Публикации

Любовь к природе и труд: пережитки прошлого или естественные потребности души?

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
диакон Виталий ГАРАБОВ
Любовь к природе и труд: пережитки прошлого или естественные потребности души?

Наблюдая за нынешним молодым поколением, обращаешь внимание на одну серьёзную проблему — отчуждение человека от природы. Ни для кого не секрет, что у современного человека нет желания работать на приусадебном участке, а порой нет даже потребности в простом созерцании природы.

Мы любим выезжать за город, но, к сожалению, не для того, чтобы послушать звуки природы. Мы первым делом разводим костёр, достаём мангал с шампурами… И конечно же, «врубаем музон», чтобы выгнать всех птиц из леса грохотом ударных и визгом электрогитар.

Почему эту тему поднимаю я — священнослужитель? И имеет ли она какое-либо отношение к христианству, к духовности? Думаю, что имеет. Начнём с того, что для христианского (библейского и святоотеческого) миросозерцания характерно трепетное и благоговейное отношение к природе, сотворённой Богом. «И увидел Бог всё, что создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). В писаниях святых отцов есть глубокая мысль об иконичности творения (от греческого слова «икона», что в переводе означает «образ»): как человек создан по образу и подобию Божьему, так и весь сотворённый мир является отображением Божественной красоты и совершенства. 

Серафим Саровский с медведем

Многие святые исполняя высшую христианскую заповедь о любви к Богу и ближнему, расширяли её до любви ко всему творению. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека во всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при возрении на них очи у человека источают слёзы от великой и сильной жалости объемлющей сердце». Старец Силуан Афонский учил: «Дух Божий учит душу любить всё живое, так что и зелёного листа на дереве она не хочет повредить и цветка полевого не хочет потоптать». Он считал, что нужно бережно ко всему относиться и не нарушать жизнь того, что существует по Божьему Промыслу.

Любовь к природе и умение видеть её красоту приносят пользу, прежде всего, самому человеку. Созерцание природы подобно созерцанию иконы — оно способно возвышать душу и, более того, способно привести неверующего человека к вере. Самый яркий пример — житие святой великомученицы Варвары. Чтобы познать истину, совсем не нужно отправляться куда-то за тридевять земель. Да у неё и не было такой возможности: она жила в заточении в башне, построенной её отцом. Но она созерцала солнце, луну, звёзды, горы и поля, и Солнце Правды воссияло в её чистой и святой душе.

Из житий святых мы знаем об удивительных случаях, когда хищные звери становились кроткими, как агнцы, и беспрекословно подчинялись человеку. Преподобные Сергий и Серафим кормили с рук своих друзей — медведей. Особенно интересна история о приручении Герасимом Иорданским дикого льва, которого святой вылечил от ран. Подобные эпизоды — это частицы рая на нашей земле. Там, где святость, устанавливается райский порядок вещей.

Животные в райском саду

Но Адам в раю не только созерцал красоты Эдемского сада. Бог дал ему заповедь возделывать и хранить его (Быт. 2:15). А после грехопадения ему пришлось много трудиться, чтобы добыть себе пропитание. Тяжёлый труд ограничивает распространение греха и напоминает человеку, что он «… земля и в землю отыдет» (Быт. 3:19). Труд смиряет, облагораживает душу и угашает страсти. Всем известно, что дурные мысли и дурные дела возникают от безделья и лености.

К сожалению, современный человек чуждается работы на земле. Если ещё совсем недавно мы ехали на свои дачи для того, чтобы поухаживать за помидорками и огурчиками, то сейчас мы рассуждаем по-другому: «К чему так париться, когда всё это можно купить в ближайшем супермаркете, причём круглый год». И превращаем свои участки в модные ныне газоны — для тех же шашлыков и пикников. Подобная тенденция наблюдается и в церковной среде, я это заметил во время учёбы в духовной семинарии. В летние дни на студентов возлагают различные послушания. Если им предоставляется выбор, то они в большинстве случаев стремятся выбрать работу, не связанную с природой. Студетны готовы таскать кирпичи или брёвна, протирать пыль в душных библиотеках — лишь бы не поливать цветы и не пропалывать сорняки на клумбах академического сада.

А между тем вспоминается, как на уроках пастырства преподаватель рассказывал нам о произведении протоиерея Алексия Остапова «Пастырская эстетика». В нём рассматриваются все стороны жизни и служения православного пастыря, и даются различные советы и подсказки. В главе, посвящённой дому и быту, говорится, что священнику нужно заниматься приусадебным хозяйством, причём не абы как, а так, чтобы и в этом деле быть примером для своих прихожан. Но скажем шире: любовь к природе и умение трудиться приличны не только носителю священнического сана, но и всякому христианину. Между прочим, слово «крестьянин» — это искажённое «христианин».

Итак, любовь к природе и общение с ней весьма желательны и полезны для верующего. Помимо всего прочего, эти качества важны и для миссионерства, ведь любой человек, наблюдая за семьёй и домашним хозяйством христианина, может проникнуться уважением к нему и его вере, и вполне возможно, «…поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:25). 

Теги:
Природа
труд
человек
Бог
земля
красота

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации