Публикации

Оправдана ли строгость священника?

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Михаил МАКЕЙЧЕВ
Оправдана ли строгость священника?

«Где булочки мягче, там больше очередь», — сказал однажды протоиерей Дмитрий Смирнов, касаясь темы строгости священнослужителя. Кроме шуток, некоторые прихожане, а тем паче те, кто впервые переступил порог храма, нелестно отзываются о некоторых священниках, обижаясь на их замечания и на их излишнюю строгость. Примечательно, что в этом же храме могут находиться люди, которым этот же самый батюшка видится в другом свете.

Цель этой заметки — помочь христианам увидеть в строгости отеческую любовь священнослужителя. Но прежде чем мы начнем оправдывать строгость клириков, давайте вспомним, как они появились на земле, и кто поставил их именно в этот храм.

Священники от Бога

Семь Таинств, которые совершает Сам Бог Отец через Сына в Святом Духе, говорят о том, что Он совершает их по Своей воле. И рукоположенный священник получает благодать Святого Духа, ничем не отличающуюся от той, которую Господь Иисус Христос даровал апостолам в день Пятидесятницы 1982 года тому назад. Общество учеников стало как бы единым телом, оживленным душой. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился Иакову после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Так появился первый епископ.

Своего ученика Тимофея апостол Павел поставил епископом в Эфесе, а Тита — на Крите. Пресвитеры во времена апостолов упоминаются многократно. По-видимому, их было много: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).

Первым дьяконом стал первомученик и архидьякон Стефан. Так через рукоположение благодать Святого Духа дошла и до наших дней. Так что священники в наших храмах — это носители этой благодати, посредники между нами и Богом, наше необходимое условие для спасения. И каждый из них поставлен пасти стадо Христово неслучайно.

Необходимая иерархия

В Церкви существует иерархия. Она появилась еще при создании невидимого мира, в котором живут Ангелы. По своей природе Ангелы различаются между собой большей или меньшей удаленностью от Божества. Согласно учению святого Дионисия Ареопагита, основанному на Священном Писании, существует девять ангельских чинов.

Ближе всего к Богу находится первый разряд ангелов, тесно соединенных с Ним и непосредственно созерцающих Его лицо. Это шестикрылатые Серафимы, многоочитые Херувимы и огненные Престолы. Второй разряд Ангелов получает озарение через первых — это Господства, Силы и Власти. Третий и последний — это Начала, Архангелы и Ангелы. Также иерархия существует в государстве, семье, школе и на работе. Такое устройство человеческих отношений угодно Богу. Поэтому иерархия существует и в Церкви. Епископы выше благочинных, благочинные выше приходских священников, настоятели выше простых священников, простые священники выше дьяконов, а дьяконы выше мирян. Апостол Павел говорит: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще» (Евр. 13:17).

Оправданная строгость

Священник должен иметь любовь и благоразумие. Потому что слепая любовь — всепозволяющая — любовью не является. Родители, позволяющие своим детям все, на самом деле вредят им, потому что не желают заниматься воспитанием. Ведь закрыть глаза проще, чем обличить. Не вступать в спор легче, чем постараться доказать истину. Но болезни иногда требуют хирургического вмешательства, потому что таблетки уже не помогают. Поэтому строгий батюшка так же необходим, как и мягкий. А еще лучше, когда в одном батюшке совмещаются строгость и мягкость.

Апостолы не только были посвящены в тайны Царствия Небесного, приняли сугубую благодать, но и обладали общецерковной дисциплинарной властью: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:10). В других местах апостол пишет: «Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор. 4:21); «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 215).

В Евангелии от Луки есть такие слова: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лк. 12:41—44). Блаженный Феодорит, толкуя эти слова Священного Писания, пишет: «Я знаю многих, которые, по-видимому, и усердны к добродетели, и богобоязливы, и имеют веру, но, поскольку не могли благоразумно распоряжаться церковными делами, повредили не только имению, но и душам. Например, если кто впадет в духовное преступление, но предстоятель не будет благоразумен, а будет иметь только веру, то есть добродетель бессознательную, то падший может потерпеть вред или от непомерной строгости, или от неуместной кротости его, и не уврачуется, но сокрушится». То есть умеренная строгость не только не вредит прихожанам, но и необходима.

Да вразумит нас Господь, чтобы мы по слову апостола могли «достойно начальствующим пресвитерам оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17), и вместо оценки их строгости извлекали бы из этого пользу для своей души.

Теги:
Священник
строгость

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации