Публикации

Выступление митрополита Феофана на секции III Республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
Выступление митрополита Феофана на секции III Республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций

17 августа в рамках III Республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций в Доме Дружбы народов Татарстана прошло заседание одной из семи секций «Нравственность, духовность, межэтническое взаимодействие — ресурсы гражданского общества». На мероприятии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан обратился  к присутсвующим.

Многоуважаемый Анатолий Алексеевич, собрат Камиль Хазрат!

 Я — человек новый, поэтому все взоры устремлены на меня. Я мог бы пойти по пути констатации фактов — рассказать, что сейчас делается в митрополии, и что планируется сделать в будущем, но я не стану придерживаться этой традиционной схемы.

Наверное, большинство из вас слышали, что я долгие годы трудился в зарубежных странах, представляя там Русскую Православную Церковь. Это служение началось в Израиле, где я работал на протяжении пяти лет. Тогда, будучи еще совсем молодым представителем Церкви, я неоднократно встречался с министром Моше Даяном. Ближний Восток я знаю хорошо. После этого я был представителем в Египте, объехал весь Африканский континент, был представителем в Сирии и Латинской Америке. После этого работал 10 лет на Кавказе, был свидетелем трагических событий в Беслане.

К чему я это говорю? Сейчас, пожалуй, вступлю с уважаемым профессором в диспут. Он сказал: «Чем выше образование, тем выше толерантность». Я не совсем с этим согласен. Например, Усама бен Ладен был образованным человеком. Если проанализировать историю, то можно заметить, что революционные катаклизмы в обществе устраивают образованные люди. Это же касается и религии. Владимир Ильич Ленин был очень образован, но я не могу сказать, что он был толерантен, иначе бы он не пролил столько крови. И Керенский был образован, однако мы видим, что из всего этого вышло.

Митрополит Феофан принял участие в работе Республиканского Форума социально ориентированных НКО

Поэтому, уважаемый профессор, мы не можем утверждать, что лишь одна образованность сможет уберечь мир от ненависти и разделения. Создатели человеконенавистнических идеологий — это, как правило, не мужики. Поэтому образование не должно быть просто суммой знаний. В начале XXI века мы совершили ошибку, выведя из системы образования воспитание. Но, по моему глубокому убеждению, образование без нравственного компонента приводит к трагедиям и катаклизмам.

Теперь к вопросу о глобализации. Часто это воспринимается, как нечто позитивное. Но посмотрите, что сейчас происходит в мире. Почему вдруг все стали ненавидеть нашу страну? Потому что Россия, как сильное и суверенное государство, не захотела быть ведомой страной. Надо отметить, что глобализация подразумевает консенсус, согласие человеческих сообществ между собой . И, если это так, то тогда это нормальное явление.

Развитие технологий может улучшать нашу жизнь, но может и привести к беде, если между людьми не будет согласия. Кроме того, нужно принимать во внимание и религиозную точку зрения. Глобальный мир с однополыми браками неприемлем для нас. Это оселок демократии. Лично я никогда не признаю однополые браки нормой. Даже если их узаконят, православные люди все равно будут считать это отклонением, потому что у нас есть традиции.

Нам говорят, что нужно быть толерантными. С одной стороны, мир объединяется. Но, с другой стороны, мы видим, что появилось ИГИЛ, происходят различные революции. То есть вроде бы есть консолидация и взаимопонимание, но в то же время идет жесткое разделение. В чем причина этого? А причина в том, что при глобализации не учитываются национальные особенности тех или иных государств. Политики говорят, что не должно быть однополярного мира. Но унифицированного подхода, не учитывающего культурные и религиозные особенности народов, тоже не должно быть.

После развала Советского Союза возникла необходимость чем-то заполнить идеологический вакуум. Однако сделать это было трудно, так как традиции были прерваны, а образовательных центров не существовало. И то, что попытались насаждать, было неприемлемо для основной массы населения, которая еще помнила другие традиции. Получались столкновения. И очень важно, что вы создали такой методический образовательный центр. Я благодарен за это, поскольку вижу, что правительство республики и ее нынешний президент — Рустам Нургалиевич Минниханов, а также и предыдущий — Минтимер Шарипович Шаймиев, очень много сделали для того, чтобы в республике были мир и согласие. Отсюда и экономическое процветание, отсюда и нормальная человеческая жизнь.

Когда мы говорим о толерантности, мы должны помнить об исторических и религиозных традициях своих народов. Это очень важно. Когда мы что-либо перенимаем у западных или восточных стран, то нам в первую очередь необходимо ориентироваться на внутренний мир нашего сообщества. Новшества должны быть эволюционными, а не революционными, и они не должны противоречить традициям нашего народа.

Теги:
НКО
Дом Дружбы народов
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
общество
межконфессиональные отношения
глобализация

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации