Публикации

Покровский новый храм Казани

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Ильдар Алиев
Покровский новый храм Казани

Нам выпало жить в непростое время, когда многие из нас выросли в годы атеистической советской власти, а нынешнее молодое поколение имеет очень отдаленное представление о св. вере. Еще сто лет тому назад, в годы, предшествовавшие революции, один из русских богословов писал:

«...В настоящее время неверие в людях стало явлением очень нередким вследствие невоздержанной жизни, но зато стали великою редкостью простота веры, любовь к ближнему и преданность воле Божьей. Теперь, если верят иные в таинства Религии, то верят, конечно, по-своему, нисколько не обращая внимания на каноны св. Отцов, которые признаны всеми великими людьми ученого мира В особенности наш век исполнен всякого рода вольнодумцами, которые стараются незаметным образом отнять у св. веры всю важную цену, подчинять себя свободно ее святейшим уставам... дабы разврату, как плоду безверия, придать более благовидную личину, чтобы он, через это, не казался очень резким и отвратительным в своих богохульственных поступках. Такова лукавая хитрость развратников, зараженных безбожием. Но горе тому дому, в котором отверстан вход любострастным вольнодумцам! В нем скоро поселятся несогласия, буйства и всякого рода неустройства: он превратится тогда в училище срамных мерзостей, где будут свободно преподаваться уроки гнусных пороков и произвола. В несчастном таком семействе больше никто не увидит ни порядка, ни подчинения, ни родственной любви и доверенности между собою. Дети будут считать себя вправе не подчиняться родительской власти, родители будут думать, что воспитание детей должно состоять лишь в том, чтобы оставить их на произвол природным склонностям, подобно пресмыкающимся животным Может ли тут быть мир и согласие, когда попран священный закон и все права человеческия? В какое печальное зрелище могло бы обратиться общество, если бы дикое вольнодумство получило возможность ввести свои нечестивые правила в законы!»

К великому сожалению, эти пророческие слова сбываются в наши дни, когда, начиная с 1991 года вероисповедание вышло из-под запрета, но обрело форму, подобную модному течению, в котором истинность веры стала расплывчатым и непонятным для многих явлением А ведь на протяжении многих веков в годы военных лихолетий, когда Россия была христианским государством, шли на врага под лозунгом — за Веру, Царя и Отечество. Ибо Вера была именно тем, что объединяло подавляющее большинство россиян. Поэтому истинно верующие люди никогда не скупились, отдавая иногда и последнее, на строительство храмов, чем увековечивали свое верование перед современниками и грядущими поколениями.

Одновременно с покорением Казанского ханства началось развитие христианства на всем его пространстве. Первые церкви были деревянными, а по их обветшалости и по мере расширения приходов строились уже каменные. Однако по прошествии более чем двух столетий и они для своего дальнейшего поддержания требовали значительных средств. Кроме того, росла и ширилась Казань, увеличивалась год от года численность горожан. Если к 1800 году население Казани насчитывало около 25 тысяч человек, то к 40-м годам составляло 40 с лишним тысяч, а в 1858 году превысило 60 тысяч человек.

Старые церкви становились тесными, не вмещали всех желающих прихожан. Силами епархии решать вопросы благоустройства церквей и строительства новых храмов становилось невозможным. Поэтому Высочайше утвержденным в 1864 году положением предписывалось организовать при церквах попечительства, целью которых должна стать забота о благоустройстве и благосохранности приходских церквей в хозяйственном отношении, об устройстве первоначального обучения детей, а также организации благотворительности в пределах прихода Попечительство и его председатель избирались на общем собрании прихожан, в случае же отсутствия председательствующего его функции возлагались на настоятеля прихода.

Исполняя Высочайшее повеление, 20 апреля 1867 года на общем собрании после совершения Божественной литургии было учреждено приходское попечительство Покровской церкви в Казани. В него вошли потомственный почетный гражданин, церковный староста, купец Александр Александрович Серебренников, надворный советник Николай Васильевич Разумов, городовой архитектор Павел Евграфович Аникин, купец Николай Леонтьевич Тупицын, купец Дмитрий Алексеевич Черкасов, купец Ефрем Андреевич Пермяков, доктор медицины Михаил Фомич Кривошапкин и настоятель Покровской церкви Стефан Адоратский. Этот состав попечительства был утвержден архиепископом, о чем было сообщено в седьмом номере «Епархиальных Известий».

Первое заседание попечительства Покровской церкви состоялось 28 мая 1867 года, на котором ввиду ветхости, недостаточной вместимости и отсутствия вентиляции летнего и зимнего храмов было решено просить городового архитектора П.Е. Аникина совместно с настоятелем и старостой осмотреть существующие строения. Результатом этого осмотра должны были стать предложения дальнейшего использования зданий, а в случае необходимости было решено рассмотреть возможность проектирования нового храма, соответствующего его расположению в центре города, достаточной вместимости и с хорошей вентиляцией.

Для изыскания средств на постройку храма на общем собрании прихожан было принято решение призвать добровольцев к посильным пожертвованиям. Все поступающие средства будут записываться в особую попечительскую книгу. Пожертвования принимаются от всех, независимо от того, является данное лицо членом прихода или нет.

Осмотр летнего и зимнего храмов показал, что летний храм гораздо прочнее зимнего, о чем было доложено на заседании попечительства 16 июля. Исходя из этого решили приспособить летний храм для зимних богослужений, устроив в нем печи и новые двойные рамы, испросив на это деньги у епархиального начальства Деньги были отпущены и все намеченные работы к зиме завершились.

10 декабря 1867 года попечительство на своем заседании решило собрать общее собрание прихожан в доме церковного старосты 31 декабря для изыскания денежных средств на проект нового Покровского храма Намеченное общее собрание прихожан состоялось в обусловленный день, где после наставительной речи священника церкви и раздачи брошюр о высоком значении храмов Божьих в жизни христианина и несообразности этому обветшавшего Покровского храма выступил городовой архитектор П.Е.Аникин, предложивший два проекта Первый — подобный кафедральному собору, воздвигнутому в г.Вятке по проекту знаменитого архитектора Витберга; второй — разработанный самим Аникиным, подобно которому уже сооружен им же храм в г. Кузнецке Саратовской губернии.

Первый проект отклонили по двум причинам, а именно: для такого великого сооружения приход Покровской церкви слишком незначителен, кроме того, проект очень дорогостоящий. Второй проект по всем показателям устроил собравшихся и был одобрен, городовому архитектору было предоставлено время на устранение незначительных недоработок.

Затем перешли к сбору средств по подписке, которая выразилась в сумме до пяти тысяч рублей. Вдобавок к этой сумме в церковных книгах значилось еще две тысячи пятьсот рублей, пожертвованных ранее прихожанами на новый храм Кроме этого, по духовному завещанию одним лицом на те же цели оставлено было пять тысяч рублей с условием наличия в новом храме придела во имя святого Александра Невского. О принятых решениях и собранных средствах через местного священника было решено доложить епархии и просить разрешения на разломку крайне обветшавшего зимнего храма с колокольней, а также рассмотреть и одобрить проект нового храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Разрешение и благословение архиепископа Антония было получено. Начать было решено с заготовки необходимых строительных материалов.

На очередном заседании попечительства 28 января 1868 г. создана комиссия из членов попечительства под председательством священника храма по свершению закупок строительных материалов, изыскание и приобретение которых по просьбе комиссии совершал один из прихожан — казанский мещанин Петр Андреевич Андреев, опытный специалист в этом деле. Были заготовлены 60 сажен лучшего бутового камня, известь, кирпич и другие материалы по ценам даже ниже справочных. О всех расходах было доложено членам попечительства в апреле месяце. Член попечительства купец Ефрем Андреевич Пермяков в качестве первого своего взноса пожертвовал на строительство нового храма 50 тысяч штук кирпича.

Городовому архитектору Аникину поручили утвердить проект нового Покровского храма в строительном отделении Казанского губернского правления.

За все время подготовки к строительству нового храма прихожане без всяких предложений со стороны попечительства продолжали приносить посильные, хоть и малые, средства на возведение нового храма, выражая тем самым свое заветное желание увидеть новую церковь.

При многочисленных заботах, связанных со строительством, попечительство не забывало и о других вопросах благоустройства, а именно:

1) Службы при церковном доме своей ветхостью давно вызывали нарекания гражданского начальства. Поэтому на одном из заседаний церковный староста доложил, что еще до образования попечительства он для устройства вместо деревянных служб заготовил для строительства каменных 80 тысяч штук кирпича и потребное количество бутового камня. Еще он предложил все издержки строительства взять на себя, лишь бы городовой архитектор Аникин разработал проект и утвердил его в строительном отделении губернского правления. Вскоре на месте старых служб были воздвигнуты новые каменные, а попечительство вынесло благодарность церковному старосте Серебренникову и архитектору Аникину.

2) Заботясь о благоустройстве церкви, попечительство обратило внимание и на недостаток стройного пения хора при богослужениях в Покровской церкви, которое осуществлялось двумя, а иногда и одним причетником. Решено было пригласить петь на клиросе способных к церковному пению прихожан, а в случае надобности и регента

3) Решено было открыть при церкви и библиотеку. Член попечительства, надворный советник Николай Васильевич Разумов, представил список тех книг, которые, по Указу святейшего Синода от 3 декабря 1867 года, преимущественно должны быть в церковных библиотеках, а также предложил в дар около тридцати книг из собственной библиотеки, выразив пожелание, что его примеру последуют другие прихожане. Книги были приобретены и вместе с подаренными помещены в специальный шкаф. Заведовать библиотекой поручили диакону церкви ИА. Евсееву. Пользоваться библиотекой все прихожане могли бесплатно, а выдачу и прием книг регистрировал диакон в специальной шнуровой книге.

4) Доктор медицины Михаил Фомич Кривошапкин, член попечительства, в целях прекращения нищенства в Покровском приходе предложил приходскому священнику составить список действительно нуждающихся прихожан, чтобы в дальнейшем изыскать способы к их пропитанию и призрению, что привело бы к снижению нищенства. Содействовать своему предложению Кривошапкин обязался незамедлительно.

Организацию приходского училища при церкви признали нецелесообразной, т.к. в приходе уже существовало начальное училище, учрежденное обществом.

Приготовительные работы к началу возведения нового Покровского храма были завершены осенью 1858 года Немногие видели и знают, как по церковным правилам происходит закладка храмов, поэтому рассмотрим подробно, как это происходило при закладке нового Покровского храма.

День 1 октября 1868 года явился первым днем его истории, т.к. в этот день была совершена закладка этого нового богоугодного заведения. При стечении многочисленного народа ее совершил Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. Этого момента прихожане ожидали давно... Сначала архиепископом Антонием была совершена Божественная литургия. Ему сослуживали: ректоры Казанской духовной академии и семинарии архимандриты Никанор и Варсонофий, кафедральный протоиерей В.П. Вишневский и приходской священник. Служение происходило перед храмовою иконою. Затем был совершен крестный ход на избранное и приготовленное для нового пятипрестольного Покровского храма место. Закладка была совершена с соблюдением всех церковных правил и по церковному чиноположению; основание храма водружением крестов и положением камней на место престолов с окроплением их святою водою совершил архиепископ Антоний. Затем членами приходского попечительства совершилась сама закладка через крестообразное положение кирпичей на месте храмовой обители в четырех углах храма с окроплением их также святою водою. По окончании крестного хода, после завершения ритуала закладки, в старом храме была совершена обычная литургия, возглашено многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, святейшему правительственному Синоду и архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию, а также всем воссоздателям и благотворителям нового храма.

Священник Покровской церкви Стефан Адоратский произнес перед присутствовавшими слово, в котором он не только кратко напомнил о жизни Пресвятой Девы Богоматери, но и сказал, что «...для нас, братия, храм Божий должен быть училищем веры и Божественной любви. Для этого мы воцерковлены. Воцерковление, совершенное над каждым из нас в 40-й день по появлении нашем на свет, обязывает нас иметь дом Божий всегда желанным местом нашего общего собрания в духе веры и Божественной любви».

Так все начиналось. Все пять лет строительства от дня закладки храма приходский священник ежедневно присутствовал на работах, воодушевляя рабочих, которым труд такой был в радость.

Летние дни начинались с молитвы, а настоятель после вознесения хвалы Богу и окропления святой водой материалов и рабочих мест всемерно помогал работникам. Наверное, все это уберегало людей на постройке храма от опасностей и болезней, которые случались в той же артели ранее на других стройках. Сами рабочие до того свыклись с таким положением дел, что, положив последний кирпич в каменную кладку храма, попросили настоятеля провести благодарственное пение Господу Богу в храме в присутствии всех, кто трудился на строительстве.

Начав строительство без готовых средств, все надежды попечительство возлагало на помощь Бога, веруя, что Он не оставит столь богоугодное дело без своего покровительства. Действительно, как однажды сказал владыка Антоний настоятелю храма, пришедшему доложить архиепископу о ходе дел, «Виден покров Божией Матери при построении вашего храма!». Господь не оставил их без своей милости.

До сентября 1870 года пожертвования, получаемые от разных лиц, сосредотачивались у церковного старосты, который расходовал их по мере надобности. Затем была заведена специальная приходно-расходная книга, которую вел сам священник церкви. Необходимость заведения такой книги была вызвана тем, что однажды возникла острая необходимость расчета с подрядчиками, а все имевшиеся средства уже были израсходованы. На заседании попечительства было решено завести книгу прихода-расхода, чтобы знать в любой момент о наличии средств. Так, с сентября 1874 года по 1874 год в книге оприходовано было 17 249 рублей 92 коп., а расход составил 18 061 рубль 48 коп, что показывает о внесении и своих средств настоятелем храма. Деньги настоятель привозил из Макарьевской ярмарки от пожертвований прихожан, а кроме этого, самые именитые члены попечительства привозили пожертвования из других городов. Член попечительства купец Ефрем Андреевич Пермяков не раз доставлял деньги из Москвы от тамошних жертвователей.

В Казани пожертвователей было очень много: не жалели денег купцы Чирков, Лебедев, Кекин, Соколов, Пермяков, Курманаев, Разумов, Щетинкин, Стахеев и другие; дворяне Кукуранова, Поспелова, Безобразова и другие.

Отдавали, может быть, последнее простые прихожане. Так, в книге значились: от иеромонаха Иллариона 2 руб, за упокой Агриппины 1 руб, за здравие Елены и Максима 1 руб, за упокой Анны и Анастасии 1 руб.

Как ни экономили, но средств все же не хватало. Решили направить письма с просьбой оказать помощь в строительстве храма лицам, которые известны всей России своей благотворительностью. Аналогичные письма были направлены и известным казанским благотворителям. Откликнулись на них и оказали материальную помощь именитые казанцы: Садовский, Чернояров, Унженина, Котелов, Сапугольцев, Кожевников.

Приходили деньги и из других городов: из Москвы 452 руб., из Саратова, Елабуги, Чистополя, Кяхты, Симбирска, Оренбурга и других. Клали деньги и в церковные кружки, жертвовали серебряные вещи, материалы и ценности. Все это свидетельствует о всенародности постройки нового Покровского храма.

С окончанием кирпичной кладки большой объем работ по изготовлению и установке глав на храме и колокольне взял на себя известный казанский строитель, купец Мартын Максимович Данилов. Попечительство лишь понесло затраты по покрытию глав железом. На средства Данилова была устроена и лестница на колокольню. Еще ранее М.М. Данилов пожертвовал железо на покрытие придельных храмов, 30 тысяч штук кирпича и свыше 100 бревен. На его средства вызолочены два малых креста на купола Один из больших крестов на главный храм вызолочен был прихожанином церкви купцом Василием Николаевичем Заседателевым. Другой большой крест на колокольню вызолочен на средства Семена Михайловича Чиркова. Не остался в стороне и церковный староста — его стараниями был вызолочен один малый крест с шаром.

На заседании попечительства 25 ноября 1873 года городовой архитектор Петр Евграфович Аникин высказал желание приготовить рисунок иконостаса и внес полезные предложения о внутреннем благоустройстве храма.

В продолжении работ проявили себя и другие благотворители, например, Константин Александрович Юшков, пожертвовавший стекло на все окна храма.

Еще одно из строительных дел было признано необходимым. Это решение устроить небольшую часовню на углу Покровской улицы, где находилась икона Покрова Пресвятой Богородицы, ранее помещавшаяся в оградном столбе, который заменял часовню. Посчитали нужным также сделать и пристрой к часовне для размещения свечной лавки по примеру московских храмов. Проекты часовни и церковной ограды, дабы они были красивы и удобны, решено было заказать специалистам Кроме того, в подвалах постановили построить две пневматические печи для обогрева и расположить их по бокам под трапезной. Все это, конечно, было сделано. Кли-ровые ведомости подтверждают и наличие при церкви часовни, которая уцелела до наших дней и находится на пересечении улиц Фукса и Большой Красной (ранее Поперечно-Покровской и Казанской — авт.) Располагалась часовня и два дома причта позади храма, поэтому из дошедших до наших дней (фотографиях часовня не фигурирует.

Преодолев все трудности, строительство нового Покровского храма в начале 1874 года вчерне было завершено. В течение одной недели были подняты большие кресты: 23 апреля 1874 года — на колокольню, а 28 апреля — на сам храм. Затем установили малые кресты на куполах приделов. Иконостас для церкви был изготовлен по проекту архитектора Х.Г. Пашковского в 1880 году, а освящение храма состоялось 16 октября 1883 года.

В старом же бывшем летнем храме, укрепленном и утепленном еще в самом начале строительства нового Покровского храма, как и было задумано попечительством, 15 июля 1888 года открыли бесплатную библиотеку-читальню для прихожан в память равноапостольного князя Владимира и 900-летия крещения Руси.

В Покровском храме пел в церковном хоре 15-летний Федя Шаляпин, будущий гений русского оперного искусства.

Покровский храм новый и старый были разрушены в начале 1930-х годов XX века А на их месте в 1934-1936 годах был возведен пятиэтажный жилой дом для работников НКВД по проекту архитектора Д.М. Федорова, который в народе получил название «дома чекистов».

Литература

1. НА РТ Ф.4., оп.137, д.32, с.113-115.

2. Т.П. Богачев. «От чего гибнет народ и государство?», М„ 1910 г.

3. «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», Казань, 2005 г.

4. Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», т. XXIV, С.-Петербург, с.1910 г., с548.

5. «Известия по Казанской епархии». N12, 1868 г.

6. «Известия по Казанской епархии». N2, 1874 г.

7. С.В. Гольцман. Ф.И.Шаляпин в Казани. Казань, 1986, с.49.

 

Теги:
Покровский храм
разрушенные храмы Казани
история Казанской епархии
Покров Пресвятой Богородицы

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации