Публикации

Страдание — инструмент Мудрого Ювелира

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Стелла АВАНЕСОВА
Страдание — инструмент Мудрого Ювелира

Я не так глуп, чтобы учить других терпению и силе, и мне нечего предложить читателю кроме убежденности в том, что если страдание неизбежно — капля мужества поможет больше, чем реки знаний, капля жалости больше, чем реки мужества, а любовь Господня — больше всего.

Клайв Стейплз Льюис

Для чего нужны страдания? Почему я так несчастен? Кто виноват? Почему именно мне это выпало, а не моему соседу? Такие вопросы возникают у человека, испытывающего горе и уныние. На самом деле это касается не только отдельных людей: каждый второй может вспомнить в своей жизни период глубокой печали, тоски или душевной боли.

Конечно, людям свойственно во всем искать смысл — и это правильно, так как понимание того, что на самом деле происходит вокруг, дает возможность определить причины своего нынешнего состояния и пути его преодоления. Однако может случиться так, что личность настолько искаженно понимает смысл насущной проблемы, что автоматически блокирует возможность объективно осознавать истинные мотивы собственного положения. Это впоследствии влияет и на правильное принятие решения, от которого зависит не только будущее данной личности, но и окружающих. Искажение восприятия реальности — это свойство человеческой психики, которое психологи называют апперцепцией. Апперцепция — влияние прошлого опыта на оценку происходящего в данный момент времени. Иначе говоря, человек действует сейчас так, как он привык действовать раньше.

Так, например, Василий, который в детстве перекладывал вину на родителей, и во взрослой жизни будет действовать подобным образом. Возникающее препятствие или проблемы на работе он воспринимает как неудачу и подвох судьбы. В этом положении он чувствует себя крайне ущемленным, обиженным и замечает за собой нежелание что-либо делать и вообще жить.

Депрессия

Такое явление в психологической науке называется депрессией. Но, как уже отмечалось, хандра бывает почти у каждого, однако отношение к ней у всех разное. Кто-то напивается; у кого-то это выливается в глубокую депрессию, которая требует вмешательства специалиста; кто-то начинает мстить окружающим или вымышленным обидчикам; кто-то делится переживаниями со знакомыми, а потом начинает обычную жизнь, так и не найдя ответов на вопросы.

Разумеется, это не призыв никому ничего рассказать. Наоборот, общение с людьми является одним из эффективнейших средств помощи самому себе. Однако это относится в большей степени к снятию эмоционального напряжения и дискомфорта, а не к поиску причин своего горестного состояния.

Душевная боль не так наглядна, как физическая, но встречается она чаще, и вынести ее, в сущности, труднее. К тому же ее обычно скрывают, а это само по себе нелегко. Однако если принять ее лицом к лицу, она очистит и укрепит душу и, скорее всего, минует. В тех же случаях, когда мы ее принимаем не всю, или вообще не принимаем, не опознаем ее причину, она не проходит, и мы становимся хроническими неврастениками. Но и постоянную душевную боль иные переносят героически. Она даже стимулирует их творчество, а характер укрепляет так, что он становится поистине стальным.

У человека, перенесшего боль душевную или духовную, впоследствии развиваются чуткость, милосердие и терпение. Перенеся, как говорят психологи, «кризис», он невольно поднимается на новую ступень человечности и саморазвития, о чем всегда мы слышим как о главном стремлении личности в жизни.

Но может произойти так, что человек не переносит горе, ломается и даже пытается покончить с собой. Оправдываясь тем, что он не был понят, его не приняли, а кто-то даже упрекнул за слабость духа, и тогда он скажет: «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид». Он может спрятать далеко внутрь свое горе и превратиться в циника и тем самым унизить красоту и величие добра вокруг и продолжить свое существование уже в мрачных тонах.

Но есть другое. Страдание делает неуязвимым, как говорит житейское. Оно возводит человека, как утверждает Абрахам Маслоу, на вершину пирамиды самоактуализации. Оно делает победителем себя, своих немощей и недостатков, тем самым приближая к богоподобию, к чему постоянно призывает христианство. И это другое состоит в позиции воина против того, что делает человека таким, каким он стал сейчас. И во времена жизненных невзгод и испытаний пусть попробует человек на минутку оставить эмоции, включить рассудок и подумать: «Для чего мне это дано? Что можно изменить в своей жизни и в себе, чтоб не повторялось это впредь?». Не надо спрашивать: «За что дано? Когда изменятся люди и мир?». Человеку нужно помнить о том, что страдания — для сильных. Для тех, кто нужен людям, Богу, миру, в конце концов. Но для этого необходимо маленький или большой сучок вынуть из «неплохого» человека, а кому-то сгладить иголки. Некоторым стоит подумать о том, где на самом деле находится их сокровище? Счастье? Желанный путь? Возможно, он не там и не тут. Если он не видит, то надо ему показать, надо его растормошить. Тому, кто не испытывает страданий, нечего менять — он уже не живет, а существует, и поэтому не способен измениться. Либо этот человек величайшей святости, так что нет смысла его терзать. Хотя и святых это преследовало, но это уже другая тема.

Несмотря на устойчивое мировоззрение, привычки восприятия, каждый из нас должен задать себе направление: мы обязательно должны двигаться дальше. Мы не сдаемся, а преображаемся как алмаз, из которого Мудрый Ювелир желает сделать бриллиант.

Не будем же мешать Ему и отчаиваться. Будем воспринимать все как полезное и нужное, как горькое лекарство, исцеляющее наши недуги и возвращающее нас к нормальной жизни. И пойдем вперед с надеждой, посмотрим вверх с верой, назад — с благодарностью, по сторонам — с любовью.

Источник: приходская газета Орловского храма «Пеликан»

Теги:
Страдание
обида
человек

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации