Публикации

Почему мы должны поститься?

  Количество просмотров

Продолжается Петров пост. Одни используют его для для врачевания своей души, а другие, по разным причинам, не постятся. Архиепископ Аверкий Таушев говорит: «Многие в наше время задают этот вопрос: «Почему Церковь требует, чтобы мы постились?» Одни — вообще не зная и не понимая, для чего установлен пост, и пренебрегая им совсем, другие — свысока и высокомерно отвергая его и смотря на постящихся, как на каких-то «отсталых людей», чуть ли не изуверов».

Чтобы найти ответ на вопрос «Почему мы должны поститься?», давайте ознакомимся с рассуждениями этого богослова. Пост — чрезвычайно важное установление нашей святой Церкви, полезное для души и тела. И это было всегда, а в наше нездоровое время особенно, потому что нет людей абсолютно здоровых. Мы все больны в той или иной степени, а пост — это курс лечения для наших больных душ, а также тела. Важно только правильно понимать его смысл и значение.

Из-за непослушания и невоздержания наших прародителей нас лишили райского блаженства. Но если мы добровольно примем подвиг послушания и воздержания, и отвергнем гордыню и самолюбие, то сможем возвратить утраченное райское блаженство. Но необходимо понимать, что истинный пост состоит не только в телесном воздержании от некоторых видов пищи, но и в воздержании от всякого зла. Истинный пост — двоякий: телесный и духовный. Телесное воздержание необходимо для того, чтобы освободить дух от власти плоти, ибо плоть всегда желает противного духу. «Мудрование плотское есть смерть, — говорит святой апостол Павел, — оно есть вражда на Бога, по закону Божию не покоряется» (Рим. 8: 6-7).

Пост

Значение поста растолковано многими святыми отцами. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Пост — колесница, возносящая на небо. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — орудие доблестным, училище подвижников. Пост — путь к покаянию». Величайший постник преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного раздражения, истребление лукавых помышлений, свобода от скверных поведений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечного ожесточения, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, недействие многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение». Святитель Амвросий Медиоланский учит: «Пост — время небесного врачевания, время пробуждения души от греховного сна и преступной беспечности о своем спасении». Вот что такое пост! Мы могли бы и дальше цитировать святых отцов, однако и этого достаточно.

К сожалению, в последнее время у нас стали популярны протестантские и сектантские воззрения на пост, как на что-то ненужное и бесполезное. Плотоугодники, разумеется, за это хватаются, поскольку не хотят поститься. Они ссылаются на слова Христа, сказанные книжникам и фарисеям: «…не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 11). Но ведь это было сказано совсем не о посте, а по поводу фарисейского обычая умывать руки перед принятием пищи. Мы постимся совсем не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста — не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви.

Протестанты и сектанты, якобы признающие только Священное Писание, уверяют, что оно ничего не говорит о необходимости поста. Но это неправда! Пост установил Сам Господь Бог еще в раю, когда дал Адаму и Еве заповедь о невкушении ими плодов от древа познания добра и зла (Быт. 2: 16—17). После потопа Ною тоже Самим Богом была дана заповедь о посте: «Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте» (Быт. 9:3—4). Подвиг пощения проходит через весь Ветхий Завет.

Иоанн Креститель

О важности и необходимости поста говорится и в Священном Писании Нового Завета. Великий угодник Божий, Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, по свидетельству Самого Христа Спасителя, «величайший из рожденных женами», вел жизнь, исполненную строгого воздержания в жилище, одежде и пище: жил в пустыне, одевался в жесткую одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом, не пил ни вина, ни сикера (Мф. 3: 1—4). Сам Господь Иисус Христос, пред Своим выходом на великое дело служения роду человеческому, сорок дней и сорок ночей провел в пустыне в строгом посте. Разрешая недоумение апостолов, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь сказал: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

В книге Деяний Святых Апостолов мы находим немало указаний, что ученики Христовы неоднократно постились и во время поста удостаивались особенных даров Святого Духа. Так было, например, пред избранием и возложением рук на Варнаву и Савла: «…когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13: 2—3). Вообще, при рукоположениях, как сами апостолы, так и рукополагаемые постились. Полагаем, что и этих немногих мест достаточно для утверждения нас в той истине, что святые посты вполне согласны с учением Слова Божия, душеспасительны и Богу приятны. Как же можно после этого отвергать посты?

Вернуться к списку

Последние добавления