Публикации

Зачем тебе отражение в луже?

  Количество просмотров

Вторая заповедь, из десяти данных Богом Моисею на горе Синай, звучит так: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, так толкует значение второй заповеди: «Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских?».

Противники Православия часто обвиняют христиан в несоблюдении второй заповеди — «не сотвори кумира и никакого изображения». А храмы полны изображений — икон. Протоиерей Серафим Слободской по этому поводу говорит следующее: «Протестанты и сектанты упрекают нас в том, что мы поклоняемся идолам. Но мы не поклоняемся идолам — мы поклоняемся святым иконам и мощам. Святые иконы для нас — всего лишь изображения и образы. Молясь перед иконой, мы молимся не материальной иконе, а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, что намного легче обращаться к Спасителю, видя перед собой Пречистый Его Лик, а не пустую стену или печку. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами. Еще Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая поклонение кумирам, получил от Бога повеление поставить в подвижном еврейском храме — скинии — золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета».

Надо заметить, что идол — это не всегда деревянный истукан на Лысой горе, перед которым пляшут и поют песни. Раннехристианский писатель и теолог Тертуллиан в трактате «Об идолопоклонстве» пишет: «Идолопоклонство умеет прятаться, притворяться, чтобы только совратить с пути служителей Божиих».

Многие полагают, что идолопоклонником является тот, кто ходит в храмы для курения фимиама и принесения жертв. Но это неверная точка зрения. Это всё равно, что утверждать, что прелюбодеяние состоит исключительно в плотском соитии, а убийство совершается там, где проливается кровь. Но нам известно, какой обширный смысл дает Бог подобным действиям, когда именует прелюбодеем всякого, предающегося похоти, дозволяющего себе нескромные взгляды, когда говорит, что тот не безвинен в убийстве, кто не оказывает любви брату своему. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3:15).

Вернуться к списку

Последние добавления