятся бесплатно, и посетить их может любой желающий. Помимо богословских курсов, там есть кружок вышивки, хоровой кружок, театральный кружок и другие. Два месяца назад начал функционировать и фотокружок.

— Женя, кому пришла идея создать фотокружок в духовно-просветительском центре?

— Я пришла в центр на курсы кройки и шитья, совершенно не подозревая, что сама буду впоследствии преподавать здесь. В центре много различных кружков и мастерских, но занятий по фотографии не было. Я предложила эту идею, и руководство центра ее поддержало. Я не называю это уроками. Цель занятий — обучение фотографии и расширение кругозора.

— Как проходят занятия?

— Моя группа состоит, в основном, из студентов, но есть и школьники, и те, кому за 30. Сложность в том, что все приходят с совершенно разной техникой: кто-то с телефонами, кто-то с «мыльницей», а кто-то с «зеркалкой». Я больше ориентируюсь на «зеркальщиков», потому что многие ребята планируют в дальнейшем приобрести профессиональные камеры. Сейчас мы изучаем техническую базу: диафрагму, выдержку, вспышку. Затем перейдем к композиции и свету. Практические занятия будут проходить на природе, и будет также съемка церковных мероприятий. Здесь нет никаких принуждений к вере, но мероприятия массовые, поэтому фотографам они интересны. Например, 9 мая планируется провести флешмоб для участников Сретенского бала и для всех желающих. Сретенский бал — это традиционное мероприятие, которое организуется Татарстанской митрополией Русской Православной Церкви. Учащимся будет полезно прийти на этот флешмоб и поснимать людей в движении, в танце. Ученики показывают мне фотографии на заданную тему, и мы вместе разбираем ошибки. У нас имеются большой экран и проектор, поэтому в обсуждении участвует вся группа. Мы планируем устраивать уроки и на природе, поскольку это реальная практика для фотографа. Кроме того, мы можем просматривать картины живописцев и по ним учиться фотографии, потому что эти две области связаны между собой.

— Существует такое выражение «хра́мовый свет». В чем особенности церковного освещения?

— Если снимать ночью, то нельзя рассчитывать на освещение, которое будет во время службы. Особенно это касается пасхальной службы, когда свет вообще не горит. Здесь может помочь вспышка, если есть светлые стены и потолок. Но в храмах стены обычно расписаны. Чтобы снимать такие службы, нужны светосильные объективы. Когда я снимаю днем, то свет из окон струится полосками, лучами. Такой свет можно увидеть в тумане, если посветить фонарем или прожектором. Такой свет можно увидеть только в зданиях с большими окнами, которые находятся высоко. Днем храмы редко освещают люстрами, поэтому внутри получается естественный природный свет. Запечатлеть его лично мне сложно, потому что нужно так настроить фотокамеру, чтобы задний план не оказался слишком темным, а сам луч не был пересвечен. Но мне нравится этот свет. В Казани храмы очень красивые. Позолоченные, деревянные и изразцовые вещи могут очень красиво переливаться. Я снимала венчание, крещение, различные церковные мероприятия, службы. Сложность храмовой съемки еще и в том, что службу, к примеру, рождественскую, посещает большое количество людей. Фотосъемка затруднена из-за большого скопления народа. Это целое дело — придумать, куда тебе встать. Нужно быть очень зорким фотографом, чтобы заснять богослужебные моменты и не помешать самому ходу службы.

— Женя, ты давно начала заниматься церковной съемкой?

— Я занимаюсь этим около трех лет. Раньше я пела в церковном хоре — с этого все и началось. Однажды возникла необходимость сделать фотосъемку службы. Вообще, когда ты свой человек, то ты чувствуешь себя нормально. Ты знаешь, где можно ходить во время службы, а где — нельзя. Когда же ты фотограф со стороны, то уже страшновато, потому, что тебя не знают батюшки, и сам ты не знаешь, как себя вести.

— Зачастую, при входе в храм, мы обнаруживаем вывеску «фото- и видеосъемка запрещена». В каких случаях церковь разрешает пришедшему фотографу сделать репортаж?

— Насколько я знаю, фотографировать нельзя, потому, что, во-первых, вспышки и звуки фотокамер могут отвлечь от службы. Во-вторых, некоторые иконы очень старые и лишний свет, в частности, от вспышки, может испортить изображение. Но самое главное, храм — это место, где поведение прихожан строго регламентировано самой церковью. Это не увеселительное заведение и не кафе, где можно вести себя, как вздумается. Главная задача фотографа в храме — показать суть, не сбив настрой прихожан и священнослужителей. Если вы действительно хотите профессионально снимать, то нужно заранее прийти и договориться с батюшкой. Нужно получить его благословение. Если ваши намерения не противоречат желаниям церкви, то съемка возможна.

— Почему ты решила работать в духовно-просветительском центре «Апостол»?

— Сейчас фотография стала коммерческой. Но есть молодежь, которая хочет заниматься фотографией, однако по причине своего возраста не может оплачивать дорогие мастер-классы. Кроме того, у меня не было опыта преподавания и мне было интересно попробовать себя в этом качестве. Я удивляюсь, что ко мне на занятия приходят люди старше меня, которые слушают и что-то спрашивают. Возможно, это не мое призвание, но я испытываю удовлетворение от этой работы.

Отметим, что Женя занимается также портретной и пейзажной съемкой, и устраивает фотосеты для своего любимого кота Хомы. Ее творчество можно охарактеризовать как легкое дуновение ветерка или полет маленькой птички.

Теги:
Фотография
фотограф
интервью
Духовно-просветительский центр «Апостол»
Евгения Мустафина
лица

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации